HFB-320 Hansa Jet - немецкий легкий многоцелевой транспортный самолёт. Самолёт представляет собой цельнометаллический двухдвигательный среднеплан со свободнонесущим крылом и построен с достаточно оригинальными решениями. Основная особенность - крыло обратной стреловидности с углом 15° по передней кромке, благодаря чему лонжерон пропущен через фюзеляж насквозь. Хвостовое оперение Т-образное. Топливные баки размещены на законцовках крыла. Пара реактивных двигателей расположена на пилонах в хвостовой части самолёта.
Начало проекта по разработке самолёта было положено в 1960 году. Первый полёт прототипа состоялся 21 апреля 1964 года, а серийная машина поднялась в воздух 2 февраля 1966 года. Первым коммерческим эксплуатантом стала итальянская Italcementi получившая свой самолет 26 сентября 1967 года.
Немецкий музей и его филиалы,Мюнхен. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
HFB.320 Hansa - легкий многоцелевой транспортный самолет, разработанный германской фирмой Hamburger Flugzeugbau G.m.b.H. (позднее Messerschmitt-Bоlkow-Blohm G.m.b.H.).
Его отличительными чертами являются Т-образное стреловидное оперение, топливные баки, расположенные на концах крыльев.
Среднерасположенному крылу была придана обратная стреловидность в 15 град., что позволило пропустить лонжерон через фюзеляж за пассажирской кабиной,что позволило сохранить объем кабины.
Опытный самолет впервые поднялся в воздух 21 апреля 1964 года,а в мае 1964 года выставлялся на Hanover Air Show. Второй прототип поднялся в воздух 19 октября 1964 года(этот борт). После года сертификационных испытаний,12 мая 1965 года первый прототип разбился, из-за хвостового оперения. В этой катастрофе погиб шеф пилот Hamburger Flugzeugbau. По результатам расследования были внесены изменения для улучшения поведения самолета на сваливании,в том числе установили stick pusher для предупреждения о приближении опасных режимов..
Сборка первых 10 серийных самолетов началась в мае 1965 года. Первый серийный образец полетел - 2 февраля 1966 года.
Немецкий сертификат был получен 23 февраля 1967 года,а американский 7 апреля 1967 года.
Первым покупателем стал итальянский Italcementi ,получивший самолет 26 сентября 1967 года.
German Air Force заказали 13 HFB-320 в 1963 году.По результатам испытаний двух предсерийных образцов в Est61 test wing в Oberpfaffenhoffen в 1966 году German Air Force заказал еще 6 самолетов для использования в качестве ВИП транспорта. Поставки этих самолетов начались в 1969 году.
Еще восемь Hansa jets были поставлены German Air Force для тренировки ECM,ти самолеты были поставлены в августе 1976 года и в апреле 1982 года. German Air Force заменили свои ВИП Hansa на Canadair Challenger лишь в 1987 году, а самолеты ECM оставались на службе вплоть до 1994 года.
Увеличение конкуренции с новейшими джетами и сравнительно низкие показатели безопасности привело к прекращению заказов, и производство прекратилось в 1973 году. Aviation Safety Network перечисляет 9 инцидентов (6 фатальных) с этим типом,около 20 процентное по отношению к общему выпуску. Только одна катастрофа прототипа была непосредственно связана с конструкцией самолета. В остальных случаях причинами были названы ошибки экипажей.
Первые 15 самолетов Hansa были оснащены двигателями General Electriс CJ610-1 тягой 12,7 кН, следующие 20 машин - двигателями CJ610-5 тягой 13,1 кН, а все последующие самолеты оснащались более мощными двигателями CJ610-9.
Мотогондола со снятым двигателем.
Один из двигателей: General Electric CJ610 это гражданская версия General Electric J85 отличающаяся отсутствием форсажной камеры. Собственный вес двигателя 260-310 кг (в зависимости от модификации),военные версии ВВС США собираются использовать вплоть до 2040 года.
Наш самолет это Hamburger Flugzeugbau HFB-320 Hansa Jet c/n: 1002/V02 D-CLOU с двигателями General Electric CJ610-5. Если я правильно понимаю нумерацию,то это второй прототип?
14 из 45 построенных самолетов Hansa используются Люфтваффе для подготовки операторов радиоэлектронной борьбы и для перевозки высокопоставленных лиц.
На данный момент это единственный гражданский самолет с крылом обратной стреловидности...
ЛТХ:
Модификация HFB.320
Размах крыла, м 14.49
Длина самолета,м 16.61
Высота самолета,м 4.94
Площадь крыла,м2 30.14
Масса, кг
пустого самолета 5425
максимальная взлетная 9200
Внутренне топливо, кг 2430
Тип двигателя 2 ТРД General Electric CJ610-5
Тяга, кН 2 х 13.12
Крейсерская скорость, км/ч 825
Практическая дальность, км 2420
Практический потолок, м 11400
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 12 пассажиров или 1814 кг груза