Пост про первые и регулярные полеты Ил-86 из Москвы на Сахалин. Историю авиасообщения с островом я
уже рассказывал, но там пока закончилось на открытии аэропорта Хомутово в 1960-х. Тут немного перепрыгнем в 1990-й год. Последний полноценный год СССР и его МГА.
На День Воздушного флота предыдущего 1989 года в августе начальник агентства "Аэрофлота" в Южно-Сахалинске Н.С.Ковтунец в интервью газете "Советский Сахалин" говорила про планы на начало полетов Ил-86 в Москву в следующем 1990-м году. Уточняя, что в связи с большой вместимостью аэробуса количество рейсов в Москву с его вводом снизится и появится необходимость в промежуточной посадке. Но комфорт нового лайнера компенсирует эти моменты.
И вот в мае 1990 года Ил-86 прилетел. Небольшим крюком из Хабаровска, куда он уже штатно летал (через Новосибирск и с новосибирскими экипажами в том числе). Уточню, что с 1985 года по 1990-й в результате удлинения полосы Южно-Сахалинск начал принимать в разное время Ту-154, Ил-62, Ил-86 и Ил-96.
В общем, 22 мая был первый технический рейс. Фото выше. С планом регулярки с 1 июня два раза в неделю на Москву.
__________________________________
01. И вот уже первый рейс "по расписанию" на Сахалине - 2 июня. С вылетом из Москвы действительно вечером 1 июня. Внуковское производственное объединение ГА. Главный и первый эксплуатант Ил-86 в стране.
Из текста, про "самолетный запах" - Ил-18 вспоминаю здесь с негативом. Как он дурно пах... Крайний раз на Ил-18 я летал с Сахалина в Хабаровск в 1985 году в мае. Обратно возвращался уже на Ту-154, в первый раз на нем на остров. Причем, в Сокол (база ВВС). Но это стоит отдельного рассказа.
Тут уже речь про ежедневные полеты.
02. Тут частично обрезано - но дата 2 июня 1990 года в связи с Ил-86 вошла в сахалинское краеведение.
03. 7 июня "Советский Сахалин" опубликовал расписание до конца года (время московское, не как сейчас). Тут уже и Ил-86 до конца года на линии. С прилетом в Москву в 2.15 ночи мск. И вот куда в это время 350 пассажирам... На Ил-86 рейс 15/16 выполнялся в итоге лет 10. Расписание более поздних лет найду - уточню, менялся ли прилет.
04. Штатно рейс дозаправлялся в Красноярске, с выходом пассажиров. Сам я только один раз слетал на Ил-86 на Сахалин - в конце августа 1990 года. Помню этот транзитный Красноярск... заспанные пассажиры..., рассвет только-только начинался. Хорошо, что тепло на улице более-менее было. Ждали заправку в накопителе, с выходом на улицу.
(Красноярск был знаком сахалинцам, так как еще в 1960-х именно красноярцы выполняли транзитные рейсы Сахалин - Красноярск - Москва на Ил-18).
05. Тут же какие-то нестыковки в расписании, причем, обсуждаются публично. В газете от 08 июня.
06. Почему-то очеь мало снимков Ил-86 на Сахалине в тот период. Вот тут скорее всего август 1990-го, с короткого новостного сюжета на местном ТВ.
Плиты на перроне.
07. Тоже плиты. Не смог определить, какая это стоянка.
08. Для визуализации - полоса в 1980 году, под Ил-18...
09. И под Ил-62 в 1988-м.
10. В праздничный день 1 мая 1990 года "Советский Сахалин" приглашал в путешествия по СССР. Крым, Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Узбекистан, Молдавия... Самая дорогая путевка - в Ялту. А Сочи - нет. Летали туда на Ил-86 до Москвы, в том числе. Цены, видимо, без учета перелета, хотя не уверен.
11. А еще в 1990 году на Сахалин прилетал Ил-96. Причем, раньше, чем Ил-96. С Новожиловым на борту. Затем он летал регулярно на остров из Домодедово ("ДАЛ", как минимум, в 1995 году уже летал) и, видимо, позже, из Шереметьево ("Аэрофлот"). Когда первая регулярка началась - пока не нашел.
Текст из "Советского Сахалина" в августе 1990-го.
ПС. Когда закончил летать в Южно-Сахалинск Ил-86, тоже не знаю. Но в 1997 году он еще летал. Иногда, очень-очень редко, вместо Красноярска садился на запасной в Толмачево.
ПСС. Ссылка на электронный архив "Советского Сахалина"
здесь.