Про саперов-штурмовиков

Aug 08, 2022 09:44

Или почему досужий блоггер RostislavDDD в своем проекте десантно-штурмовой дивизии наиновейшего облика требует наличия в ней жирного инженерно-саперного батальона, с программами боевой и специальной подготовки большей части сапер близкими существующим ныне штурмовым "г....играм в пианирный спицнас" (с) от Управления Инженерных Войск ВС РФ. Наличие которого в дшд как минимум позволило бы комдиву на случай пиздореза по умолчанию иметь  в своем резерве сводную ПТГ, в составе компетентных в пехотном бою пеших подразделений оисб(ш), "тяжелого" орб на БМД-4М и "Спрутах", огадн,  танковой роты на ОБТ и управления танкового батальона дивизии.




Прочтение Начальником Инженерных Войск генерал-лейтенантом Ю.М. Ставицким и может быть даже кем повыше книг заместителя начальника Института Военнной Истории ВАГШ ВС РФ Н.И. Никифорова "Штурмовые бригады Красной Армии в бою" и "Штурмовые бригады Красной Армии. Фронтовой спецназ Сталина" это  замечательно. Без какого либо ерничества. Но от того к чему это привело, мне, после формирования в Муроме " по опыту ВОВ" эрзац-мотострелкового  батальона штурма и разграждения аж прослезиться захотелось. Отброшу в сторону основанные на отчетных самовосхвалениях инженерных войск книги Никифорова и сделаю из первичной документации один единственный вывод из многих, понимания которого даже самого по себе достаточно, чтобы смотреть на апологетику "рвавших УР" шисбр с большой осторожностью :

"... Суровая реальность такова, что типичный "сапер-штурмовик" которого видел советский пехотинец при штурме немецких позиций, был не подтянутый атлет возрастом до 30 лет из штурмового инженерно-саперного батальона, а умученный жизнью и работой 30-40 летний мужик из саперного взвода стрелкового полка, инженерно-саперного батальона дивизии и реже армейской инженерно-саперной бригады, конечно же не имевшей в своем названии слова штурмовой...."

Основной проблемой я вижу то, что  "Штурмовые бригады Красной Армии. Фронтовой спецназ Сталина"  общевойсковым командирам было непонятно как применять. Как бы штурмовиков РГК на линии боевого соприкосновения они в штурмовых действиях не использовали, с точки зрения высоких штабов Инженерных Войск все было неправильным и приводило к возмущениям по выходу из строя большого количества подготовленных специалистов. Даже придание штурмовых инженерно-саперных отделений стрелковым ротам для проделывания проходов в минных полях и то вызывало негодование,  о чем, кстати, в книгах уважаемого Николая Никифорова черным по белому напечатано. Кончилось тем, что шисбр общевойсковики начали использовать как обычнейшие, нисколько не претендующие на Штурмовой Спецназ Сталина и комплектуемые в основном военнослужащими старших возрастов инженерно-саперные и инженерно-минные соединения, которые строили дороги и наводили мосты, производили постановку и разминирование минных полей, копали окопы, строили КП, огневые сооружения и на ЛБС обеспечивали стрелковые подразделения не в качестве "острия копья" напоказ стрелкам грызущего немецкие ДОТы, а в качестве обычных сапер. На неправильность механического придания саперов-штурмовиков стрелковых ротам советские пехотные командиры почему-то всегда и везде упорно ложили хер. Неверующим встоль резкое изменение воззрений на инженерный спецназ (и офицерам Управления Инженерных Войск ВС РФ в особенности)  стоит почитать, например,  ЖБД 9-й ШИСБР РГК:

Журнал боевых действий 9 шисбр РГК
Описывает период с 14.04.1943 по 30.12.1943 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 31.12.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 30397, Опись: 1, Дело: 2
---------------------------------------------
Журнал боевых действий 9 шисбр РГК
Описывает период с 30.12.1943 по 08.02.1944 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 08.02.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 30397, Опись: 1, Дело: 7
---------------------------------------------
Журнал боевых действий 9 шисбр РГК
Описывает период с 09.02.1944 по 15.05.1944 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 15.05.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 30397, Опись: 1, Дело: 8



Почему, при замахе на формирование ниибической кучи саперных Sturm-Bataillone, призванных порвать в клочья фашистские оборонительные линии, все закончилось таким пшиком нетрудно догадаться.

Начнем с того, что достаточно хорошо известный выпускникам академии им. Фрунзе 30-40 годов Sturm-Bataillon Nr. 5 еще в далеком 1916 был штатно насыщен артиллерией, минометами и тяжелыми(станковыми) пулеметами лучше, чем все штурмовые инженерно-саперные бригады Красной Армии вместе взятые. Которые вообще не имели ни артиллерии, ни минометов, ни станковых пулеметов, ни даже противотанковых средств, акромя претендующих на полную бесполезность из-за прекращения снабжения 14,5 мм БС-41 ПТР. Забавно, но что то мне говорит, что артиллерии и минометов в "Муромском" батальоне и инженерно-штурмовых ротах прочих исбр Российской армии нет даже сейчас, так что Фронтовой Спецназ Кайзера и тут  впереди оказался.

Организационно, Sturm-Bataillon Nr. 5 (Rohr)  к 1916 г. состоял из:
-Штаба батальона;
-Пяти саперных штурмовых рот (по 210 человек в каждой);
-Пулеметной роты (двухвзводного состава, 6 станковых пулеметов);
-Команды траншейных минометов;
-Огнеметного взвода;
-Гаубичной батареи (Первоначально, 4 трофейные русские 3" противоштурмовые пушки обр. 1910, позже 4 10,5 см горные гаубицы Gebirgshaubitzen L/12)

И представлял собой не штурмовое формирование, "острие копья" армейского корпуса или даже армии как таковое, на фоне задач, успехов и неудач дивизий которых действия одного батальона в принципе не имели большого значения, а учебно-боевой Lehr-Bataillon. Чьей основной задачей была отработка штурмовой тактики и обучения ей временно прикомандировываемого из линейных пехотных частей переменного состава. Обучаемого в нем штурмовым действиям для повышения общей боеспособности пехотных частей и соединений.  Даже не знаю, стоит ли вопрошать, задумывался ли кто-то о такой роли штурмовых инженерных  подразделений сейчас.

Потери "Рор", к слову, пройдя через все самые страшные мясорубки Западного Фронта  понес относительно небольшие. В период с мая 1915 по ноябрь 1918 г. (3,5 года) штурмовой батальон №5 потерял убитыми, без вести пропавшими и умершими от всех причин всего лишь 624 человека, или где-то около 45-50% к штату.

Второй бедой было то, что Красная Армия дико упарывалась тогда и вряд ли вылечила сейчас такую дурную болезнь как избыточная специализация. Военный инженер Красной Армии периода ВОВ был в первую очередь инженером и только во вторую - офицером. Скажу более,  до 7 мая 1940 г. он, даже командуя боевым инженерно-саперным  подразделением к  командному составу  не относился. Вместе с политруками, хозяйственниками, военмедиками и ветеринарами пребывал в начальствующем. Требования относительно готовности  к командованию штурмовой группой (по факту стрелковым подразделением)  в общевойсковом бою при таком подходе предъявлялись соответствующими.

В войну все стало только хуже. К примеру, Московское военно-инженерное училище за один только 1941 год произвело 6 выпусков, а всего за период ВОВ - 38. При достаточно большом объеме специальных знаний, безусловно необходимых командирам инженерных войск, на общую тактику даже при довоенном двухлетнем сроке обучения много места не оставалось. Что же касается периода ВОВ, когда советского военного инженера готовили 2, 3, 5, 6, 8(1943) и 12(1943) месяцев, то о ней по большому счету вообще говорить не приходиться.

В общем,  очередная попытка командующего Инженерными Войсками КА генерал-майора  М.П. Воробьева завести могущий заставить  говорить о себе спецназ попала ровно на те же грабли мины суровой реальности, что и передыдущая. Где подобрать хорошо подготовленных офицеров для пятнадцати батальонов и одной уже через полгода переформированной в шисбр  бригады было значительно проще. Теоретически, ибо спецотбор в эти части шел не по профессионально-деловым качествам,  а по анкетам (а в шисбр спецотбора как такового не было вообще).  Просто читаем ЖБД 11 гвардейского батальона минеров и оцениваем уровень привлечения части к работе по диверсионному профилю (смотрим количество выведенных в тыл противника всеми способами диверсионных групп за 1943 год ).

Журнал боевых действий 11 гв. об минеров
Описывает период с 29.08.1942 по 09.05.1945 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 09.05.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 32202, Опись: 1, Дело: 8

У немцев, с их 3% офицеров в Heer  что в Первую, что во Вторую мировую войну, требования к уровню подготовки офицера были значительно большими чем у советских как по глубине так и по охвату где угодно, а что касается пиониров, то к их навыкам управления стрелковым подразделением в ходе общевойскового боя предъявлялись ровно те же требования, что и в пехоте.

Нет, это не преувеличение.

Один из главных уроков, извлеченных Рейхсвером из ПМВ, стало признание фактической преступности войны спецподразделениями, когда ради комплектации немногочисленных высокобоеспособных штосструппен, не могущих добиться больших результатов из-за своей малочисленности, обескровливались  от лучших, цементировавших подразделения своим примером и лидерскими качествами солдат целые батальоны. Успех сержанта Йорка вполне возможно объясняется охватившим Казеровскую армию в октябре 1918 разложением только отчасти.

В итоге, благодаря целенаправленной работе военных специалистов Рейхвера на интересы Родины,  к 1941 г. что средний офицер, что средний солдат появившихся в межвоенный период пионирных батальонов дивизий вермахта умел решительно все, что умел пехотинец и многое из того, что средний пехотинец не умел. Благодаря чему, в ходе войны на Востоке Pionier-Bataillone c конца 1941 и по конец 1943 г. стали главными пожарными командами немецких ПД. Просто потому, что в немецких сапбатах благодаря  штатной численности под 800 человек, которую немецкие комдивы старательно пытались поддерживать, обычно было  раза в полтора-два больше злых и  умеющих в ближний бой бойцов, чем что в двухэскадронных Aufklärungs-Abteilungen (разведбатах), что в сведенных с ними и иптадами в одну часть Schnelle Abteilungen (подвижных батальонах), где  ощутимую часть  численности отъедали артиллеристы.

Однако, несмотря на приличную пехотную подготовку немецких сапер, тяжелого вооружения пионирные батальоны фактически не имели. Все что  у них было, это пистолет-пулеметы у офицеров и унтеров,легкие (ручные) пулеметы в отделениях, по одному огнемету на взвод и три противотанковых ружья в управлении роты. Для немцев, с их очень высокими требованиями к представителям офицерского корпуса, формирование в составе дивизии сводных боевых групп из подразделений разных частей не считалось проблемой. Кампфгруппа на базе пионирного батальона обычно включала в себя большую часть или весь батальон,  гаубичную батарею от артполка, от взвода до роты противотанковых пушек  иптад или шнеллеров и по возможности - танки или штурмовые орудия. Так как "саперная" кампфгруппа  обычно использовалась для затыкания прорывов противника, отсутствие в батальоне минометов и тяжелых (станковых) пулеметов не имело большого значения.

Несокрушимая и Легендарная достаточно быстро обратила внимание на  успехи немецких сапер. И, вот именно, тиснула их. Разве что с штатной численностью поменьше, дегтярями вместо МГ и вооружением пистолет-пулеметами там, где у немцев были карабины.

Но, отечественный Политически Ценный Элемент не был бы Возвышенными Великой Партией Политически Ценным Элементом, если бы этого не показалось мало и он не решил внести нечто новое в военную науку, до чего глупые колбасники не додумались.

Этим новым стало не усиление штурмовых возможностей дохлых сапбатов стрелковых дивизий, а сведение формируемых по немецкому образцу ошисб в штурмовые инженерно-саперные бригады РГК, как уже говорилось не имевших ни своих станковых пулеметов, ни минометов, ни ПТС, ни артиллерии, однако, компенсировавших все это очень внимательным к их интересам руководством. Одни только танки в четырех бригадах ( 10, 2 и 4 шисбр, 2 гв мшисбр) в августе-сентябре 1944 г. появились. 119 оитп при этом стал как бы не самым забавным танковым полком в СССР, ибо на 21 танк штатного, в нем проходили службу три полковника.

Итог был немного предсказуем, сразу же по введению в бой Фронтовой спецназ Сталина познал решительно все  болезни Красной Армии, начиная с такой чумы как "Бойся быть приданным...". Отчего, собственно, командование этих бригад   в описанном Никифоровым и первичной документацией ключе и взвыло.

После чего, как уже говорилось, игры в пианирный спицнас быстро закончились и саперы-штурмовики фактически превратились в обычных сапер, изредка, благодаря жирности своих батальонов и обескровленности стрелковых подразделений, используемых в качестве стрелков. Отдельно стоит отметить, что четыре бригады фронтового спецназа Сталина (6, 7, 8 и 18 шисбр) даже не дождались периода ликвидации этого самого спецназа летом-осенью 1945 и были переформированы в 17, 19, 10 и 18  исбр еще в июне 1944 г.

В заключение приведу с Ост-Фронта отчет Pionier-Bataillon 9 по штурму долговременных огневых сооружений Струмиловского УР.
Где немецкие саперы ни на что почему-то не жалуются, а  спокойно делают свое дело.  Штурмуя многоэтажные ДОТы с минимальными потерями.



[Отчет Pionier-Bataillon 9]















---
https://t.me/RostislavDDD
Желающие поддержать блог могут задонатить по карточке 5469 3100 1950 5219

pionier-bataillon 9, Вермахт, Фортификация, Шисбр, Военная История, Инженерные войска, Война без маски

Previous post Next post
Up