Lockheed AC-130 - летающая артбатарея непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Основой для данной машины АА США является транспортный самолёт C-130 фирмы Lockheed. Установку вооружения и дополнительного оборудования осуществляла фирма Боинг. Принимал активное участие во Вьетнамской войне.Некоторые модификации остаются на вооружении до сих пор.
USAF Armament Museum все,что есть о C-130 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Работы по созданию летающей батареи в рамках программы "Ганшип" 2 начались в 1965 г. ВВС хотели получить "Ганшип" с увеличенной взлетной массой и продолжительностью полета, большей скоростью полета и мощным вооружением. В качестве наиболее подходящей платформы выбрали военно-транспортный самолет С-130 "Геркулес". Я насколько понимаю планировали заменить
AC-47.
ВВС выделили старенький С-130 (серийный номер 54-1626). Его вооружили четырьмя модулями MXU-470 с одним "миниганом" каждый (модули специально разработаны для "Ганшипов") и четырьмя 20-мм пушками "Вулкан". На самолете установили систему ночного видения, аналоговую бортовую ЭВМ, РЛС, аналогичную устанавливаемой на истребителях F-104, и мощные прожекторы.
Летные испытания первого вооруженного "Геркулеса" начались летом 1967 г. на авиабазах Райт-Паттерсон и Эглин. К сентябрю удалось довести самолет до более-менее приличного уровня, после чего 20 сентября его перегнали на авиабазу Нятранг, а 27 сентября состоялся первый боевой вылет "Вулкан Экспресса" - так назвал первый "Ганшип 2" его экипаж.
Командиром экипажа в первом вылете был великий энтузиаст "Ганшипов" - майор Терри. До 9 ноября "Супер Спуки" (так тоже называли вооруженный С-130, однако прижилось наименование "Спектр", ставшее общим для всех моделей АС-130) совершил несколько вылетов на огневую поддержку наземных войск. В ночь же на 9 ноября самолет совершил первый ночной полет в небе Индокитая на охоту за грузовиками тропы Хо Ши Мина. Практически сразу же после достижения тропы оператор ИК системы ночного видения обнаружил шесть автомобилей; через пятнадцать минут на их месте пылало шесть костров.
Удачный дебют "Супер Спуки" над тропой способствовал ускорению принятия решения о постройке новых "Ганшипов" на базе С-130. Правда, командование ВВС не сочло возможным выделить для переоборудования вновь построенные самолеты, и на завод фирмы Линг-Темко-Воут для переоснащения были доставлены еще семь не новых JC-130А.
Представление о техническом состоянии этих самолетов можно проиллюстрировать следующим примером. Одним из полученных JC-130 был самолет с серийным номером 53-3129(это наш самолет) -это был первый серийный "Геркулес", переданный ВВС в 1957 г. В третьем полете этого самолета (вообще третьем!) на нем случился пожар, экипаж сумел посадить машину, но крыло пришлось заменить.
В 1960 г. самолет переоборудовали в JC-130A и использовали для испытаний РЛС наведения управляемых ракет. В АС-130А он был модернизирован в 1970 г. Из уважения к старости заслуженного ветерана экипаж окрестил его "First Lady" - первая леди, хотя он и не был первым среди АС-130. "Первая Леди" служила долго - самолет окончательно списали только в сентябре 1995 г., последним из всех АС-130А.
Первый же переоборудованный из JC-130 был сдан ВВС в июне 1968 г. Во Вьетнаме он появился шесть месяцев спустя. Вооружение его было такое же, как у "Вулкан Экспресса", зато вместо примитивной ИК системы ночного видения установили более совершенную AN/AAD-4 и более мощную ЭВМ управления огнем. Самолет получил официальное обозначение АС-130А Plaine Jane.
Первое соединение "ганшипов" АС-130 - 16-я эскадрилья специального назначения - официально приступила к боевым действиям 30 октября 1968 г.; организационно она входила в состав 8-го тактического истребительного авиакрыла. В 1974 г. эскадрилью переподчинили командованию 388 истребительного авиакрыла, а штаб эскадрильи и ее "родной дом" перекочевал на другую таиландскую авиабазу - Карат.
АС-130А были подлинными линкорами: как и их морские собратья, среди которых никогда не было абсолютных близнецов, все восемь самолетов отличались друг от друга и внешне, и внутри, что порождало серьезные проблемы с техническим обслуживанием "Ганшипов" при индивидуальном базировании на аэродромах подскока.
Девятый АС-130А с завода перегнали на авиабазу Райт-Паттерсон для дальнейших экспериментов по разработке более совершенного "Ганшипа" на базе С-130 в соответствии с программой "Surprise Package". Две 20-мм пушки заменили на два 40-мм одноствольных Bofors и демонтировали заднюю пару "миниганов". Бортовое оборудование пополнилось телевизионной системой AN/ASQ-145, способной работать в условиях низкой освещенности, лазерным дальномером-целеуказателем; аналоговую бортовую ЭВМ заменили на цифровую.
ВВС заключило контракт с фирмой ЛТВ на переоборудование еще девяти С-130 в "Ганшины" с учетом последних разработок, эта программа называлась Pave Pronto. На всех самолетах была установлена система Black Crow, засекавшая электромагнитные импульсы систем зажигания автомобильных двигателей, а также контейнеры с аппаратурой РЭБ и блоки отстрела ИК ловушек.
Самолеты Pave Pronto появились в Юго-Восточной Азии в декабре 1970 г., где они заменили самолеты Plaine Jane. Шесть уцелевших АС-130А переправили в США для переоборудования по единому стандарту Pave Pronto.
Главной проблемой в дальнейшей модернизации АС-130А была ограниченная прочность конструкции планеров уже изрядно полетавших "Геркулесов". Лишь убедившись в высокой эффективности АС-130А, штаб ВВС выделил для переоборудования 11 новых С-130Е, только что сошедших со сборочной линии завода фирмы Локхид. Эти машины были переоборудованы в вариант АС-130 Pave Spectre.
Электронное оборудование было аналогично предыдущим самолетам Pave Pronto, но новые "Геркулесы" имели более мощные двигатели и, как следствие, лучшие летные характеристики. Возросшая грузоподъемность позволила установить бронезащиту членов экипажа и улучшить условия для их работы. Особое внимание уделили оборудованию "боевой комнаты", где разместились операторы электронных систем. У новой модели АС-130 также увеличился запас топлива и боеприпасов. Первый АС-130 появился на авиабазе Убон в конце 1971 г.
40-мм пушки были прекрасным оружием против грузовиков, но плохим против танков Т-54, ПТ-76. Специалисты с авиабазы Райт-Паттерсон предложили несколько вариантов, усиливающих огневую мощь АС-130, включая 57-мм противотанковую пушки и 106-мм безоткатное орудие, но в конце концов остановились на 105-мм армейской гаубице, которую установили вместо одного Bofors в грузовой двери левого борта, Еще одно сходство АС-130 с морскими линкорами: система управления огнем гаубицы во многом была аналогична системам управления огнем башен главного калибра крупных кораблей, хотя и была изготовлена с использованием блоков и БЦВМ системы управления огнем штурмовика А-7 "Корсар". Первоначально гаубица закреплялась на борту неподвижно, затем ее установили на специальный лафет, имеющий ограниченные углы обстрела; наведение гаубицы осуществлялось БЦВМ. Работы велись высокими темпами, и в начале 1972 г. АС-130 Pave Spectre, вооруженный 105-мм гаубицей, приземлился в Таиланде. Все АС-130 поступали на вооружение только 16-й эскадрильи.
Самолеты АС-130 летали на боевые задания только во время сухого сезона, поскольку в мае начинались дожди и на шесть месяцев всякое движение автотранспорта по путям сообщения Южного Вьетнама и Лаоса прекращалось. Зато в сухой сезон "Ганшипы" не знали ни выходных, ни отгулов, работа начиналась каждую ночь с заходом солнца. Несмотря на боевые повреждения, на охоту улетали все самолеты. Непосредственно над тропой самолеты находились в среднем по четыре часа.
Обычно цель обнаруживалась с помощью системы Black Crow, ее местоположение уточнялось с помощью ИК и ТВ систем, после чего летчик вводил самолет в левый вираж с постоянной скоростью и старался наложить прицельную метку на засечку от цели на дисплее ЭВМ. Огонь из бортового оружия можно было вести в автоматическом режиме и вручную. Сам командир не видел результатов своей работы, степень поражения цели определялась после дебатов в рабочей комнате операторов прицельных систем. Изображение с телевизионного экрана и монитора ИК системы записывалось, и результаты боевой работы уточнялись на послеполетном разборе.
АС-130А действовали над тропой не в одиночку, оборудование АС-130А не позволяло гарантированно обнаруживать автотранспорт в темное время суток, и они часто летали вместе с самолетом RC-130S. Последний представлял собой С-130, на который было установлено 28 мощных прожекторов. Эта машина вполне была способна превратить темную ночь в ясный день, правда, о скрытности действий приходилось забывать. К сопровождению неуклюжих АС-130 привлекались F-4, главной задачей которых была борьба с зенитными батареями. Грузовики передвигались по дорогам колоннами, насчитывавшими от пяти до пятнадцати машин. Хорошим результатом для экипажей ночных пиратов считалось уничтожение или повреждение 25 машин за боевой вылет.
В сухой сезон 1971-1972 гг. над тропой каждую ночь летало от 12 до 18 АС-130, причем в их числе был и один самолет со 105-мм пушкой.
11 января 1972 г. разведка США засекла первый ЗРК С-75, развернутый в районе тропы Хо Ши Мина. Над АС-130 нависла смертельная угроза, экипажи научились избегать попаданий зенитных пушек, не входя в зону их поражения, но от ракет "земля-воздух" спасения неуклюжим "Геркулесам" не было. По делу, надо было сразу же прекратить боевые вылеты на охоту за автотранспортом, чего командование американских ВВС позволить не могло -слишком велик был эффект применения АС-130.
Расплата наступила 31 марта: АС-130, вооруженный 105-мм пушкой был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением. Пятнадцать членов экипажа выбросились на парашютах и были вывезены на Большую землю спасательным вертолетом. Через два дня ракета ЗРК С-75 отправила на землю еще один АС-130, его экипажу спастись не удалось. Потеря двух дорогостоящих самолетов за два дня привела практически к полному прекращению полетов АС-130 над Лаосом и вблизи демилитаризованной зоны между Южным и Северным Вьетнамом, где концентрация средств ПВО была особенно большой. Можно сказать, что 2 апреля была поставлена точка в использовании АС-130 в качестве охотника за грузовиками.
"Ганшины" переключились на другие виды боевой деятельности. Во время обороны Ан Лока весной 1972 г. самолеты использовались для борьбы с вьетнамскими танками. Лазерный дальномер-целеуказатель позволял осуществлять подсветку целей для F-4, вооруженных бомбами с лазерным наведением. Но время неманевренных воздушных линкоров уже ушло.
При обороне Ан Лока коммунисты применили новое оружие - ПЗРК "Стрела". 12 мая 1972 один АС-130А получил попадание ракетой, запущенной с плеча; экипажу удалось дотянуть до авиабазы Тан Сон Нат. Через короткое время "Стрелами" было сбито еще два АС-130. Тем не менее, "Спектры" летали на боевые задания до самого бесславного конца "грязной" войны.
Всего за годы войны в Индокитае погибло 52 члена экипажа "Ганшипов" из состава 16-й эскадрильи специального назначения. Осенью 1975 г. уцелевшие 20 АС-130 вернулись из Таиланда домой, в Штаты. Десять наиболее совершенных АС-130Н поступили на вооружение 1-го авиакрыла специального назначения, дислоцировавшегося на авиабазе Халбарт-Филд, в то время как десять более старых АС-1ЗОА передали 919-й авиагруппе специального назначения, находившейся в резерве ВВС.
Новые четырехлопастные малошумные винты.
Самолёт имеет уникальную компоновку - всё стрелково-артилерийское вооружение находится по левому борту грузовой кабины (по полёту) перпендикулярно строительной оси самолёта, соответственно для его применения по наземным целям самолёт постоянно выполняет левый вираж вокруг района цели (становится в левый круг). Отсек вооружения отделён от остального пространства кабины противодымной шторой, заряжающие работают в масках. Тут видно,что справа ничего нет.
Правый бок чист:-))
Здесь солнце не такое злое и стекла в кабине самолета не замазаны краской,а закрыты блестящим материалом,как в машинах.
Памятная табличка посвященная этому самолету.
Вид спереди
Фото 31.
Табличка с информацией о самолете.
В этом обтекателе видимо расположена система ночного видения? Или же это прожектора?
Крупнее
Эмблема и имя собственное
Для чего эта панель? Она прикрывает ночное видение от засветок?
Фото 37.
Створка носовой стойки
два из четырех модулей MXU-470 с одним "миниганом" каждый,калибром 7,62
Как все там устроено
А это ИК датчик?
Створки ниш основных стоек
Иллюминаторы прикрыты такой вот защитой,скорее всего бронированной? Но почему не все?
ТВД Allison Т-56-А-9 мощностью 3750 лс.
Подвесные баки
Общий вид спереди.
Общий вид с правой стороны. Тут никаких датчиков и никакого вооружения.
Общий вид спереди мешает сделать стелла.
Крупнее
Остекление очень удобной и просторной кабины.
Фото 52.
Фото 53.
И снова четырехлопастной винт.
Всего в музеях можно увидеть пять самолетов AC-130A, как минимум три из них я видел. О двух еще будет отдельный рассказ.
Еще раз немного о нашем самолете:
Это один из первых семи AC-130A самолетов развернутых во Вьетнаме с AF серийным номером. 53-3129,получил имя собственное First Lady в ноябре 1970. Этот самолет был конвертирован из первого серийного борта C-130. 25 марта 1971, он получил попадание зенитной артиллерии в район носового колеса. 37 mm снаряд разрушил все,что располагалось ниже кабины экипажа и чуть не погубил двух членов экипажа. Экипаж сумел посадить самолет без особых повреждений. В 1975, после окончания войны во Вьетнаме, он был передан в Air Force Reserve, где он хранился в 711th Special Operations Squadron входящем в 919th Special Operations Wing. В 1980, был модернизирован получив вместо родных трехлопастных винтов четырехлопастные и ушел в отставку из резерва лишь в 1995 году. Самолет нынче находится на статической стоянке в окончательной конфигурации Air Force Reserve Command и четырехлопастными винтами Hamilton Sunstrand 54H60-91 в музее Air Force Armament Museum рядом с Eglin Air Force Base, Флорида.
Всего было произведено 47 самолетов различных модификаций
В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США состоят:
13 самолётов AC-130U Spooky (жуткий, ужасный) - с 1995 года, стоимость одного $190 млн.
16 самолетов AC-130J Ghostrider
и 8 самолетов AC-130W Stinger II
Модификации :
АС-130A Spectre первая модификация.
АС-130А Plaine Jane с набором оружия Gunship II.
АС-130А Surprise Package модификация с новой электроникой.
АС-130А Pave Pronto и Pave Pronto + модификация с аппаратурой РЭБ и разбрасывателями дипольных отражателей и огнеметами SUU-42A/A.(всего AC-130A разных модификаций было конвертировано 19,вывели их в резерв в 1975,списали в 1995)
AC-130E (Pave Spectre, Pave Aegis) модификация с усиленным вооружением (105-мм пушка) .11 конвертировано из C-130E,10 потом модернизированы в AC-130H
АС-130Н Spectre модификация 1973 года с новым электронным оборудованием.8 построено,последний списан в 2015
АС-130U Spooky II модификация 1990 года с новым электронным оборудованием: РЛС APQ-180 и ALR-69, AAD-117 инфракрасные датчики, навигационная система INS/GPS, 4 цифровых компьютера IBM IP-102 c 3 цифровыми шинами данных MIL 1553B, система оповещения о ракетной атаке ALQ-156, 3 разбрасывателя ложных мишеней и дипольных отражателей ALE-40. Комбинированное бронирование карбидом бора и кевларом. 17 построено,служат до сих пор
AC-130J Ghostrider 16 построено для замены AC-130H. Первый полет 31 января 2014.
AC-130W Stinger II (собственно MC-130W Dragon Spear) MC-130W конверсия (на активной службе USAF) 8 законтрактовано
ЛТХ:
Модификация AC-130A
Размах крыла, м 40.41
Длина самолета,м 29.79
Высота самолета,м 11.66
Площадь крыла,м2 162.12
Масса, кг
пустого самолета 26911
максимальная взлетная 56336
Внутренние топливо, кг 20520
Тип двигателя 4 ТВД Allison Т-56-А-9(на нашем)
Мощность, л.с. 4 х 3750
Максимальная скорость, км/ч 580
Крейсерская скорость, км/ч 333
Боевая скорость, км/ч 270
Практическая дальность, км 1700
Боевой радиус действия, км 900
Боевая высота, м 1070-2450
Практический потолок, м 10060
Экипаж, чел 11
Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета и четыре 20-мм пушки