Лучшее - враг хорошего: 3,7 kanon proti útočné vozbě vz. 37

Jun 12, 2020 06:09





Противотанковая пушка kpúv vz. 34, принятая на вооружение в конце 1934 года, не стала массовой - после выпуска двух сотен экземпляров её производство прекратилось. Взамен фирма «Шкода» оперативно разработала орудие kpúv vz. 37 - в том же калибре, но с улучшенными параметрами бронепробиваемости. Помимо чехословацкой армии, оно попало в вооружённые силы Ирана и Югославии, а в годы Второй мировой активно использовалось вермахтом.



Когда в 1935 году чехословацкие военные принимали первые партии новеньких 37-мм пушек kpúv vz. 34, они по обыкновению настраивались на их долгую эксплуатацию, ведь срок службы артиллерийских орудий обычно исчислялся десятилетиями. Но в середине 30-х годов начиналось состязание снаряда и брони, приведшее к бурному прогрессу как в танкостроении, так и в противотанковой артиллерии. Чехословацкая «Шкода» одной из первых включилась в это состязание: отстреляв свою пушку А3 (так обозначалась kpúv vz. 34) по новой цементированной броне, специалисты фирмы сделали вывод о необходимости серьёзной переделки орудия для повышения его бронебойных качеств. Характерно, что со стороны военных претензий к kpúv vz. 34 не было, и они собирались продолжить закупки этих пушек, но «Шкода» поставила их перед фактом: производство kpúv vz. 34 прекращается, вместо них фирма будет производить пушки того же калибра, но с улучшенными характеристиками. Главным же мотивом такого решения являлось стремление «Шкоды» предложить как можно более конкурентоспособный продукт на внешних рынках.

Особенности конструкции

Новое орудие, получившее фирменное обозначение А4, представляло собой эволюционное развитие прежнего образца. Главным требованием, поставленным перед конструкторами, являлось обеспечение бронепробиваемости 32 мм цементированной брони на дистанции 1000 м. Пушка А3 пробивала такую броню на вдвое меньшем расстоянии. Достичь таких показателей можно было двумя путями - увеличением длины ствола или применением более мощных снарядов. Поначалу конструкторы прибегли к обоим вариантам, удлинив ствол А4 на 12 калибров (25%) по сравнению с А3 и предложив новые снаряды и заряды. В таком виде опытные образцы А4 проходили испытания, но по настоянию военных пришлось вернуться к выстрелам от А3, соответствующим образом переделав зарядную камору. По геометрическим параметрам выстрел к А4 полностью соответствовал выстрелу к А3, но отличался увеличенным пороховым зарядом. Таким образом, из новой пушки можно было стрелять снарядами к А3, но применять снаряды от А4 для стрельбы из kpúv vz. 34 и танкового орудия UV vz. 34 запрещалось.

Военные настаивали на ограничении массогабаритных характеристик орудия - для облегчения перемещения силами расчёта противотанковая пушка должна была весить не более 250 кг. Это ограничение было нарушено ещё при создании kpúv vz. 34, а новая пушка превзошла его почти наполовину. Военным пришлось согласиться - тем более что «Шкода» честно предупредила их о необходимости увеличения веса в представленном в 1935 году анализе тенденций развития противотанкового оружия.

Характерной чертой А4 стал новый орудийный щит - его размеры увеличили, чтобы защитить колёса, а верхней кромке придали волнистую форму вместо прямой (для облегчения маскировки на местности). Так же, как и в случае с kpúv vz. 34, орудие разрабатывалось в трёх вариантах: пехотном «Р» (деревянные колёса, складные станины); для моторизованных частей «М» (колёса с резиновыми шинами, складные станины) и кавалерийском «J» (колёса с резиновыми шинами, нескладывающиеся станины).

Прототип А4 был готов летом 1936 года, а осенью прошёл стрельбовые испытания на полигоне в Хлбоке. Их результаты были вполне удовлетворительными: с километровой дистанции снаряд А4 пробивал 32 мм цементированной брони, а максимальная скорострельность (неприцельная) достигала 40 выстрелов в минуту! Не было претензий и к качеству исполнения орудия - после 1000 выстрелов начальная скорость снаряда уменьшилась лишь на 30 м/с.

Военных смущал возросший вес пушки, и на вооружение А4 пока не приняли, передав прототип в пехотное училище для тактических испытаний. И тут начались первые проблемы. Оказалось, что штатные «пехотные» лошади не справляются с буксировкой орудия традиционной одноконной упряжкой, поэтому пришлось внедрить новый тип лошади - «малую тяжёлую артиллерийскую» (тип «Mt»). При испытаниях возкой на мехтяге оказалось, что неподрессоренный колёсный ход со сплошными резиновыми шинами ограничивает скорость буксировки показателем в 30 км/ч. К тому же, после 3000 км пробега лопнула колёсная ось. Эти недостатки устранили, выполнив ось по автомобильным, а не гужевым стандартам, а также внедрив для вариантов «М» и «J» дисковые металлические колёса с пневматическими шинами, обеспечивавшими лучшую амортизацию.

По результатам испытаний для уменьшения массы орудия решили отказаться от щита, но в конечном итоге щит сохранили: хотя А4 и весила на центнер больше, чем kpúv vz. 34, орудийный расчёт вполне справлялся с её перемещением. Тем не менее военные не спешили принимать А4 на вооружение - в Министерстве национальной обороны рассматривали альтернативный план, предусматривавший заказ дополнительной партии kpúv vz. 34. Вместо А4 предполагалось дождаться создания новой противотанковой пушки большего калибра. Окончательное решение было принято лишь 24 июня 1937 года, когда приказом министерства А4 приняли на вооружение под обозначением 3,7 kanon proti útočné vozbě vz. 37 (3,7 kpúv vz. 37). Мощности для серийного производства «Шкода» готовила ещё с января, но отмашка была дана лишь в октябре после завершения переговоров с заказчиком о цене новых орудий. Сошлись на таких цифрах: 119 700 крон за одну пушку в варианте «Р», 116 050 за пушку «М» и 115 850 - за «J». Помимо завода в Пльзени, с начала 1938 года производство kpúv vz. 37 велось на новом предприятии «Шкоды» в Дубнице-над-Вагом.

See more: https://warspot.ru/11917-luchshee-vrag-horoshego-protivotankovaya-pushka-kp-v-vz-37

37 мм, Чехословакия, ВМВ, противотанковая, пто, 37мм, противотанковое, Вторая мировая, противотаноковое

Previous post Next post
Up