Ч. 1. От восстаний племён - к общественно-политическим движениям
Г. I. На пути к современным формам протеста
Последняя волна антиколониальных войн и восстаний племён прокатилась по Южной Африке на рубеже 1870-80-х - когда жители других районов Африки ещё не знали чужеземного господства. Но им начались они на юге гораздо раньше. Они составили целую эпоху и наложили глубокий отпечаток на жизнь многих поколений.
Первыми, кто выступил против колониального господства, был готтентоты (кой-коины). Поначалу голландская колония была слишком слаба, чтобы притеснять их, и скот, который был крайне нужен колонистам, у готтентотов не решались отбирать силой, а выменивали на металлическую утварь, арак (водку), табак. Среди готтентотов были люди, научившиеся ломаному английскому у потерпевших кораблекрушение английских морячков. Ван Рибек (1618-1677), первый губернатор капской колонии, старался быть обходительным с готтентотским вождём Аутшумао, даже приглашал его на свои обеды. Но как только колония немного окрепла, всё переменилось. В 1658 Аутшумао сослали на остров Роббен - он стал первым политическим заключённым в чёрной Африке.
Колониальные войны начались в 1658, сопровождались грабежом и порабощением готеннтотов. На бушменов охотились как на диких зверей. Сопротивление их и готтентотов, выступления рабов не приводили к успехам.
В к. 1680-х в Капскую колонию переселились 200 гугенотов.
В н. XIX в. в Капской колонии было примерно 26 тыс. буров, они заселяли земли, отстоящие на сотни км от Кейптауна, и вели рабовладельчески-крепостническое хозяйство.
Они соприкасались с народами банту, стоящими на более высоком уровне развития, гораздо более многочисленными. Среди них началось складывание племенных союзов. Их сопротивление сыграло значительную роль.
1) Войны с коса (т. н.
«кафрские войны» - по номерам с 1-й по 9-ю) шли в 1779-81, 1789-93, 1799-1803, 1811-2, 1818-9, 1834-5, 1846-7, 1850-3, 1877-9.
Сандиле - вождь коса в 1850-3,
Макана и Ндламбе - в 1818-9.
2) Войны с зулу - в 1838, 1874, 1879, 1906.
3) 3-й по численности народ басуто вёл ряд антиколониальных войн в 1840-80-х, чаще всего против бурских переселенцев, создавших на землях басуто Оранжевое Свободное государство.
И др.
16.12.1838 бурам удалось разбить самую крупную по тому времени военную силу банту. Перед сражением бурские переселенцы дали клятву, что в случае победы они ежегодно в этот день будут благодарить бога. 16 декабря стало официальным праздником в ЮАР.
Правители и вожди вели переговоры (дипломатический метод), иногда даже использовали противоречия между своими противниками - англичанами, бурами, немцами, португальцами. Обращение к английскому главнокомандующему: «Эта война - несправедливая война, вы хотите покорить народ, который сами же заставили взяться за оружие. Когда наши отцы и белые встретились в первый раз в Цуурвельде (Альбани), они стали жить в мире... Когда колонисты не смогли выменять весь наш скот, они захотели отнять его силой. Отцы наши вытеснили буров из Цуурвельда, и поселились там, т. к. они честно завоевали эту землю. Буры ненавидели нас, но покорить не могли. Но вы пришли сюда и подружились с нашими врагами. Мы хотим мира», - писал один из вождей коса.
Вождь басуто
Мошеш (правильно - Мшешве) в течение многих лет использовал противоречия английских властей с бурскими переселенцами. В нескольких сражениях ему удавалось победить английские и бурские отряды, но от таких успехов он не терял головы и, понимая соотношение сил, настаивал на мире. В результате такой политики значительная часть территории его народа была провозглашена не колонией, а протекторатом, и не вошла в состав ЮАС.
Мшевшве выдвинул идею объединения всех племён банту необходимость забыть старые распри перед лицом грозной опасности понимали некоторые другие правители, например,
Лобенгула.
Кетчавайо обучал своих воинов ездить на конях, пытался организовать свою кавалерию, пытался создать отряд воинов, вооружённых огнестрельным оружием. Многие были в европейской военной форме.
22.01.1879 зулусами было убито больше 800 англичан и примерно 500 солдат из «туземных войск». «Короткое ударное копьё стало оружием зулусов с начала правления Чаки, сыгравшего для нашего народа роль Вашингтона или Наполеона... Полк был потоплен в реке, кроме 2-3 спасшихся вплавь человек». Победы зулусов были одной из причин падения кабинета Дизраели. Кетчавйо был схвачен и отправлен в Англию.
В 1887 было официально объявлено об аннексии «Зулуленда». Это произошло, когда зулусы были обескровлены междоусобными войнами.
***
В Южной Африке перелом оказался особенно сильным и резким. Кроме причин общего всемирного характера, выявились и специфические обстоятельства.
Колония мыса Доброй Надежды стала объектом международной борьбы задолго до наступления эпохи империализма. Флот и войска Людовика XVI в канун великой Французской революции захватили её и удерживали 3 года. Наполеон не раз подчёркивал значение мыса Доброй Надежды.
С открытием Суэцкого канала страна сразу оказалась в стороне от мировых торговых артерий, а с др. т. зр. Южная Африка не представляла на тот момент интереса для внешнего мира. Это была чисто аграрная страна без примечательных богатств. Важнейшими продуктами экспорта были шерсть и страусовое перо. Городов с населением больше 100 чел. Было 20, железных дорог - примерно 60 миль.
Англия аннексировала Западный Грикваленд, где были обнаружены алмазы, в 1871 присоединила его к Капской колонии, а Оранжевой республике выплатила компенсацию в 90 тыс. фунтов стерлингов - сумма ничтожная по сравнению со стоимостью алмазов, добытых здесь. О настоящих хозяевах земли, местном африканском населении, никто не вспомнил.
Город Кимберли был назван по имени министра колоний, захватившего район месторождений.
Южноафриканские события доходили до Европы и Америки в ореоле фантастической романтики. Кейптаун с его скопищем моряков со всех концов света, а вокруг космополитического портового города бурит настоящая «чёрная» Африка - трудно придумать более яркое обрамление для приключенческой романтики. В сочетании таких колоритных планов видели неповторимую прелесть многие писатели и поэты, как талантливые, так и бездарные. И они посылали в Африку своих героев - на каравеллах и бригантинах, пароходах, а затем и аэропланах, - заставляли их спасаться из кейптаунских притонов и истреблять бесчисленное множество львов и слонов на просторах к северу от мыса Доброй Надежды.
Среди авторов - Майн Рид (трилогия), Буссенар («Похитители бриллиантов»), Верн («Приключения 3 русских и 3 англичан в Южной Африке» и др.», Р. Хаггард (многие книги). Конан Дойл связал с Южной Африкой свой первый роман - «Торговый дом Герлдстон» и впоследствии написал ещё 2 «южноафриканских» книги. В его собственной жизни Южная Африка занимала важное место. Он не раз бывал там. В 1900 во время англо-бурской войны он работал в английском госпитале в Блумфонтейне, а в 1828 снова объехал Южную Африку. Киплинг воспевал «волны у мыса Бурь» («Южная Африка»).
В значительной степени именно в Южной Африке возникла легенда о том, что Британскую империю создавали не политики, а искатели приключений.
В период алмазного и золотого бума капитал менее чем за 2 десятилетия прошёл в Южной Африке цикл развития от преобладания мелких старателей до монополистического объединения - одного из первых в истории мирового капиталистического хозяйства. Возглавляли их Сесиль Родс,
Барни Барнато,
Бейт,
Вернер.
На лондонской бирже «кафрские» акции стали предметом самых бешеных спекуляций.
В сер. 1890-х было основано 3 банка -
«Стандарт Бэнк оф С. А.» и др.
в 1873 в Капской колонии было 57 миль железных дорог, а в бурских республиках даже не было хороших грунтовых дорог. В 1887 в Натале было построено 5 миль железнодорожного пути, в 1891 железная дорога была построена в Оранжевой республике. В 1892 был 2648 миль (гл. обр. в Капской колонии).
За первые 3 года золотой лихорадки доходы Трансвааля выросли в 5 раз. Началась интенсификация сельского хозяйства. Капиталистические методы стали проникать даже в самые глухие и патриархальные районы бурских республик.
Подавление африканского населения Южной Африки открыто объявлялось главной причиной «белой федерации». «Растёт умственное развитие туземцев, и, к несчастью, оно слишком часто направляется на использование оружия».
Причиной неудачи объединения стала англо-зулусская война, а также сопротивление трансваальских буров и недовольство аннексией Трансвааля, выраженное бурским населением Оранжевой и Капской колонии.
Усиление борьбы за Африку в сер. 1880-х, особенно внимание европейских держав к Трансваалю после открытия там золота, активизация германской колониальной политики и осложнения внешнеполитических позиций Великобритании затруднили действия, направленные на создание федерации. Оно было невозможно без включения Трансвааля, а с сер. 1880-х овладение им могло осуществиться лишь при помощи серьёзной военной компании, которая неизбежно должна была привлечь внимание и соперников Англии, и мировой общественности.
Но британские планы овладения всей Южной Африкой приобрели ещё более широкий размах. План «Каир-Кейптаун» появился в сер. 1870-х.
Междуречье Замбези-Лимпопо привлекало не столько надеждами на золото - захватом междуречья достигалось полное окружение бурских республик, а значит, облегчалась и задача навязывания им «федерации».
Захватнические планы Родса были поистине глобальными. Его девиз: «Расширение - это всё!». Захват Африки, островов Тихого океана, всего Малайского архипелага, береговой полосы Китая и Японии и ряда других областей Азии, возвращение США. «Как жаль, что мы не можем добраться до звёзд... Я бы аннексировал планеты, если бы смог»,- так писал он в 1877.
Цель британской политики - «расширение капской колонии до Замбези». Аннексии бурских республик отводилась роль не первоначальной, а завершающей меры.
На пути осуществления этих планов стояли препятствия, и не только в лице африканских народов и бурских республик, но и соперники Англии.
В Германии требования аннексий в Южной Африке раздавались с сер. 1870-х. в 1876 Бисмарку поступило предложение основать германскую колонию на землях буров. Высказывались идеи о германской южноафриканской империи, о бурах как о «южноафриканских немецких братьях», о протекторате Германии над Трансваалем, что, возможно, и привело к аннексии его Англией в 1877.
Создание в 1884 ЮЗА придало немецким мечтам о захватах в Южной Африке реалистический характер.
У Германии и бурских республик возникла надежда на создание общего антианглийского фронта в этой части Африки. На землях племён батсвана, отделяющих Трансвааль и Оранжевую от ЮЗА, к 1884 появились новые бурские республики - Госен и Стеллаланд. Эти республики могли стать первым шагом буров навстречу немецкой экспансии, попыткой выйти к границе немецкой колонии и таким образом избежать грозившей Трансваалю и Оранжевой окружения английскими владениями.
В 09.1884 немецкий полковник Шиль, состоящий на службе у Трансвааля, добился у Динузулу (1868-1913), сына Кетчвайо, «концессии» в 600 тыс. акров и разрешение строить железную дорогу от бухты Сент-Люсия до Трансвааля. Понимая, что в своей стране он бессилен против англичан Динузулу надеялся потеснить их с помощью немцев.
В 08.1884 группа буров, включая Л. Боту, создала на северных землях зулусов бурскую «Новую республику» . Англия вмешалась быстро и решительно; и немецкая концессия и бурские республики прекратили своё существование. Землю батсванов разделил на 2 части: северная стала протекторатом, южная - колонией.
Но Германия не отказалась от планов пересечь континент (как и Англия, и Португалия).
К сер. 1890-х у Великобритании в Южной Африке возникала целая империя. В центре её оставалось лишь 1 чужеродное тело - бурские республики. Но они оказались стиснутыми английскими колониями почти со всех сторон, кроме небольшого участка границы Трансвааля и Мозамбика.
Путь к осуществлению поначалу безобидного проекта создания «южноафриканской федерации» оказался устлан телами сотен тысяч жертв - зулусов, коса, басутов, матабелов, буров. Самому английскому народу он стоил намного более тяжёлых жертв, чем любая другая внешнеполитическая акция со времён наполеоновских войн. Лишь после этого началось создание ЮАС.
Сами размеры ЮАС, его территория определились предшествующей борьбой. В него не вошли Родезия, Бечуаналенд, Басутоленд и Свазиленд. Важнейшей причиной такого решения был характер англо-бурских отношений, определившихся в борьбе за создание ЮАС. Считалось, что сначала объединятся «белые государства и колонии». Это предполагало значительную степень сотрудничества между англичанами и бурами. В действительности же как раз овладение бурскими республиками стало последней, завершающей стадией создания британской южноафриканской империи - их удалось удушить, лишь захватив предварительно все страны, лежавшие вокруг. Во всех этих захватах буры не выступали в той роли соучастников, которая им отводилась первоначально, а были яростными соперниками. Распространение британского владычества на окружающие земли они считали петлёй на своей шее.
Когда «объединение» могло стать реальным - после англо-бурской войны,- опора британского господства оказалась весьма узкой. Даже подавляющая часть белого населения - буры - ненавидели это господство и все связанные с ним политические институты. Но правящие круги Великобритании не могли допустить ещё и острой враждебности со стороны большинства белых.
Поэтому сразу же после окончания войны по отношению к бурам началась со стороны Великобритании политика, получившая в английской историографии название 2политика великодушия». Она выразилась в том, что Великобритания стремилась не наполнять ещё больше ту чашу национального унижения, которая досталась бурам. И в отличие от множества других войн в мировой истории после англо-бурской войны не побеждённый платил контрибуцию победителю, а скорее наоборот: победитель - Великобритания - предоставил ссуды на восстановление бурских ферм, уничтоженных во время войны. На переговорах о создании федерации лондонское правительство стремилось удовлетворить требования бурских представителей, пошло даже на то, чтобы буры составили большинство в правительстве и парламенте, занимали посты премьера и вице-премьера.
Всё это было сделано в надежде, что Великобритания, опозоренная перед всем миром войной против буров, получит столь желанное для неё замирение. И хотя бы какую-то уверенность, что буры не восстанут вновь. Во множестве исторических исследований вплоть до настоящего времени обсуждается вопрос, насколько дальновидна была такая политика.
В наши дни высказываются разные точки зрения, но в первые годы после создания ЮАС в подавляющем большинстве это было восхищение английской политикой. Российский юрист барон А. С. Корф писал в 1914: «...Буры не принуждались к денационализиции Совершенно даже наоборот: мирные договорные условия обеспечили им полную национальную самостоятельность. ... Призрак сепаратизма исчез бесследно, буры как будто бы переродились...». Эта политика ставилась в пример царскому правительству: «Это следовало бы иметь в виду нашим близоруким финно- и полонофобам».
Современники действительно должны были изумляться тому сотрудничеству с Англией, которое проявили лидеры буров всего через несколько лет после окончания войны - той войны, в которой они сами сражались с оружием в руках. Их родные места были превращены в выжженную землю, их фермы уничтожены, а их семьи загнаны в концлагеря.
Но английские правящие круги понимали, что это сотрудничество не может быть вполне искренним и прочным, и решили повременить с включением в ЮАС остальных колоний в Южной Африке.
В дальнейшем бурский национализм отнюдь не слабел, а усиливался. К тому же возник локальный южноафриканский империализм, вступивший в противоречия с британским, и эти обещания не были выполнены.
Для введения единого законодательства и единых порядков в стране, где положение человека в обществе в первую очередь зависело от цвета кожи, надо было определить расовые и национальные группы. Не было даже единой терминологии.
Гриква - этническая группа, возникшая в результате смешения готтентотских племён и бушмено-готтентотских метисов с европейцами. Они поселились в 2 районах - Западном и Восточном Грикваленде.
Границы каждой из 3-4 групп не могли быть чётко очерчены (до сих пор есть комиссии, уточняющие расовую принадлежность).
Слово «банту» с 1950-х стало восприниматься африканцами как пренебрежительная кличка, когда оно стало противопоставляться слову «африканец». Некоторые африканцы ЮАР теперь с оттенком гордости стали называть себя «чёрными».