Гитара, Виуэла, Лютня - история, традиция, культура - / GVL03

Jan 18, 2017 20:35

Напоминаем, авторство статей на «Античной гитаре» принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица, rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.

навигатор guitarra-antiqua > история хордофонов Rustik68 ©1998

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
"ГИТАРА, ВИУЭЛА, ЛЮТНЯ - история, традиция, культура": [Введение] [Древн.мир и античность] [Средние века, ч.1] [ Средние века, ч.2]

[ XV-XVIIвв] [ XVIIIвек] [XIX - XXвв]



XV - XVII века:

ЕВРОПА XV - XVII века.

Европейские хордофоны в Юго-Восточной Азии
(пока здесь представлена только Япония с её иезуитами и самураями)


ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВЫЙ СВЕТ

ИСПАНИЯ XV - XVII века.

Скольким людям я не нравлюсь,
Скольких сам сужу я строго!
Мне опасней изливаться,
Ибо я один, их много.
Слухи про меня - частенько
Просто выдумки и сказки;
Но, признаться, сам я тоже
Иногда сгущаю краски… 
  Франсиско де Кеведо-и-Вильегас

ОТ ВИУЭЛЫ К ГИТАРЕ

XV век знаменует новый этап в истории Испании, в том числе в истории её культуры. В самом конце этого столетия завершается реконкиста - восьмивековый процесс обратного завоевания христианскими государствами почти полностью завоёванного мусульманами в 711 г. пиренейского полуострова. К этому времени испанская музыка вступает в полосу расцвета, обусловленного живительным дыханием Ренессанса, хотя на испанской почве он принял отличные от остальной Европы черты.

В 1482 г. Бартоломе Рамос де Пареха (Bartolome Ramos de Pareja) публикует свой трактат «Практическая музыка», где он категорически высказывается в пользу темперации музыкальных интервалов (предвосхищая, таким образом, современный темперированный музыкальный строй). Трактат Пареха сыграл огромную роль в испанской музыке, несмотря на то, что он в течение всего XVI в. служил мишенью для нападок. Именно на испанской почве пышно развилась инструментальная музыка. Возникла целая школа выдающихся композиторов и блестящих виртуозов на виуэле.

Открытие Колумбом в 1492 году Америки создало предпосылки проникновения европейской, в первую очередь испанской культуры в Новый свет, правда, это проникновение, по свидетельству современников, например, Бартоломе де лас Касаса, носило жестокий, крайне антагонистический характер. Так или иначе, но путь для экспансии испанской музыкальной культуры в Новый Свет был открыт, но это уже другая история.



Томас Луис де Виттория
«Золотой век» (Siglo de Oro) - таков прочно укоренившийся термин, которым называют испанское Возрождение - блестящий период испанского искусства, начавшийся в конце XV века и охвативший весь XVI и первую половину XVII столетия. Искусство эпохи Возрождения в Испании поражает обилием имен замечательных писателей, драматургов, живописцев, разнообразием художественных направлений. «Золотой век» - время расцвета испанского театра, выдвинувшего таких мастеров,
  Кристобаль де Моралес   как Хуан дель Энсина, Лопе де Руэда, Лопе де Бега, Тирсо де Молина, Кальдерон; время расцвета испанской литературы, увенчанной творчеством великого Сервантеса; время расцвета испанской живописи, давшей миру Эль Греко и Риберу, Веласкеса и Сурбарана, несколько позже Мурильо; на таком же высоком уровне находилась музыка их старших современников. Наивысшие достижения испанской музыки связаны с именами величайших полифонистов: Томаса Луиса Витториа (1548 - 1611) прозванного «испанским Палестриной», Кристобаля Моралеса (1500 - 1553), Томаса де Санта Мариа (ок. 1510 - 1570) и Франсиско Герреро. Они были представителями культовой полифонии - их творческое наследие почти исключительно представлено духовной музыкой. Это не удивительно, если учесть, что церковь играла огромную роль в Испании XV - XVII веков. Под ее началом происходила реконкиста, она была вдохновителем крестовых походов. Испанский церковный суд - инквизиция - прославился неслыханной жестокостью.

Однако в этой стране религиозной нетерпимости существовало и развивалось полнокровное, разнообразное светское искусство, представлявшее вокальный и инструментальный жанры, в сфере которых Испания в XVI веке во многом опережала другие европейские страны. Именно в испанской инструментальной музыке того времени вырабатывалось понятие «стиля», формировалось (раньше, чем в остальной Европе) искусство вариационной разработки. Испанские инструменталисты XVI века умели раскрыть в своих сочинениях богатейшие мелодические и ритмические возможности испанской народной музыки. В частности, благодаря им, в общеевропейскую композиторскую практику проникли сарабанда, чакона, фолия, пассакалья и некоторые другие национальные испанские формы, не утратившие своего жанрового значения в профессиональной музыке до наших дней.


  Vihuela de arco
(илл. из «Cantigas»)Излюбленным инструментом для светского бытового музицирования, подобно вёрджинелу в Англии или лауду ( лютне) во Франции, Италии и Германии, в Испании в XVI веке была виуэла (vihuela) - струнный щипковый инструмент, имевший пять рядов (хоров) струн: 4 двойные (настроенные в унисон) и 1 одинарная (сольная). Виуэла - инструмент, ведущий происхождение от средневековой смычковой виуэлы (vihuela de arco). В процессе развития этого инструмента количество рядов струн увеличилось до семи. Поначалу на виуэле играли посредством плектра (vihuela de рenо1а), но еще в XV веке, под влиянием лауда, перешли на ручной способ игры, сделав, таким образом, виуэлу в точном значении слова щипковым инструментом. Такая виуэла называлась «ручной виуэлой» (vihuela de mano). В XVI веке в Испании существовали три основных типа виуэлы, различавшихся размерами и, соответственно, тесситурой: малая (дискант), средняя (наиболее употребительная) и большая (басовая) виуэлы. В XV-XVI веках в Испании появились не только многочисленные табулатуры, но и учебные пособия, теоретические трактаты, посвященные этому инструменту. Виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством пения под виуэлу. Роль инструмента не сводилась к сопровождению вокальной партии. Очень часто виуэлист проигрывал вначале всю пьесу, и это способствовало развитию сольного инструментального исполнительства. Виуэла звучала при дворе Карла V и Филиппа II. О популярности инструмента говорит тот факт, что за один только короткий период с 1535 по 1578 гг. в Испании были опубликованы 10 сборников пьес для виуэлы…

Правь на свою звезду, презрев событья;
Лишь дураку в диковинку открытье,
Что вечных нет ни дружбы, ни вражды... 
 Лопе Феликс де Вега Карпио


  Молодой Карл V  Карл V очень хорошо пел и не терпел фальши, когда он слышал не ту ноту, останавливался и делал грубое замечание. Многое в поведении Карла казалось странным, в этом видели его сходство с матерью - Хуаной Безумной.  

Католические короли
и инфанта Хуана  Она была дочерью первых католических королей Испании - Изабеллы и Фердинанда. Детские годы инфанты прошли в мрачных стенах величественного королевского замка - дворца Кифюэнтес. Супругом Хуаны стал эрцгерцог австрийский Филипп Красивый; наверное, уже никогда не узнать правду их отношений. По одним источникам эти двое любили друг друга, как Ромео и Джульетта, по другим - Хуана очень страдала от безответной любви к своему супругу, и это беспокоило её мать - Изабеллу. После смерти мужа Хуана впала в меланхолию, два года она возила везде за собой его тело, не в силах расстаться с тем, кто наконец стал принадлежать только ей. Пошли слухи о том, что королева тронулась умом, так и осталась она в истории Хуаной Безумной, прожившей пятьдесят лет в глубоком трауре.

После смерти матери ум её сына Карла ещё глубже погрузился в мрачные мечты -


Карл V (I)   ему казалось, что она зовёт его к себе, мысли его обратились от дневных мирских занятий к спасению души, и он наконец решил исполнить давно задуманный план.

Путь в монастырь Карл V совершал пешком, решение завершить свои дни на лоне дикой природы, в уединении, он принял давно. Карл позаботился о том, чтобы была написана летопись его правления, поскольку очень хорошо знал, как быстро забывают на земле имена и события. Однако слушать эту летопись отказался, - «Пусть другие читают, когда я умру…».

Ему принадлежит ещё одна фраза: «Счастье - развратная женщина, она ласкает только юношей». Карл уже не мог сесть на коня - приступы подагры довели до того, что человек, проводивший дни и ночи в седле, теперь едва передвигал ноги. Своим последним приютом он избрал монастырь Святого Юста. Карл был так слаб, что всю дорогу к Вальядолиду, где жила королевская семья, его несли на носилках. В городе готовились к торжественной встрече - колокольным звоном, иллюминацией и почестями, но он вошёл в Вальядолид тихо, как обыкновенный горожанин.

image Click to view


Luys de Narvaez. La canción del emperador ( vihuela)

В монастырь вместе с Карлом прибыл музыкант, который каждый вечер, перед сном, исполнял ему на виуэле его любимую «Песню Императора» (La canción del Emperador). 21сентября 1557 года, около 2-х часов ночи, Карл попросил внести свой любимый портрет жены. Он долго всматривался в дорогое лицо давно ушедшей супруги, потом сказал: «Теперь пора...», его посадили на постели, в правую руку подали зажжённую свечу, а левой он старался удержать серебряное распятие, которое держала его любимая супруга в свой смертный час. В завещании он открыл тайну, которую долго хранил под строжайшим запретом: Карл заявил, что имеет 12-летнего сына от прачки и просит Филиппа принять мальчика ко двору. Филипп выполнил завещание, и внебрачный сын Карла V - блестящий Дон Жуан Австрийский - вошёл в монаршую семью. Карл V умер, прожив 58 лет, умер император, которого называли первым монархом во христианстве. Тот, что любил говорить: «Я сам, и счастливая минута - больше мне ничего не надо»…

…Да времени крутые жернова
Вращаются, тверды и непреклонны;
Но всё же ствол морозом обожжённый,
В свой час укутает листва.

И прошлое вернётся. И страница -
Прочитанная - снова повторится…
Таков закон всеобщий бытия…

Мигель де Сервантес Сааведра

Мы знаем имена многих испанских виуэлистов XVI века, однако произведения только семи мастеров, записанные линейно-цифровой табулатурой и изданные в Испании в период с 1535 по 1576 год, дошли до нас. К сожалению, биографии многих виуэлистов совершенно неизвестны, о композиторах этой эпохи до нас дошли крайне скудные сведения, но сохранилось самое ценное - их музыка. Косвенные свидетельства об их жизни дают даты издания табулатур этих композиторов. Эстебан Даса издал свой сборник в 1576 году, Дьего Писадор - в 1552, Энрике де Вальдеррабано - в 1547. О Мигеле де Фуэнльяна известно, что он в детстве лишился зрения и состоял на службе у маркиза де Тарифа как виуэлист и гитарист. Чаще в источниках того времени упоминаются самые известные виртуозы на виуэле дон Луис Милан и Луис де Нарваэс. «Вторым Орфеем назовет его мир», - писал о Милане Хил Поло во «Влюбленной Диане» (1564 г.). Милан, Нарваэс и Алонсо Мударра издали каждый по несколько сборников своих сочинений, содержащих фантазии, танцы, вариации, обработки вильянсико и романсов.


  «El Maestro» Луиса МиланаИменно усилиями этих композиторов, в первую очередь, культура исполнения на виуэле достигла блестящего расцвета, а в созданной ими музыкальной литературе для этого инструмента-фаворита утвердился чисто светский гомофонно-гармонический склад, до известной степени противостоящий церковно-католической полифонии. В то же время профессиональная музыка для виуэлы явилась той областью, в которую раньше и шире всего проникли народные мелодии и где особенно интенсивно развивалось искусство виртуозного фигурационного варьирования, в чем сказалась одна из национальных черт художественной культуры испанцев - склонность к орнаментальным украшениям нарядно-узорчатого «растительного» рисунка.

Среди произведений, создававшихся для виуэлы, следует прежде всего упомянуть вокальные вильянсико и романсы. В этих пьесах, получавших названия, как правило, по первой строке текста песни, композиторы то почти буквально повторяли вокальную партитуру, то значительно видоизменяли ее с помощью вариаций -diferencias. Diferencias издавна применяли в испанской музыке с целью большого разнообразия аккомпанемента многокуплетных песен, импровизационные изменения допускались и в вокальной партии. Первое использование их в качестве чисто инструментальных вариаций обычно приписывают Л. Нарваэсу. (Следует отметить, что в музыке других европейских стран жанр вариаций в то время еще не был известен).

Несмотря на неприспособленность виуэлы для исполнения контрапунктических сочинений, находились виртуозы, умевшие создать иллюзию исполнения всех голосов в четырехголосном произведении (таким мастером, по преданию, был Луис Нарваэс). Полифонические пьесы также встречаются в табулатурах для виуэлы. «Фантазии» для виуэлы или гитары представляют в этих сборниках «чисто инструментальную» музыку. Их ритмика и фактура полны импровизационной свободы, исполнять их следовало в свободном темпе: «пассажи - быстро, а гармонии - медленно», как пишет дон Луис Милан в предисловии к своим пьecам (1535). И, наконец, в табулатуры для виуэлы включались танцы, в частности паваны и гальярды, чрезвычайно популярные в Испании.

Восьмисотлетняя борьба за свою свободу укрепила мужественный дух испанского народа, обострила интерес к национальной истории, к ее героическому прошлому. Здесь следует назвать народный эпос «Песнь о Сиде» и многие романсы об испанских героях. Яснее всего национальный дух проявился в жанрах романса и вильянсико, пришедших из народного искусства в профессиональную поэзию и музыку.

Само название вильянсико (деревенская песня) свидетельствует о народном происхождении жанра. В XV - XVI веках этот жанр стал популярным в самых широких слоях испанского общества - в том числе и при дворе - большое количество вильянсико дошли до нас, благодаря изданному около 1500 года «Придворному песеннику» («Cancionero del palacio») . Жанр этот отличает определенная форма стиха, всегда написанного на испанском языке, а не на латыни. Характер же отдельных вильянсико значительно отличается друг от друга. Исполнялись они самыми различными составами: одним голосом или одним инструментом, трех-пятиголосным вокальным или инструментальным ансамблем.

Как отмечено выше, романсы и вильянсико составляли существенную часть репертуара виуэлы. Испанские исторические романсы повествуют об отдельных эпизодах из испанской истории, носящих, как правило, героический или трагический характер. Одни и те же романсы, - очевидно, наиболее популярные, - обрабатывались многими композиторами. Так, известный романс «Шел по Гранаде король мавританский», повествующий о падении последней цитадели мавров - Гранады (1492), в обработке Луиса де Нарваэса, известен также в транскрипциях Мигеля де Фуэнльяны и Дьего Писадора. Романс об осаде города

Сборник пьес для виуэлы А. Мударры Антекера (1410), исполняемый как произведение Фуэнльяны, обработал также Алонсо Мударра. Вообще, использование разными авторами одних и тех же мелодий характерно для музыки того времени. Это объясняется тем, что основным для композитора было не сочинение мелодии, а искусная разработка ее (подобно повторяемости сюжетов, - в основном, мифологических и библейских, - которую мы встречаем в живописи и литературе эпохи Возрождения). Например, песня «Стерегите коров» послужила темой вариаций не только Нарваэса, но и других его соотечественников.

В литературе, посвященной испанской музыке эпохи Возрождения, виуэлу часто называют предшественницей гитары и даже отождествляют оба эти инструмента. Это неверно. Гитара - инструмент иного, нежели виуэла, происхождения, отличающийся от нее не только внешней формой (5 двойных струн и плоская нижняя дека, в отличие от несколько выпуклой у виуэлы) и сферой бытования (виуэла считалась аристократическим, придворным инструментом, гитара же была распространена в народных кругах), но главное - техникой игры: виуэла была сольным мелодическим инструментом, гитара - инструментом исключительно гармоническим и аккомпанирующим, ей была присуща аккордовая техника. Лишь много позже, уже в конце XVII века, когда у виуэлы убрали 7-ю, а к гитаре, напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитара стали идентичным инструментом, получившим название «испанская гитара». Однако только в XVIII веке, когда у гитары заменили двойные струны одинарными и сделали ее не только гармоническим, но и мелодическим инструментом, она приняла тот окончательный вид, который сохранился до наших дней. На протяжении же XVI и XVII веков инструментом испанских композиторов-профессионалов была почти исключительно виуэла. Испанские музыковеды считают, что культура виуэлы имела важное значение не только для развития чисто инструментального жанра, но и для становления форм самобытного музыкального театра.

Как отмечает известный испанский аутентист Хосе Мигель Морено, музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной элитой своего времени. Те, кто посвящал себя этой музыке, - были философами, писателями, гуманистами.

Хотя в эпоху Возрождения музыкальные произведения уже записывались нотами, для виуэлы применялась цифровая запись (табулатура). Существовали книги, в которых использовался только один цвет - чёрный, но чаще пользовались двумя цветами - чёрным и красным. Для чего это было нужно: красные значки служили для обозначения голоса, чёрные для струн. В табулатуре линии обозначают струны, а то, что их пересекает - такты, значки наверху - длина звука, цифрой обозначают положение левой руки на грифе. Т.е. табулатура воспроизводит форму грифа.

С виуэлой связаны имена таких испанских музыкантов, как Антонио и Эрнандо Кабесонов, Хуана Бермудо, Висенте Эспинеля, причём последний был известен не только как выдающийся музыкант, но и как писатель и поэт, которым восхищался Лопе де Вега. И самое интересное: многие сборники для виуэлы были посвящены Филиппу II.

В отличие от аристократического инструмента - виуэлы, народным инструментом уже в те далекие времена в Испании была гитара, постепенно получившая все большее распространение и в профессиональной музыке. Фуэнльяна в свой сборник «многих и разнообразных пьес» для виуэлы «Orphenika Lyra» (1554 г.) включает также ряд пьес для гитары. В 1586 году появляется первый учебник для «испанской гитары» Хуана Карлоса Амата (Juan Carlos Amat). К концу XVII века гитара практически вытеснила виуэлу.

PLUS ULTRA

Чтоб воспеть улыбку милой,
Жемчуг песнопевцу нужен:
Как же он прославит зубки,
Не упомянув жемчужин? 
 А вот зубы коренные,
Не в пример последним, нищи,
Хоть на них лежит забота
Пережёвыванья пищи… 
 Франсиско де Кеведо-и-Вильегас

Кроме музыкальных трактатов и «нотных» сборников, свидетельством развития инструментально жанра у щипковых в XV-XVII вв., могут служить и литературные произведения современников той эпохи.


  Знаменитый Мигель де Сервантес Сааведра ярко рисует роль музыки в испанской жизни XVI-XVII вв. Очень часто у него встречаются упоминания о чисто инструментальной музыке для щипковых, смычковых, духовых инструментах в сольной форме или в форме ансамблей; ударные также не забыты.

Сразу хочу заметить: пользоваться переведёнными с других языков источниками надо очень осторожно, особенно когда переводчик филолог, не имеющий никакого отношения к музыке. Это касается, в частности, прекрасного издания «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса (лучшее собрание сочинений Сервантеса, переведённое на русский язык, было издано пятитомником в 60-е годы прошлого столетия) в переводе Н. Любимова, который при переводе текста отождествил виолу (viola) и виуэлу (vihuela), хотя, конечно, это родственные инструменты. Так, прочтение XLVI главы второй части знаменитого романа Сервантеса, в указанном переводе, может смутить иного читателя:

ПЕРЕВОД    ОРИГИНАЛ

«… - Непременно нужно отнести ему
лютню: по всей вероятности, Дон Кихот
намерен усладить наш слух музыкой, и у
него это может получиться недурно…»    «…- Menester sera que se la ponga
laud; que sin duda don Quijote
quiere darnos musica, y no sera
mala, siendo suya…»

«…Слуга отбыл, а в одиннадцать часов
вечера Дон Кихот нашёл у себя в комнате
виолу ; он подтянул струны, затем отворил
решетчатый ставень и услыхал, что в саду
кто-то гуляет; тогда он быстро перебрал
лады, с крайним тщанием настроил виолу
прочистил себе гортань, откашлялся, а
затем сипловатым, но отнюдь не фальшивым
голосом запел романс, который он сам же
предварительно сочинил…»   «…Hecho esto, y llegadas las once
horas de la noche, hallo don Quijote
una vihuela en su aposento.
Templola, abrio la reja, y sintio que
andaba gente en el jardin; y habiendo
recorrido los trastes de la vihuela
afinadola lo major que supo, escupio
y remondose el pecho, y luego, con
una voz ronquilla, aunque entonada,
canto el siguiente romance, que el
mismo aquel dia habia compuesto…»

Знакомый с историей хордофонов читатель, столкнувшись с таким переводом, живописующим злоключения Доблестного Рыцаря Печального Образа, гостящего у герцогской четы, обратит внимание на некоторые несоответствия. Действительно, действие романа происходит в Испании, а нам известны музыкальные пристрастия испанской аристократии той эпохи, которой более близко было звучание лауда и виуэлы, чем приторные звуки виолы. Во всяком случае, даже учитывая этимологию виуэлы, и то, что в испанском обществе была любима не только виуэла-де-мано (несколько ранее была распространена и виуэла-де-арко), мы все же не забываем, где происходит действие романа. Правда, известный испанский музыкант Дьего Ортис, живший в Италии, отдавал предпочтение басовой виоле-да-гамбо, но потому то он и жил в означенной стране.

Итак, великий Сервантес свидетельствует, что в его время высший свет Испании отдавал предпочтение виуэле и лауду, а никак не гитаре, в противовес мнению Элен Шарнассе. На Пиренейском полуострове в те далёкие времена гитара обласкана преимущественно в среде простолюдинов. Подтверждением чему, опять же, могут быть произведения Сервантеса, в том числе и самый его знаменитый роман. И всё же, как отмечалось выше, некоторые композиторы-виуэлисты пишут для гитары, пока немногочисленные, пьесы. В числе этих композиторов Мигель де Фуэнльяна (XVI в.), серьёзное внимание гитаре уделяет и разносторонне образованный Висенте Эспинель. Поэту, писателю и музыканту Эспинелю традиция приписывает усовершенствование гитары - он добавил к ней пятую струну. Именно такой инструмент становится известным в Европе как «испанская гитара»…

В начале XVII в. уже появляются первые руководства игры на гитаре, среди которых выделяется трактат Рибейяса. Эти пособия получили распространение за рубежом, особенно, на радость Элен Шарнассе, - во Франции. Стоит отметить, что наряду с Робером де Визе во Франции, к ключевым композиторам 17 столетия, которые писали музыку для 5-хоровой гитары можно отнести также испанского священника гитариста и композитора Франсиско Гуеро (Francisco Guerau) состоявшем на службе в Королевской капелле Мадрида. В Мадриде же, он опубликовывал в 1694 году свой труд «Poema Harmonico compuesto de varias cifras por el temple de la Guitarra española». Книга содержала ценные указания по использованию табулатур и рекомендации по основным разделам игровой техники, причем автором подчеркивается значение техники правой руки, которая должна была извлекать звук   

«Руководство…» Гаспара Санза (конечно же описывалась барочная техника звукоизвлечения, частично иммитирующая плектровую технику). Для левой руки, большой палец которой в отличие от старой скрипичной техники не может полностью охватывать шейку грифа, Гуеро рекомендует поперечное прижимание ряда струн пальцем (баррэ). Музыкальная часть этого труда - ценный источник старинной популярной испанской музыки, она содержит большое количество табулатур различных испанских народных танцев типа marizápalos, canarios, folias, и т.д., наряду с 15 passacalles составляющих большую часть музыкального приложения. Одним из первых выдающихся гитаристов был испанец Гаспар Санз. В его трактате «Instruction de Musica sobre la guitarra Española», одновременно являющимся сборником табулатур, помещено много танцев и фантазий, в том числе фолия и сарабанда. Фолия - сольный танец. Простая мелодия на 3/4, в два периода, первый из которых обычно оканчивается на доминанте, второй же на тонике. Сарабанда Санза интересна чередованием метров 3/4 и 6/8.

image Click to view


Gaspar Sanz Folias - Jean François Delcamp (соврем.гитара)

Гитара, сравнительно несложная для начального освоения, получает громадное распространение. Испанские солдаты разнесли её по европейским странам, а с нею и характерные танцы, также ставшие общим достоянием. Это относится в особенности к чаконе, сарабанде, пассакалье, которые, конечно, преображались в различных странах, разрабатывались крупнейшими зарубежными мастерами. Достаточно вспомнить баховскую Чакону (из h-moll сюиты для скрипки соло).

Первое упоминание о Фолии встречается у Салинаса - в 1557 г. В начале XVII в. она появилась в Италии, а затем широко распространилась по всей Европе. Фолия вызвала к жизни большую литературу, утвердив горделивый, несколько сумрачный, эмоциональный характер, и аккордовые последовательности, часто встречавшиеся впоследствии, становятся чем-то вроде гармонического эталона испанской музыки, во всяком случае - для зарубежных слушателей. Читаем далее >> или смотрим альтернативные страницы данного раздела: ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВЫЙ СВЕТ, Европейские хордофоны в Юго-Восточной Азии, Европа.



На км.ру UPD: 15.11.07

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Шарнассе Э. Шестиструнная гитара /от истоков до наших дней/. М., Музыка, 1991.
Josef Powrozniak "Gitarren-Lexikon". Verlag Neue Musik, Berlin 1988.
Розеншильд. К. История зарубежной музыки /вып.I/. М., Музыка, 1978.
Мартынов И. "Музыка Испании", М., Советский композитор 1977.
Рецензия П.Пичугина к грампластинке "Испанские виуэлисты XVI века"
Рецензия к грампластинке "Испанская музыка эпохи возрождения"
Отюгова Т., Галембо А., Гурков И. "Рождение музыкальных инструментов". Л., Музыка, 1986.
Фильм о виуэле, показанный в одной из телепередач цикла «Клуб кинопутешествий»
Испания и Португалия. М., ОГИЗ "Советская энциклопедия", 1947.
Кеведо. Избранное, Л., Художественная литература 1977.
Сервантес, Мигель де. Собр. соч. в 5-ти томах, 1961.
Miguel de Cervantes. En ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha. Editoral Arte y Literatura Cuidad de la Habana 1980.
ИСТОЧНИКИ WEB-a:http://www.tecla.com/
Остальные веб-ресурсы послужившие во благо пополнения контента данной странички постараюсь в ближайшее время также указать, хотя это предоставляет всё большую сложность из-за плохой систематизации информации залитой на винты моего домашнего калькулятора.

Разделы статьи “ГИТАРА, ВИУЭЛА, ЛЮТНЯ - история, традиция, культура”:
[Введение] [Древн.мир и античность] [Средние века, ч.1] [ Средние века, ч.2]

[ XV-XVIIвв] [ XVIIIвек] [XIX - XXвв]

XV - XVII века:
ИСПАНИЯ XV - XVII века.
ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВЫЙ СВЕТ
ЕВРОПА XV - XVII века.
Европейские хордофоны в Юго-Восточной Азии
(пока здесь представлена только Япония с её иезуитами и самураями)

навигатор проекта Guitarra-Antiqua





история инструментов

Previous post Next post
Up