мухомор

Oct 05, 2004 16:16

Для opossuma:



фотография кликабельна

... Эта традиция известна и для XVIII века, в 1754 году казак Б. Кузнецкий сам видел как чукчи поедали мухоморы. Действительно, человек на войне испытывает большие перегрузки не только физические, но и психологические, и их часто пытались уменьшить или снять путем приема наркотических средств, ведь чукчи, как мы помним, сражались долго и исступленно, для чего был необходим источник энергии, в данном случае - мухомор. Гриб ели, отрывая небольшие кусочки и пережевывая их. В первой стадии опьянения человек чувствовал прилив сил, побуждающий его к пению, пляске и просто к хохоту. После трех мухоморов начинались видения - это вторая стадия опьянения, у человека возникали галлюцинации, но он еще не терял связь с внешним миром, которая прекращалась на третьей стажии опьянения. Иногда применяли и мочу человека, недавно поевшего мухоморы, она оказывала не менее сильное воздействие. Ясно, что, как и на охоте, идущие на войну должны были приводить себя в состояние более легкого опьянения...
А. К. Нефёдкин Военное дело чукчей

...песни необычных жанров - "мухоморные", "пьяные", "сонные".
Музыкальный энциклопедический словарь, статья "Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока музыка"

Чукчи использовали мухомор чаще всего в сушеном виде. Грибы заготавливали впрок, высушивая и нанизывая по три штуки на нитку. При употреблении отрывали маленькие кусочки, тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. У коряков был распространен обычай, когда женщина разжевывает гриб и отдает мужчине проглотить жвачку. Отметим, что на северо-востоке Сибири о ферментации, т.е. об изготовлении напитков из грибов не знали, так что прямая связь со специально изготавливаемой сомой крайне сомнительна.

И. Г. Георги: „Мухоморами упиваются и многие другие сибирские народы, а особливо, живущие около Нарыма остяки. Когда кто съест за одним разом свежий мухомор, или выпьет увар, с трех оных, высушенных, то после сего приему, становится сперва говорлив, а потом делается, из подоволи, так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает любовныя, охотничья и богатырския песни, показывает необыкновенную силу и проч., а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от 12 до 16 часов, на последок засыпает; а как проснется, то от сильного напряжения сил, походит на прибитого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не бывает ему от того ни какого вреда“

С. П. Крашенинников приводит несколько печальных примеров потребления мухоморов русскими на этом этапе „Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца роздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать…“

...у чукчей гриб персонифицировался в духа - мухомора, его представляли похожим на настоящий гриб - без шеи и без ног, с цилиндрическим телом и большой головой, хотя он мог являться в самых разнообразных формах. Он передвигался, быстро вращаясь. Духи-мухоморы, по представлениям чукчей, очень сильны, они прорастают сквозь камни и деревья, разрывая и кроша их. Они связаны с нижним миром, во всяком случае зачастую они водят своих почитателей в страну, где живут мертвые, в связи с этим они весьма опасны и коварны, они требуют от человека постоянного почтения к себе и окружающей природе, заставляют выполнять все их приказания, грозя за неповиновение смертью, зачастую выкидывают злые шутки, показывают некоторые вещи в ложном виде.

Четыре последних отрывка - из статьи А. В. Шаповалова "Магический гриб мухомор" полностью здесь

foto, etnografía, mitología, setas, folklore

Previous post Next post
Up