Дело Авдея Тер-Оганьяна. 11 лет спустя.

Sep 07, 2009 22:13



Авдей Тер-Оганьян рубит иконы на выставке в Манеже, 4 декабря 1998

Проблематика

Прошло почти 11 лет с того дня, когда художник Авдей Тер-Оганьян разрубил несколько икон на ярмарке «Арт-Манеж» в Москве. Это событие не только роковым образом сказалось на судьбе самого Авдея, но также:

- спровоцировало консолидацию в рядах религиозных фундаменталистов
- принудило российские власти идти на уступки православной общественности
- положило начало расколу в столичном художественном сообществе.

В многолетнем споре о свободе между современным искусством и церковью, завязавшемся в «новой России» в конце 1998 из-за Авдея, сегодня, похоже, окончательно победили церковники. Как бы незаметно для самих себя, мы стали гражданами религиозного православного государства, что бы там ни было написано в конституции.
Я не шучу.



Сегодня в России не осталось ни одной (!) публичной площадки, на которой была бы позволена организованная антицерковная реплика.
Последний оплот свободного высказывания - Музей им. Сахарова - пал с уходом Юрия Самодурова с поста директора в 2008, а самому Самодурову за выставку «Осторожно, религия!» все еще грозит тюремное заключение.

Фактически же - уже с 2006 ни одной антицерковной акции в России осуществлено не было.

Массовая добровольная «сдача» своих позиций художниками церкви, практически «без боя», была закреплена грандиозной символической выставкой «Верю!», проведенной под кураторством Олега Кулика (в прошлом - «человека-собаки», титульного российского современного художника) по результатам работы многомесячных «мозгопромывочных» арт-семинаров на «Винзаводе» в 2006. В этой выставке приняли участие практически все значимые «современные художники» страны.



1990е. Олег Кулик - человек-собака. Из коллекции Андрея Ковалева



2009. Олег Кулик - постановщик "литургического перформанса" "Вечерня Девы Марии" (Монтеверди), театр "Шатле", Париж

В 2008, с уходом с должности директора отдела современного искусства Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, была расформирована собиравшаяся им двадцать лет уникальная коллекция.

И в 2007, и в 2008 главную российскую премию в сфере современного искусства - имени Кандинского - получили работы религиозно-патриотического содержания. Причем первая (2007) присуждена «перевоспитавшемуся» радикалу Толику Осмоловскому, когда-то выкладывавшему слово «хуй» в самом «сердце» страны, на священной Красной площади. Теперь Толик мастерит некие деревянные священные объекты «под хлеб». Во второй раз премия досталась и вовсе «партийному» художнику ультраправо-почвеннического движения «Евразия» Александру Беляеву-Гинтовту.



1991, 12 апреля. Группа Осмоловского “ЭТИ” выкладывает своими телами на Красной площади слово "Хуй"



2008. Осмоловский. "Хлеба"

Похоже, правда, что разъебайское худсообщество не вполне все эти годы отдавало себе отчет в происходящем. Только в 2009 начали появляться отдельные осмысленные статьи против церковной монополии в искусстве, а популярность некоторых «знаковых» фигур, в первую очередь Авдея, в молодой художественной среде и в новых оппозиционных СМИ резко возросла (это можно заметить по Яндексу).

Одним словом, я тоже не хочу жить в православном фундаменталистском государстве. И присоединяюсь сейчас к этому поднимающемуся ропоту в наиболее доступной для меня форме. К вопросу веры или неверия других людей эта позиция имеет косвенное отношение. Так же как к вопросу смыслов современного искусства. Она имеет прямое отношение исключительно к вопросу о власти. В том числе - надо мной и вами.

С сегодняшнего дня начинаю публиковать с комментариями угловное «Дело Тер-Оганьяна».
Попробуем понять - каким образом произошел этот слом в обществе? Кто и почему реагировал так, а не иначе? На ком, в конце концов, лежит ответсвенность за принятие «последних», окончательных решений. Рассмотрим механику этой чудесной метаморфозы.

Периодом подготовки, проведения и судебного разбирательства по поводу акции Тер-Оганьяна «Юный безбожник» в Манеже в 1999 ограничиваться, естественно не буду. Это будет «мыльная опера» в лицах на основе материалов авдеевского уголовного дела. Их, кстати, еще никто никогда не комментировал.
Хочу предупредить, что это - не публикация уже готового материала, а призыв к вам принять вместе со мной участие в рассмотрении этого дела.

Источники

Еще во время подготовки к судебному разбирательству в 1999 Авдей знакомился со своим делом. Это были четыре объемных тома, состоящих в основном из писем граждан - за и против суда над художником. Авдеевский адвокат Карен Нерсесян скопировал и передал нам самые существенные материалы дела. Я тогда же перенабрала эти бумаги и опубликовала безо всяких комментариев вместе с письмом протеста на сайте "Литернет", подписавшись "Международным комитетом в защиту художника Тер-Оганьяна". Именно эта подборка теперь републикована на сайте Якова Кротова и в других местах. На нее и будем опираться.
Материалы для комментариев буду брать исключительно из открытых источников - разнообразных бумажных и интернет-публикаций, а так же личных бесед с ключевыми действующими лицами.

Тер-Оганьян Авдей, Юный безбожник, 2009, современное искусство, 1998, Дело Тер-Оганьяна

Previous post Next post
Up