По результатам переписи 07.05.1911 в ЮАС было 4019 тыс. банту, 1276 тыс. белых, 526 прочих.
I. Банту проживало в Капской колонии 2565 тыс., в Трансваале - 1689 тыс., в Натале - 1194 тыс., в Оранжевой - 528 тыс.
1/3 из них составляли коса, больше ¼ - зулу, примерно 11 % - басуто, примерно 10 % - бапеди, примерно 7 % - батсваны, 4-5% - шангааны.
В Трансваале жило 95-99 % всех бапеди, бавенда, ндебеле, шангаанов и свази, живших в ЮАС, больше 60 % батсвана.
В западной половине Капской колонии банту не было, африканское население было представлено бушменами и готтентотами, которые со многих других земель были уже вытеснены банту, а затем бурами.
II. Белые составляли 21,37 %. Данных о национальной принадлежности нет, только о религиозной.
1) 694 тыс. принадлежали к Голландской реформатской церкви - это примерная численность буров.
Сам по себе бурский народ был неоднороден. Выходцы из Франции испытывали на себе дискриминацию ещё во времена Голландской Ост-Индской компании, руководители которой опасались как бы французские гугеноты - в большинстве люди весьма образованные - не приобрели значительного влияния среди колонистов. Компания запретила использовать французский язык в сношениях с местными властями.
Для становления национального самосознания буров характерно ощущение обособленности, изолированности, исключительности. Такое ощущение родилось и укрепилось под воздействием нескольких факторов. Буры противопоставляли себя африканскому населению, но они не ассоциировали себя и с Европой. Они были изолированы от неё и плохо представляли происходящие там перемены. Связи с Голландией были очень слабы, буры не чувствовали за собой поддержки своей прародины, как, например, англичане, жившие в колониях, и бурские лидеры призывали не надеяться ни на одно из европейских государств, а рассчитывать только на свои силы. Во времена Ост-Индской компании буры видели в ней скорее угнетателя, чем покровителя, и даже пытались восставать против её господства, а с приходом англичан колониальные власти стали им совершенно ненавистны. Притеснения со стороны властей (но прежде всего отмена рабства) привели к «Великому треку», который в 1860-х закончился созданием Трансвааля и Оранжевой. До открытия золота и алмазов бурские республики жили замкнуто, весьма изолированно от внешнего мира.
Подчёркивая, что их родина - Африка, в отличие от англичан, которые, где бы они не родились, считали своей родиной Великобританию, буры стали называть свой язык не голландским, а просто «таль» (язык»), потом - африкаанс. Он действительно за долгие годы самостоятельного развития приобрёл заметные различия. Первая газета на нём вышла в последней четверти XIX в. первый словарь - в 1902, статус 1 из официальных языков он получил в 1918, а в 1925 заменил голландский в качестве языка, употребляемого в парламенте наряду с английским. Самих себя буры стали всё чаще называть африканцами - «африканеры».
Как это ни парадоксально буры, очевидно, стали в истории человечества первым народом, который назвал себя африканцами - в то время, когда другие жители Африки именовали себя лишь по названию рода ли племени. У буров, разумеется, не меньше прав называть себя африканцами, чем у белых жителей Америки - американцами, Австралии - австралийцами. Но нельзя согласиться с тем, что правительство отказывает «чёрным» жителям страны в праве называться африканцами, оставляя им лишь право считаться «банту». (Тут власти ЮАР не оригинальны: в США индейцев противопоставляют белым американцам, в Новой Зеландии аборигенов называют только «маори»).
За бурами в других языках так и оказалось закреплено название «африканеры». Поскольку оно означает «африканцы» то обычно не переводится во избежание путаницы. В английском языке слово Africaner существует наряду со словом African, который относят к чёрным жителям Африки. Против этого слова направлен гнев современных южноафриканских властей. Фервурд: «Такого народа, как африканцы, не существует, т. к. в законах говорится лишь о «туземцах» и «банту».»
В становлении бурского национального самосознания исключительно важную роль сыграл «Великий трек». Если для африканцев он был захватническим нашествием, то африканеры видели в нём священный исход своего народа в поисках земли обетованной, прославляли героизм его участников - мужчин, женщин и детей. Отправившихся за многие сотни миль по неизвестным странам, где и человек. И зверь, и сама природа - всё казалось враждебным и полным неожиданности. «Великий трек» в становлении бурского народа оказался чем-то неизмеримо более значительным, чем освоение Дикого Запада в истории «белой « Америки, хотя «Великий трек» не вызвал и тысячной доли той массы кинобоевиков, детективов, пьес, да и серьёзных исследований. В течение многих поколений бурские националисты вдохновляются «Великим треком», когда говорят о самобытности и свободолюбии своего народа, о традиционном бурском республиканизме и, прежде всего, о том, что этот народ является «избранным» что на него господом богом возложена особая миссия - не случайно же провидение уготовало ему столь необычную судьбу и охраняло во все, казалось бы роковые годины прошлого!
Но когда о бурах писали иностранные наблюдатели, акцент нередко делался на других чертах. В своей религиозности, жёстком кальвинизме, в приверженности не только духу, но и букве библии бурские националисты видели обоснование расовой дискриминации и апартеиду (Бытие, гл. IX, X). Буров считали невежественными, упрекали в стремлении замкнуться, изолироваться от остального мира. Их приводили и приводят как пример народа, который, борясь за своё освобождение от чужеземного владычества, стремился сохранить и упрочить в то же время своё господство над другими народами.
М. Твен писал о них так: «... хорошие отцы и мужья; они но любят шумное общество в городах, предпочитая ему уединенность, отдаленность, одиночество, пустоту и тишину степи; отличаются здоровым аппетитом и не очень разборчивы в еде... они гордятся своим голландско-гугенотским происхождением, своим религиозным и военным прошлым; гордятся подвигами своего народа в Южной Африке, своими смелыми исследованиями пустынных, не нанесенных на карту земель, куда они отправляются в поисках территории, свободных от власти ненавистных им презренных англичан, и своими победами над туземцами и англичанами; но больше всего они гордятся тем непосредственным интересом, какой постоянно проявляет к их делам само провидение. Буры не умеют ни читать, ни писать; и хотя здесь печатаются 2-3 газеты, однако никто, по-видимому, этим не интересуется; еще до недавнего времени здесь не было школ, детей не учили...»
Ещё до англо-бурской войны среди буров появились люди, которые связали свою деятельность с развитием экономики, которое принесли бурским республикам ойтландеры.
Процесс разложения традиционного бурского общества ускорился в н. XX в. Война и связанные с ней опустошения разорили многие семьи, и всё больше буров, особенно среди младших сыновей, шли в промышленность. Не имея никакой квалификации, они не в состоянии были конкурировать с английскими рабочими и могли использоваться, в сущности, на той же работе, что и африканцы. А поскольку по существующим порядкам платить им следовало значительно больше, работодатели были заинтересованы в замене их африканцами. Отсюда и зарождение проблемы «белых бедняков», которая после Первой мировой войны стала 1 из самых сложных внутренних проблем ЮАС.
2) 30-40 % белых - англичане. С 1820 наиболее крупные волны иммиграции были в период «золотой лихорадки» и после англо-бурской войны. Они делились на несколько категорий - богачи, «джентльмены удачи», рабочие, бывшие солдаты.
Жили они в основном в городах, с сельским хозяйством были связаны меньше, в основном в Натале. В руках английского капитала находились почти все промышленные предприятия, банки, горное дело. Капитал эмигрировал в Южную Африку часто вместе с самими капиталистами. Квалифицированные трудящиеся были почти исключительно английскими рабочими. Государственный аппарат ЮАС составляли в основном англичане - так была организована система подбора чиновников.
3) Остальные менее 10 % - немцы. Они участвовали в Крымской войне и в награду получили земли на восточных границах Капской колонии. Интерес Германии к Южной Африке привёл к увеличению их количества.
III. «Цветные» - примерно 8,5 %.
1) Примерно 80 % - «капские цветные», лица смешанного происхождения. Среди их предков были готтентоты, бушмены, рабы с Явы, Индии и других районов Азии, Мадагаскара, Анголы, Западной Африки - Невольничьего берега, европейцы, с XX в. - банту.
2) Другие этнические группы - бушмены, готтентоты, малайцы. Южноафриканские власти объясняли, что на территории страны сохранилось очень мало «чистокровных» представителей этих народов. Если бы с тех же позиций подходили к африканерам, то пришлось бы признать, что их не отделяет от метисов даже сколько-нибудь чёткие границы. Среди людей, числящихся африканерами и вообще белыми, очень много людей смешанной крови, поскольку в эпоху первых поселенцев, когда белых женщин почти не было, связи с готтентотками и малайками (зачастую - внебрачные) являлись не исключением, а скорее правилом. Адвокат Джерд Финдли в к. 1940-х - н. 1950-х говорил, что от ⅓ до /¼ белого населения имеет примесь неевропейской крови.
Основные места проживания цветных - Кейптаун и прилежащие районы. По социальному положению они преимущественно относятся к пролетариату, есть также интеллигенция. Родной язык для 90 % - африкаанс.
IV. «Азиаты» - меньше 3 % населения. С н. 1960-х в это число не включаются японцы.
1) Индийцы.
Это были рабочие, законтрактованные для работы на сахарных плантациях в 1860-х и до 1911, а также купцы, врачи, адвокаты, которые ехали преимущественно в Наталь.
В к. XIX в. несколько тысяч индийцев поселились в Трансваале (въезд в Оранжевую им был запрещён).
2) В 1904-06 осуществлялся въезд китайцев, но в 1910 почти все они были репатриированы ввиду протестов белых рабочих.
До создания ЮАС статус этих групп в разных странах был неодинаков. Создание единой системы английская историография представляет как борьбу 2 систем - бурской (косность, узколобость) и английской (либерализм, широта взглядов). Эта точка зрения основана на том, что в бурских республиках расизм и расовая дискриминация осуществлялись в неприкрытых формах.
В официальных английских декларациях не провозглашалось, как в конституции Трансвааля, что между белыми и чёрными не может быть равенства в церкви и в государстве. Британским кредо считалась фраза Родса о равных правах цивилизованным людям, которая первоначально имела другой смысл и была изменена, чтобы получить голоса чёрных и цветных. Известно высказывание Родса, свидетельствующее, что он не был поборником распространения европейской цивилизации среди африканских народов: «Учёный негр - крайне опасное существо». Для сравнения - лозунг известного африканерского шовиниста Тилмана Рооса: «Образование приносит туземцу больше вреда, чем пользы». Трудно разглядеть отличие английского либерализма от бурской «узколобости».
Закон Трансвааля, принятый 31.01.1899, гласил, что африканец за отсутствие «пропуска» подлежит штрафу в 10 ф. ст. или 20 ударам. Чемберлен говорил: «Ничего схожего нет в законодательстве ни в 1 части империи». В то же время английские фермеры Наталя говорили, что к африканцам «надо применять плеть совершенно открыто». Да и превосходство самого «колониального Джо» над не очень искушёнными трансваальскими законодателями состояло в значительной мере в том, что он весьма искусно стремился не оформлять в законодательном порядке свои права на преступления, действуя, подобно многим политикам, по принципу «Без закона всё что угодно можно!» (Салтыков-Щедрин). Чемберлен в 1896 говорил, что «обычаям южноафриканской войны сжигание краалей туземного врага соответствует».
Свидетельства английских парламентариев и чиновников представляют британскую политику не в таком уж выигрышном свете по сравнению бурской. Депутат Кларк говорил о ситуации в Трансваале в 1877-80: «В это время велось больше войн против туземцев и произошло больше беспорядков, чем в течение 30 лет господства буров. Наше обращение с цветными было постыдным. Мы назначили главой округа Зутпансберг человека, который был уволен со своей должности бурским правительством, потому что занимался работорговлей».
Нет поэтому преувеличивать разницу между бурской и английской политикой по отношению к африканцам. Первая основывалась на крепостничестве и рабстве, вторая приспособила докапиталистические формы эксплуатации к нуждам капиталистического развития. Обе системы держались на расизме и расовой дискриминации. Но совсем не видеть разницы между ними было бы неверно. Во-первых, у буров и англичан были разные экономические интересы, во-вторых, имела значение необходимость считаться с общественностью.
По конституции Капской колонии от 1853 африканец мог голосовать если имел доход 50 ф. ст. в год или земельный участок стоимостью в 25 ф. ст. Цены на землю росли. В 1887 право голоса имели несколько десятков тысяч африканцев. В округах Воудхауз и Эливал-Норс небелые в 1886 составляли большинство. В Натале африканец не только должен был удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к белым избирателям (мужчина старше 21 года, владеющий недвижимостью в 50 ф. ст. или годовой доход в 96 ф. ст.), но и «быть жителем Наталя... в течение 12 лет, находиться вне действия законов о туземцах... в течение 7 лет, иметь удостоверение о хорошем характере и одобрение губернатора. В 1903 в Натале из 18 680 избирателей было всего 2 африканца.
В Капской колонии ещё до англо-бурской войны власти старались ограничить избирательные права африканцев. В 1887 был принят закон, что земля должна быть индивидуальной, а не общинной собственностью, и избирательных прав лишилась бОльшая часть африканцев - 30 тыс. В 1892 был принят ценз грамотности (надо было написать заявление на английском или голландском языке) и повышен в 3 раза имущественный ценз. В 1903 в Капской колонии избирательный права имели 114 450 европейцев, 399 индийцев, 5455 кафров, 2662 финго, 747 малайцев, 1226 готтентотов, 67 китайцев, 10 162 прочих (т. е. всего 9343 африканцев). В английских колониях прослеживалась чёткая тенденция сужения избирательных прав африканцев.
Гуманизм был присущ некоторым выходцам из Англии, и это делает им честь, но не английской системе, поэтому создание расистских порядков в ЮАС - не уступка бурам ради «единства белых». Идея о сговоре между правящими кругами белых и совместном угнетении африканцев лежала в основе первого проекта федерации.
На территории Трансвааля и Оранжевой английский парламент закрепил то полное политическое бесправие африканцев, которое с такой патетикой осуждала официальная Великобритания во время англо-бурской войны. Кроме того, были урезаны права капских африканцев - их лишили формального пассивного избирательного права. У них сохранилось активное избирательное право - в надежде, что африканцы и цветные вместе с англичанами будут противовесом бурскому большинству.
В 1913 был введён запрет покупки земли африканцами вне резерватов, издольной и денежной аренды - разрешалась только отработка. Т. о, почти 90 % земли стало принадлежать белым.
До 1830-х в «европейский» сектор хозяйства ещё не были втянуты банту, а сейчас «без рабочих банту фермы и предприятия Южной Африки пришли бы в запустение в 5 минут».
В бурских республиках фермеры стремились установить систему принудительного, а не наёмного труда. Ливингстон говорил: «племена, которые удерживают видимость независимости, вынуждены бесплатно выполнять для буров все полевые работы...»
«Буры знают по опыту, что никакой закон о преследовании беглых рабов не может иметь силы в этой дикой стране, где для взрослых пленников так легко бежать; поэтому у них установился обычай увозить только малых детей, которые могут забыть своих родителей и остаться навсегда рабами. В домах буров я не раз видел похищенных ими грудных детей; прежде этот факт отрицался ими». «Мы заставляем их работать на нас на том основании, что мы разрешаем им жить в нашей стране».
В Капской колонии с отменой рабства стал преобладать частный сектор.
а) Появление банту в качестве рабочей силы связано с походом Чаки в 1828 против хлуби, нгване, дламини и других народов. Они бежали на юг, перемешались, и возникла новая общность абамбо (финго). У них не сложились отношения с коса и тембу. Англичане использовали их в войнах с коса и поселили их на захваченных у коса землях между реками Грейт-Фиш и Кейскамма. Но этих земель не хватало, и финго пришлось наниматься к белым.
б) В 1857 коса в Сискее (Кафрария, к западу от реки Кей) и в Транскее (к востоку от неё уничтожили своё зерно и скот, выполняя волю духов. Это было выгодно англичанам, так что естественно заподозрить их в провокации.
Система пропусков, по которым в Капскую колонию приходили работать африканцы из земель, официально не включённых в неё, не распространялось лишь на финго.
С 1870-х понадобились африканцы для работы на алмазных копях. Тогда ещё не было системы компаундов, придуманной в 1880-е. Это лагерь, огороженный железной оградой или проволокой, за пределы которого африканцев не выпускали в течение всего срока найма. Разговаривать с родными рабочему позволяют только через двойную решётку, чтобы нельзя было ничего передать. По окончании контракта рабочих тщательно обыскивают, дают слабительное, а потом стали просвечивать рентгеном. Первое время африканцы получали 10 шиллингов в месяц, потом - 2 фунта стерлингов.
Африканцы вначале приходили, чтобы купить огнестрельное оружие, патроны, ножи. Силу и власть белых африканцы ассоциировали, прежде всего, с огнестрельным оружием. Жители захваченных областей надеялись сбросить чужеземное господство, непокорённых как зулу - отстоять независимость.
«Туземцы поступают на работу, но оставляют её, как только каждый из них сможет приобрести ружьё с боеприпасами. На это уходит примерно 3 месяца». За это время африканец зарабатывал 6-7 фунтов стерлингов.
В 1876 бапеди воевали против Трансвааля. Не исключено, что английские власти, стремившиеся ослабить Трансвааль, не возражали против усиления враждовавших с ним племён.
В н. 1830-х (?) капские власти издали закон, требующий от африканцев сдать всё огнестрельное оружие. Против народа басуто, который отказывался сдать ружья, была отправлена карательная экспедиция. Т. о., африканцев лишали всего, ради чего они отдали столько труда, сил и даже жизней.
Гвайи Чаи Чамзаше (Chamzashe) (1844-96), священник-коса, писал так (01.01.1972):
«Здесь есть бушмены, готтентоты, гриква, ботлапир, дамара, баролонг, барутсе, бакотле, баквена, бамангвута, бапеди, магалака, батсветла, баганана, басуту, магвата мазулу масвази, матсветства, матонга, матабеле мабаса, мампондо, мампенгу, матембу, макоса и многие другие».
Народы и племена всей Южной Африки впервые в своей истории знакомились друг с другом в процессе труда. Люди впервые могли видеть роднящее их: все они - африканцы.
Открытие золота привело к росту потребности в рабочих руках. Была создана система мер, направленных на то, чтобы заставить африканцев идти работать в «европейский» сектор - налоги.
Капитал был заинтересован в появлении слоя «европеизированных» африканцев с низким потреблением и доходами, способных работать в промышленности. Для этого были нужны и школы. Нужно было создать прослойку интеллигенции - священников и учителей, которые бы влияли на соплеменников.
Распространение грамотности шло рука об руку с распространением христианства. «Кроме миссионерских организаций, никто не брал на себя труд давать африканцам образование». Но субъективно миссионеры не всегда были носителями этих интересов.
1)
Йоханнес Теодорус ван дер Кемп (1747-1811) - голландец, приехавший в Южную Африку в 1799. Он пытался работать среди западных коса, но мешали постоянные набеги буров на эти районы. Он создал миссионерскую станцию около Ист-Лондона, среди готтентотов. Он требовал от колонистов и колониальных властей соблюдения законности по отношению ко всем небелым. Проповедуя идею равенства всех христиан, он принял для себя образ жизни готтентотов и взял себе в жёны женщину из их среды, (По другим данным - освобождённую рабыню-мальгашку. - Р.) что было сочтено вызовом «белой Южной Африке».
2) Ливингстон, «Путешествия и исследования миссионера в Южной Африке», Лондон, 1857. (В заголовке перевода, выпущенного Географгизом в 1955, слово «миссионер» почему-то опущено). «Я открыл хорошие душевные качества у тех людей, которые цивилизованными людьми считаются племенами, стоящими на низких ступенях развития».
3)
Роберт Моффет - тесть Ливингстона. В то же время Джон Моффет, сын Р. Моффета и тоже миссионер, был прямым пособником Родса.
Из среды миссионеров исходили подчас даже прямые протесты против колониальных аннексий.
4) Шотландец
Джон Филип (1875-1951) возмущался рабовладельческими порядками на бурских фермах, но не менее резко осуждал и своих соотечественников. «Эти условия [жизни готтентотов с переходом Капской колонии в руки англичан] хуже обычного рабства».
В истории Южной Африки эти люди были первыми белыми, которых расисты окрестили презрительной кличкой - «кафрские последыши» (Kafferboetie, на африкаанс - «братишки кафров»).
Первые несколько готтентотов в XVIII в. могли читать Библию на голландском.
Письменность для крупнейших народов банту составили в XIX в. главным образом английские и шотландские миссионеры, и они сразу же перевели Библию. Перовым народом, у которого появилась письменность, были коса - в 1820-е.
Школа при Лавдейлской миссии (Джон Лав, Шотландия) стала училищем, где преподавались богословие, общеобразовательные предметы, начатки медицины, профессии там обучали и женщин. Готовили абитуриентов к Кейптаунский университет.
К к. XIX в. было около 100 тыс. африканцев-школьников, в 1909 - 170 тыс. В ЮАС начальное образование получало куда большее число детей, чем в других африканских странах. В 1917 было 2935 государственных школ для небелых, где обучалось больше 201 тыс. человек, и ещё 1173 человек училось в частных школах. Было 5515 небелых учителей и 27 колледжей, где училось 2186 человек.
В к. 1870-х - н. 1880-х возникла Ассоциация туземного образования. С 1884 её президентом стал Элия Макиване (1850-1926) - священник, учитель, литератор. В 1916 усилиями африканцев и в большей мере на их деньги был создан колледж в Форт-Хейре.
Южноафриканское издание «Джорнэл» писало о
Тийо Сога (
Tiyo Soga) (1829-71)
«Видя его пример, невозможно презирать кафрскую расу». Он выступал против спиртных напитков, которые были принесены в страну белыми людьми, и оказали на африканцев воздействие, может быть и не такое страшное, как на некоторые народы северной Европы, Азии и Америки, но всё же весьма губительное.
Множество людей во многих странах возненавидели ту кровь, которая делает их изгоями, или ту, которая даёт привилегии другим.
Чамзаше успешно сдал испытания в Лавдейдлской миссии, был священником в Кимберли, в 1884 поехал на север Трансвааля, который был «страной, враждебной по отношению к чёрным» (Мвели Скота, историк).
Колонисты видели в Чамзаше прежде всего не миссионера, а «кафра», да ещё претендующего на образованность. Можно представить себе, как отнесись полуграмотные бурские фермеры к кафру, знающему латынь и греческий!
В районе Йоханнесбурга трансваальская полиция арестовала его за то, что у него не оказалось пропуска. И лишь после того, как его жена добралась до Претории, и добилась аудиенции у Крюгера, его отпустили.
Пытался классифицировать по структуре африканские языки.
Джон Нокс Бокве (
John Knox Bokwe), Элия Макиване, Х. М. Мтакати,
Уильям Веллингтон Г'оба (
William Wellington Gqoba) - писатели, переводчики.
Г'оба: «Зачем же навязывать пропуска людям, которые доказали свою верность британской короне?.. У них теперь отбирают оружие... А другие британские подданные имеют оружие и то и дело пускают его в ход... Могут оставаться какие-то различия в политике и теперь... Но нельзя заставлять нас носить пропуска, когда белые их не носят. Нельзя отнимать у нас наши ружья, если их не отбирают у белых. Нельзя забывать о наших требованиях, если не забывают о требованиях белых».
В миссионерских школах их учили, что все добрые христиане равны перед господом, но. Выходя в жизнь, они сразу же подвергались расовой дискриминации.
Возможность приложения сил для образованных африканцев - переводчик, священник, учитель, журналист, врач, юрист.
В создании европеизированных африканцев были заинтересованы не местные белые, а капитал Великобритании. Местные, особенно бурские фермеры, смотрели на миссионеров со страхом и враждебностью. Ливингстон описывал, как десятки учеников были отняты у него бурами и насильственно отправлены на работу на фермы. Будучи сами зачастую людьми полуграмотными или вообще неграмотными, буры с недовольством относились к действиям миссионеров, направленным на обучение африканцев. Даже обращение в христианство вызывало у буров подозрительность, а то и враждебность. Для примитивной работы в их экстенсивном хозяйстве им не нужны были ни грамотные рабочие, ни тем более интеллигенты.
«Белые южноафриканцы не выносили вида «миссионерских туземцев», которые отстаивали своё человеческое достоинство («вели себя нагло») и требовали высокой зарплаты («подстрекали к мятежу»)». (Л. Форсмэн).
На образованных африканцев смотрели как на потенциальных бунтарей. Поэтому учебные заведения для африканцев создавались, но подвергались постоянным нападкам.
***
Периодика на африканских языках
1) «Умсамайели индаба» (Umshumayeli Wendaba) (Publisher of the News - «Глашатай новостей») (Грейамстаун, 07.1837-04.1841). Вышло 15 номеров. На коса.
2) Журнал «Исибуто самаво» («Собрание рассказов») (01.1843-07.1844). Вышло 7 номеров.
3) Журнал «Иквези» (Ikwezi) (Morning Star - «Звезда») (Лавдейл, 08.1844-12.1845). Вышло 4 номера. На коса.
4) Журнал «Иситуньива сеньянга» (Isitunywa Senyanga) (The Monthly Messenger - «Ежемесячный вестник») (Кингвильямстаун - восток Капской колонии, выходил в 08-12.1850). Вышло 5 номеров. На коса.
5) Журнал «Индаба» (Indaba) (The News) (Лавдейл, 08.1862-02.1965, 1/3 - на английском, остальное - на коса).
6) Газета «Исигидими сама коса» (Isigidimi samaXhosa) («Кэфир экспресс», The Xhosa Messenger) (10.1870-12.1888). Тираж - 700-800 экз. На коса.
Редакторами были Макиване, Бокве, Г'оба.
Джон Тенго Джабаву (Забавно, что русская статья в Вики полнее английской. - Р. (
John Tengo Jabavu) (1859-1921) - первый известный по всей Южной Африке чёрный журналист и второй - поступивший в Кейптаунский университет. Публиковалось много статей защищавших английские власти.
Лангалебалеле (ум. в 1889) - вождь зулусского племени хлуби, поднявшего в 1874 антианглийское восстание.
7) «Убака» (Наталь).
8) «Лесединьяна» (Басутоленд).
9) «Умвеселе» (южноафриканские методисты)
Все 3 - миссионерские издания.
Африканские политические издания
1) «Имво забанцунду» (Imvo Zabantsundu) (African Opinion) (Кингвильямстаун), 03.11.1884-08.1901. На коса и английском. Первым редактором был Джабаву. Она издавалась на деньги английских либеральных политиков. (Ричард У. Роуз-Иннс победил на выборах благодаря голосам африканцев).
Другим редактором был Бокве. Газета была лояльна властям. В 1887, 1911-13 она отстаивала права африканцев.
2) «Иленга ласе Наталь» («Солнце Наталя) - с 1904 по наст вр. Выходит на зулу.
3) «Мломо ва банту» («Голос народа») и 4) «Моцоалле» («Друг»), затем «Моромува» («Вестник») - оба с 1910 в Трансваале, на суто.
5) «Изви лабанту» (Izwi labantu) (The Voice of the People - «Голос народа») (Ист-Лондон, 11.1897-04.1909). На коса.
6) «Коранта я Ботсвана» (Koranta ea Bechuana) (1901) («Газета страны Ботсвана») (Мафекинг, на тсвана и английском).
7) «Цала я бато» («Друг народа») (Кимберли, на тсвана, через несколько лет).
Лишь в Оранжевой, где экономическое и социальное развитие резко отставало от других частей Южной Африки, создание газет задержалось до 1920.
В 1911 в ЮАС было 8 «африканских» газет и 200 «белых».
В н. XX в. в Кейптауне возникла «Южноафриканская ассоциация туземной печати».
Представление о духовной жизни народа всегда даёт литература (или почти всегда - исключение составляют ситуации, подобные той, которая была в германии при Гитлере).
Духовная жизнь африканцев оказывается на грани двух миров - традиционного и колониального. Важную роль в появлении письменной литературы сыграла устная традиция.
1) Кобе Нтсикана (William Kobe Ntsikana) (ум. 1876) - автор рассказов на коса.
2) Т. Сога - «Христиане и вожди», «Верующие и язычники» (рассказы и очерки на коса).
3) Хади Васелулангени (псевд.)- поэт, писал на суто.
4) Г'оба - поэмы «Спор христианина с язычником», «О просвещении».
5) Х. М. Мтакати - поэма «Песнь креста».
«Пастбища, которыми африканцы добровольно делились с первыми белыми пришельцами, отняты силой».
О европейской цивилизации: «Если уж ты хочешь мёду, то тянешь к нему руку, преодолевая боль от укусов пчёл».
Эзекиель Мпехлеле (
Ezekiel Mphahlele,
Es'kia Mphahlele): «Чёрный человек был ожесточён против белых не меньше, чем африканер против «роойнек» (rooinek) («красная шея - на африкаанс ироническое прозвище, данное бурами англичанам), однако он не мог в той же степени дать выход своему негодованию в художественных произведениях, как это позволяли себе делать африканеры».
Бурное экономическое развитие и сложность этнической стратификации в Южной Африке объясняется особенностями колонизации, а она - природными условиями страны, климатом, исключительными богатствами.
Ввиду развития «европейского» фермерского хозяйства и широкой экспроприации земель у африканцев стало невозможным значительное участие африканцев в производстве сельхозкультур и торговле, что было типично для других колоний, где было неизмеримо меньше белых поселенцев, и особенно для Западной Африки (некоторые её районы из-за своего климата получили в Европе славу «могилы белого человека»).
То, что уроженцы других африканских стран могли повидать, лишь совершив поездку в Европу, южноафриканцы видели в Йоханнесбурге, Кейптауне. Дурбане.
По масштабам распространения грамотности в к. XIX - н. XX в. Южная Африка занимала первое место в Африке.
Кроме Южной Африки, интеллигенция была лишь на побережье Либерии, Сьерра-Леоне, Нигерии, Ганы, где первые интеллигенты были ещё раньше, но в основном это были репатрианты из Америки. А история Южной Африки мало связана с работорговлей и репатриацией.
«Потолок» продвижения африканцев в Южной Африке был ниже, чем в Западной. Места в административном аппарате, сфере экономике, церкви были монополией белых. Африканец не мог стать епископом или подполковником.
Но южноафриканская интеллигенция была ближе к народу. Воспитанные белыми, но не принятые ими в своё общество, молодые интеллигенты не могли оторваться от народа.