4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян принял участие в некоммерческой части ежегодной ярмарки Арт-Манеж - самой крупной ежегодной художественной ярмарки России и СНГ.
К участию в этом мероприятии его пригласила Елена Романова, один из нескольких кураторов ярмарки.
На ярмарке Авдей представил проект "Юный безбожник".
Авдей Тер-Оганьян. Акция "Юный безбожник". 4 декабря 1998, Арт-Манеж.
Физически выглядело это так.
На стенде авдеевской "Школы" был вывешен ряд икон современного тиражного производства Софринской фабрики РПЦ.
Рядом с экспозицией висел прайс-лист галереи "Вперед" (еще одной авдеевской арт-институции) с краткой рекламой товара и расценками на услуги по его подготовке к употреблению:
Галерея «Вперед» представляет проект группы «Юный безбожник»: Давид Тер-Оганьян, Максим Каракулов, Павел Микитенко, Владислав Шаповалов, Алексей Булдаков, Андрей Сергиенко, Полина Киселева, Илья Бурбайскис. Худ. рук. Авдей Тер-Оганьян.
Уважаемые ценители современного искусства, здесь вы можете приобрести замечательный исходный материал для богохульства.
«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» -200 рублей
«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖЬЯ МАТЕРЬ» - 150 рублей
«СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ» 120 рублей
Галерея предлагает вам следующие услуги: осквернение приобретенной вами иконы юными безбожниками - 50 рублей, вы можете осквернить икону лично под руководством юных безбожников - 20 рублей, вы можете получить консультации для осквернения иконы на дому - 10 рублей, СПАСИБО ЗА ПОКУПКУ»
С самого начала, для привлечения клиентов к покупкам, Авдей начал производить "демо-версии" предлагавшихся услуг: собственноручно рубил иконы.
Ученики стояли рядом в ожидании наплыва заказов. Но наплыва не было, и рубить им ничего не пришлось. За весь день работы ярмарки Авдей порубил семь икон. Все - для художников и критиков, лично его знавших.
Во время рубки к нему дважды или трижды подходили и проявляли недовольство участники другой части ярмарки ("Арт-Манеж" делился на "коммерческую" и "некоммерческую" зоны; в коммерческой выставлялось разнообразное салонное искусство). Авдей был возбужден работой и из недовольных запомнил только двоих - некоего кузнеца, которому он просто сказал "пошел на хуй", и неизвестную ему художницу, которая требовала сейчас же прекратить и пыталась заплакать. Но в целом все проходило весело. Никакое начальство у стенда ни разу не появлялось.
Ярмарка приближалась к закрытию. В зале уже потушили свет и зажгли дежурные лампы. Авдей шел к выходу из здания, когда кто-то сказал ему, что его экспозицию снимают. Вернувшись к стенду, он обнаружил, что двое охранников действительно снимают иконы. Тут же находились начальник охраны и известный писатель Владимир Салимон, очень нетрезвый.
На вопрос "что происходит", начальник охраны ответил "приказ начальства" и еще сказал Авдею "Ты - не армянин!", из-за чего Авдей заметил, что все три охранника - армяне. Это его почему-то рассмешило. К армянским обвинениям подключился писатель Салимон. Он сказал "я те щас по морде дам", Авдей отвечал "ну дай", Салимон попытался, однако был удержан охранниками и братьями Тотибадзе, известными московско-грузинскими художниками, каратистами и предпринимателями. Никакого отношения братья ни к чему здесь происходящему не имели, они просто подошли на шум, увидели назревающую пьяную драку и благородно помогли предотвратить ее.
Авдей покинул здание ярмарки, и больше там не появлялся.
Жестоковыйная Вера Когланова, ученица безумного казака-нонконформиста Александра Жданова
Вера Колганова (слева) на открытии своей выставки "Безмятежность", 25 апреля 2006, Музей "Другое искусство, РГГУ, Москва
Как позже выяснило следствие, механизм громкого общественного скандала был запущен художницей-философом Верой Колгановой, выпускницей Строгановки:
"Допрошенная в качестве свидетеля Колганова В.В. показала, что ... 04.12.98 она находилась на выставке и принимала участие в одной из экспозиций...Она обратила внимание на стенд, где были развешаны рядами иконы, изготовленные промышленным способом, методом цветной печати. Ее покоробило, что иконы были использованы в качестве выставочного проекта.
Примерно в 20 часов она услышала от одного из посетителей, что кто-то рубит иконы. Она вспомнила, где видела иконы и подошла к этому стенду. Увидела, что нескольких икон на стенде уже не было, а на полу валяются щепки и труха. На стенде увидела объявление, которое висело рядом с иконами. На нем было написано, что можно осквернить икону за определенную сумму, она сорвала этот листок и выкинула. Она стала с возмущением ходить по залу с предложением убрать эту экспозицию с выставки. С этой целью она стала подходить к разным людям и рассказывала им, что происходит. Многие возмущались. Она встретила своего знакомого и вместе с ним вернулась к стенду с иконами. Там уже стоял Авдей Тер-Оганьян, автор проекта, хотя раньше она его не знала.
Далее свидетель пояснила: "Мы сказали Авдею, чтобы он немедленно все убрал, что позовем администрацию. Предложили ему покинуть зал, пока его не побили возмущенные посетители. Авдей сказал, что можете меня за это ударить. Я ответила, что "мараться не буду"". Виктор Санчук отвел меня в сторону и пообещал разобраться. Я знаю, что он сказал кому-то из администрации и, насколько я знаю, проект Тер-Оганьяна с выставки был убран в этот же день". (изОбвинительного заключения по уголовному делу № 202275 по обвинению Авдея Тер-Оганьяна в совершении преступления, предусмотренного ст. 282 ч .1 УК Российской Федерации. Том 1,л.д. 139-141).
Из показаний свидетеля Нечипоренко известно также, что именно Вера Колганова рассказала ему о том, что в зале кто-то рубит иконы. Но об особой роли Юрия Нечипоренко в этой истории - несколько далее.
Отметим: Вера целый час ходила по залам Манежа и совершенно безуспешно призывала народ обратить внимание на творящееся безобразие. Ей с трудом удалось найти хоть кого-нибудь, готового разделить с ней горе. Ими оказались пьяный писатель, записной стукач и злоебучий журналист-правозащитник-поэт, каждый со своими интересами и представлениями о свободе, чести, совести, бабках, карьере и гражданском долге, которые рассмотрим позже.
В даьнейшем художница Колганова получила известность в качестве неустанной искательницы божественного покоя и гармонии, проповедницы интеллектуальной безмятежности и преодоления земных страстей.
Вера Колганова. Коровы в воде
"При знакомстве с работами Веры Колгановой всегда охватывает удивительное чувство покоя, столь редкое для сегодняшней нервной, шумной, жестокой жизни. Она, эта жизнь, как будто совершенно не трогает, не беспокоит художницу. А ведь Вера - дитя двух мегаполисов: родившись в Ленинграде, выросла и живет в Москве. Мама, искусствовед, папа, художник-график, учитель Александр Жданов подарили ей тонкое чутьё и вкус, талант и ювелирное владение кистью, смелость, экспрессивность и скорость". (из
анонса выставки "Безмятежность").
Тут выясняется одна поразительная подробность. Упоминающийся в анонсе выставки учитель Веры Колгановой легендарный Александр Жданов, художник нон-конформист, был казаком станицы Вешенской, буйным выпускником училища им. Грекова, американским эмигрантом, сошедшим под конец жизни с ума. Он умер от болезни сердца в возрасте 68 лет в Вашингтоне в 2006.
"Александр Жданов родился в 1938 году в прославленной Михаилом Шолоховым станице Вешенская, в казацкой семье. Ремеслу художника он учился в ростовском Художественном училище им. М. Б. Грекова, откуда его выгоняли четыре раза. В 1973 году он переехал в Москву, где принимал активное участие в андерграундной художественной жизни,- по некоторым сведениям, он даже участвовал в знаменитой "Бульдозерной выставке". И как многие нонконформисты, стал известен на Западе. Эмигрировал Александр Жданов экстравагантно - в 1987 году художник и его жена Галина Герасимова приковали себя к дереву у ворот американского посольства в Москве. После чего власти велели им покинуть страну и дали месяц на сборы.
В США Александр Жданов сначала обосновался в Нью-Йорке, в эмигрантском районе Брайтон-Бич, а потом перебрался в Вашингтон. Его карьера в США складывалась не слишком удачно. Художник даже обвинял госдепартамент США в том, что тот в заговоре с КГБ и ЦРУ уничтожил полторы тысячи произведений, которые он оставил в Москве. А его супруга стояла перед Белым домом с плакатом, требующим защитить художника. Впрочем, позднее многие произведения Александра Жданова были найдены в целости и сохранности в его московской квартире. В России работы Александра Жданова есть в собрании частных галерей и музея "Другое искусство" - там хранится его объект 1964 года "Коляска", сделанный из эффектно сплющенной детской коляски. А в США его произведения есть в Музее Зиммерли, в знаменитом собрании нонконформистского искусства Нортона Доджа.
В 2001 Стефан Салливан пробовал "раскрутить" Жданова в США
В США Александр Жданов, очарованный яркостью акриловых красок, создавал уже не объекты, а живопись - как абстрактную, так и фигуративную. Стоимость некоторых работ Александра Жданова поднималась до $50 тыс. Но галеристы так и не смогли найти общий язык с несговорчивым и вспыльчивым художником, часто требовавшим, чтобы клиенты возвращали ему уже проданные работы. По словам галеристки Аллы Роджерс, Александр Жданов "вел себя с высокомерием человека, находившегося несколько не в ладах с реальностью".
Сам художник продавал свои работы по $50 посетителям вашингтонских баров, в частности, бара Madam`s Organ, где "Саша", нагруженный рулонами свеженаписанных картин, был завсегдатаем и главной достопримечательностью. В этом же баре русские и американские друзья художника устроили поминки. "Он был самым настоящим, первозданным битником",- сказал об Александре Жданове американский писатель Стивен Салливан, познакомившийся с художником еще в Москве".
(
Ирина Кулик, "Коммерсантъ", 28.07.2006).
Вот еще -
жена Жданова Галина Герасимова о его смерти в русскоязычном американской жунале "Чайка" Александр Жданов. Детская коляска. Объект. Хранится в Музее "Другое искусство" при РГГУ. В этом же ммузее хранятся и работы Веры Колгановой
Кроме Веры Колгановой, одним из известных учеников Александра Жданова был уже упоминавший на этих страницах неоднократно "Граф" Леонид Александрович Стуканов (1947-1998), выучивший в детской художественной школе города Таганрога будущих художников товарищества "Искусство или смерть" - Юрия Шабельникова, Александра Кислякова, Василия Слепченко, Наталью Дурицкую, и приобщивший их, как говорит Саша Сигутин, к большой культуре нон-конформистского антисоветского искусства.
Видимо, именно Жданов со товарищи выпускал когда-то в училище им. Грекова один из первых в Ростове самиздатских журналов "Перетятковичи". В журнале "Кто главный", как мы помним,
об этом журнале было сказано: "Журнал выходил в Ростове во второй половине 70-х. Издавался якобы студентами художественного училища им. Грекова. К сожалению, история не сохранила для нас имен этих воистину странных и, безусловно, талантливых людей. Известно, что «перетятковичи» были художественно-авангардистской группировкой, развлекавшейся разбрызгиванием красок с помощью клизм и «брызгалок» в духе абстрактного экспрессионизма Дж. Поллока. Судя по тому безумию, что творилось на страницах их издания, «перетятковичи» увлекались мистикой во всех её проявлениях. В раскрашенном, перепачканном, шитом белыми нитками журнале «Перетятковичи» можно было найти что угодно: от заговоров ростовских знахарок до лекций по марксистской диалектике. Увидела свет и парочка интересных статей, посвященных диггерским практикам издателей, снабженных самодельными картами ростовских подземелий. Мистики, безумцы, философы, первые ростовские экстремалы - вот кто такие они были".
Вот видите, мы по чистой случайности набрели на нечто, очень похожее на разгадку одной из тайн ростовского авангардно-художественного самиздата :).
Эх, если бы Авдей Степанович каким-нибудь случайным образом познакомился с Верочкой Колгановой раньше, он бы обо всем этом, конечно, узнал, с художницей-философом подружился, и никакого скандала с иконами наверняка бы не было бы. Потому что в то время между "своими" в арт-среде, сравнительно недавно вышедшей из контр-культуры и все еще чувствовавшей подспудое "родство", "наезды" друг на друга приняты еще не были.
Во всяком случае, факт остается фактом: и после инцидента в Манеже, Вере не раз приходилось участвовать в выставках, от которых ее суровое нон-конформистское сердце наверняка щемило. Но там она всех знала, была принята, и - помалкивала.
Вот, например, выставка "Игрушки художников", устроенная Данильцевым и Звероловлевым 11 - 18 декабря 2002 в галерее арт-клуба "Муха", так хорошо тогда начавшей и так быстро и плохо кончившей. Колганова подготовила для этой выставки две елочные игрушки - милые объекты, возможно, самые дерзкие ее работы:
Вера Колганова. Справа: Елками по тыкве. Слева: Лампочка.
Но той же выставке присутствовали такие прикольные вещи, как "Платиновый фаллос", хлопушка "Террористка", "Кошмары Лукоморья", "Здравствуй, жопа Новый год!". Была там и анти-католическая ироническая работа "В Новый год с Папой Римским". Главным скандалом выставки стали два дуалистические объекта, высмеивающие тогдашнюю политику Путина в отношении Чечни, но все-таки пронизанные с неким анти-еврейским (или анти-исламским, как кому нравится) душком -
"Специальное вымачивание" и "Многоконфессиональное обрезание": В. Путин, ученик 6-го класса. Объекты
Гламурная, но как-то слишком все-таки оборзевшая, "Муха", со всей ее развеселой компанией, к которой у Веры был реальный шанс примкнуть, очень быстро закрылась. Полный же и окончательный отход Колгановой от "цинизма" contemporary art произошел, как и у многих российских художников, в 2006: в музее "Другое искусство" на персоналке она представила свою серию живописи "Безмятежность", ставшую программным заявлением художницы о самоустранении из сферы "актуального".
Вообще-то я не уверена в том, что "Вера Колганова" как имя хоть когда-нибудь существовало в сфере "актуального", кроме как в ее собственном воображении. Возможно, она войдет в историю современного искусства единственно как случайная возмутительница печального "дела Тер-Оганьяна". Как образец упертости российского андеграунда 1970-80-х, поигрывавшего с мистикой и духовностью вслед за своими родителями и учителями из диких 30-50-х, которые без веры реально трудно было пережить живому человеку, особенно в лагерях...
Интересно, как сама Вера сегодня относится к своей роли во всей этой стремной истории? Эх, нету у нее ЖЖ!