Сверхтяжелая кувалда Второй Речипосполитой

Jul 04, 2020 07:24





В 1925 году веймарская Германия начала модернизацию своих укреплений вдоль границ с Польшей. В свою очередь, польское военно-политическое руководство озаботилось приобретением мощных артиллерийских систем, способных в случае надобности нейтрализовать эти фортификации. Планы возможной войны против Германии предусматривали, что Польша будет действовать в союзе с Францией, а задачами Войска Польского станут захват Восточной Пруссии и Западного Поморья с последующим наступлением на Берлин.

Некоторый опыт применения тяжелых орудий Войско Польское уже имело. В 1920 году в Италии была куплена партия 210-мм мортир. Восемь таких орудий в начале августа поступили на вооружение 1-го моторизованного полка сверхтяжелой артиллерии (1. pułk motorowy artylerii najcięższej). В сентябре 1920 года батареи 1-го полка участвовали в боях за Гродно против частей Красной Армии. По итогам боевого применения тяжелых артсистем был сделан вывод о целесообразности их наличия в Войске Польском, однако имевшиеся 210-мм мортиры признали не вполне удовлетворяющими армейским требованиям и подлежащими замене.

Долгие поиски новой артсистемы



В течение нескольких лет никаких усилий по модернизации парка сверхтяжелой артиллерии не предпринималось - молодому польскому государству хватало других забот. Лишь начало работ по укреплению восточных границ Германии побудило руководство Второй Речи Посполитой заняться поиском адекватного ответа. Процесс выбора и закупки орудий двигался неспешно. В 1927 году Главный штаб Войска Польского принял протокольное решение о принятии на вооружение орудий большого калибра, способных разрушать фортификации легкого и среднего типов, возводимые в немецких укрепленных районах. Поскольку польская промышленность была неспособна производить такие артсистемы, выбор пал на зарубежную фирму, пользовавшуюся заслуженной репутацией в этой области - чехословацкую «Шкоду».

В октябре 1929 года польская военная комиссия посетила полигон Малацки под Братиславой, где наблюдала за испытаниями 220-мм мортиры ON - орудие произвело на поляков благоприятное впечатление. Комиссия рекомендовала принять его на вооружение, потребовав заменить клиновой затвор поршневым (системы «Шнейдер»), который, по мнению польских военных, был более подходящим для тяжелых артсистем. Это требование стало камнем преткновения - «Шкода» упорно пыталась отстоять свою конструкцию в неизменном виде. Лишь в 1931 году сторонам удалось достичь соглашения, и правительство Польши одобрило план закупки сорока 220-мм мортир двумя партиями (27 единиц - в первую очередь, 13 - во вторую). Во второй половине 1932 года департаменты вооружений и артиллерии Министерства военных дел подготовили технические требования к 220-мм мортире, а 7 марта следующего года, наконец, был подписан контракт на первую партию - 27 мортир и 2700 полубронебойных снарядов (план приобретения второй партии так и не был реализован). Стоимость одной мортиры определялась в 700 000 злотых, причем оплата производилась в натуральной форме - поставками польского угля.

С 1931 года польские военные подыскивали подходящий тягач для новых тяжелых мортир. В 1934 году их выбор остановился на гусеничном тягаче С7Р, разработанном на государственном предприятии «Паньствове заклады инженерии» на основе конструкции Виккерса (по многим узлам тягач был унифицирован с легким танком 7ТР). Кроме того, в Польше разработали двухосный прицеп типа «R» (снаряженная масса - 8000 кг), предназначенный для перевозки боеприпасов к мортирам. Согласно принятым нормативам, каждому орудию придавалось два таких прицепа, буксируемых тягачами С7Р. Но поскольку производство тягачей шло крайне медленно, в качестве их временной замены использовались грузовики «Фиат» 621, выпускавшиеся по итальянской лицензии и оборудованные специальными кузовами.

See more: https://warspot.ru/9954-sverhtyazhyolaya-kuvalda-vtoroy-rechi-pospolitoy

вмв, Чехословакия, ВМВ, 1930-е, Польша, миномёты/мортиры, Вторая мировая, 220мм

Previous post Next post
Up