Японская противотанковая "двустволка"

Jun 13, 2020 07:14





Война в Корее дала мощный толчок восстановлению вооружённых сил в демилитаризованной Японии. Основным источником военной техники стал вчерашний противник - Соединённые Штаты Америки, включившие Страну восходящего солнца в свои программы военной помощи. Вместе с тем японское правительство приступило и к воссозданию собственной военной промышленности.

Японские военные специалисты пристально изучали опыт войны в Корее, в ходе которой северокорейские и китайские соединения довольно широко применяли танки и САУ. Т-34-85 советского производства доставили немало хлопот американцам и их союзникам, особенно на начальном этапе корейского конфликта. В памяти японцев ещё были свежи и воспоминания об американских десантах на островах Тихого океана, в которых бронетехника играла одну из главных ролей, а отсутствие эффективных противотанковых средств было одной из предпосылок японских поражений. Поэтому вопросы борьбы с бронированными целями в японских Силах самообороны относились к числу приоритетных.

Концепция


Одним из главных звеньев противотанковой обороны японских соединений должен был стать самоходный легкобронированный истребитель танков. Требовалась машина малогабаритная и лёгкая: с одной стороны, небольшие размеры способствовали повышению выживаемости истребителя танков на поле боя, с другой - японские просёлочные дороги в то время отнюдь не блистали качеством, а подавляющее большинство мостов имело ограниченную грузоподъёмность. Без ограничения массогабаритных параметров боевой машины она попросту не могла бы действовать на большей части территории Японии.

Ограничения по массе и габаритам имели одно важное следствие - они практически исключали применение обычной противотанковой пушки. Поэтому для нового истребителя танков выбрали популярное в то время безоткатное орудие. Но такое вооружение было в принципе невозможно установить в закрытой башне (или каземате), и казённую часть орудия приходилось выводить за пределы бронирования. Для его перезарядки члену экипажа приходилось покидать уютное забронированное пространство, высовываясь наружу и подвергая себя риску. Поэтому создатели самоходок с безоткатными орудиями стремились увеличить количество стволов, чтобы снизить частоту перезарядки - благо, малая масса безоткатных орудий позволяла это сделать. Пожалуй, наиболее характерным примером является американский истребитель танков М50 «Онтос», на который умудрились взгромоздить сразу шесть стволов. Японцы же проявили умеренность, ограничившись в своей самоходке только двумя.

Разработка

Создание истребителя танков для Сил самообороны началось в 1954 году. Им занимались на конкурсной основе две фирмы - «Комацу Мэнюфэкчуринг» и «Мицубиси Ниппон Хэви Индастриз». Два года спустя были готовы прототипы фирм-конкурентов, получившие обозначения MI (SS1) и MII (SS2). Вооружение в обоих случаях было одинаковым - два 105-мм безоткатных орудия (представлявшие собой японские копии американских пушек М27). Компоновка же была разной - у машины фирмы «Комацу» дизельный двигатель располагался в передней части корпуса, а прототип «Мицубиси», оборудованный чуть более мощным 110-сильным дизелем, имел заднемоторную компоновку.

Испытания первых двух прототипов продолжались до 1958 года, но уже в 1957 году фирма «Мицубиси» представила новый прототип SS3 с пятикатковой ходовой частью вместо четырёхкатковой. «Комацу» же доработала свою машину, получившую обозначение «SS1 усовершенствованный». Самоходка имела существенно изменённую компоновку, отличавшуюся наличием вращающейся башенки. Вооружение усилили - «SS1 усовершенствованный» имел четыре 105-мм орудия, установленные попарно по бокам башенки. Однако такое решение военные забраковали, поскольку оно увеличивало высоту машины. Фирма «Комацу», уже признанная победителем, вернулась к двухорудийной безбашенной компоновке САУ.

В мае 1959 года на испытания вышла предсерийная партия самоходок SS4 (три единицы), отличавшихся от SS1 более мощным двигателем, перенесённым из передней части корпуса в заднюю, а также усовершенствованной трансмиссией с четырёхступенчатой коробкой передач (четыре скорости вперёд и одна назад). Поменяли и вооружение - вместо устаревших 105-мм орудий установили более современные 106,7-мм (копии американского М40).

В марте 1960 года началось серийное производство истребителя танков, а в сентябре того же года САУ официально приняли на вооружение, присвоив наименование «Самоходное 106-мм безоткатное орудие тип 60» («Року-Мару-Сики Джисоу-Мухандоу-Хоу»).

See more: https://warspot.ru/11857-iz-dvustvolki-po-tankam

Япония, САУ, безоткатные орудия, пто, противотанковое, безоткатное, 106мм

Previous post Next post
Up