Есть в медицине такой закон «парных случаев». Суть его в следующем: если врач/отделение имеет дело с тяжёлым/редким заболеванием, то очень скоро будет ещё такой же.
Вскоре после того, как
wsf1917 написал, что
настоящие левые не должны были симпатизировать бурам во время АБВ,
san4es процитировал:
«Как точно сказано!
Из второго тома
http://flibusta.net/b/229814 Свечина:
«Началась война, которую можно характеризовать, как столкновение крупного капитала, воплощенного в английском империализме, с кулаческой крестьянской буржуазией буров. Все прошлое бурских республик воспитывало в их населении враждебные чувства к англичанам и сознание необходимости отстаивать до последней возможности свою независимость против мировых хищников. Буры дали в этой войне все, что в силах дать крепкое зажиточное крестьянство небольшого государства».
Вот это - самая лучшая формулировка. В таком виде уходит неявное предпочтение-жалость к маленьким-несчастненьким бурам, на которых напали эти жадюги-англичане. С остатками "Капитана Сорви-голова" в себе надо бороться :)»
Впрочем, у меня нет ни малейшего желания заниматься этой самоубийственной борьбой. А вот желание взглянуть на социальные процессы в ЮА с марксистской точки зрения - есть. Хотя бы для того, чтобы убедиться - Дарья Митина
местами права:
«...Воспитанные на изрядно вульгаризированных советских идеологических схемах, изложенных в примитивных учебниках, люди имели слегка идеализированное представление о безусловно прогрессивной, локомотивно-революционной роли широких народных масс».
Советский союз был государством рабочих и крестьян - трудящихся, создававших материальные ценности. Расистская ЮА была государством белых, значительная часть которых была именно рабочими и крестьянами в полном смысле этого слова. И если в к. XX в. они в значительной степени переключились на сугубо умственный труд, то каких-то 100 лет назад они в массе создавали материальные ценности своими мозолистыми руками. Только вот белые рабочие стремились создать для себя привилегированные условия по сравнению с чёрными. А белые крестьяне мечтали о том, чтобы отобрать у чёрных конкурентов как можно больше земли и скота, а самих их использовать как дешёвую (а в идеале - бесплатную, работающую за «жрат») рабсилу.
А вот местами Даша категорически не права:
«...Другой догмат советского марксизма неизменно находит железобетонное подтверждение - об однозначно реакционной роли интеллигенции».
Ну понятно, что последнее слово не имеет чёткой дефиниции. Но если использовать самое общее и формальное - лица с высшим образованием, занимающиеся умственным трудом, а не предпринимательством - то картинка по ЮА получается довольно забавная.
Когда я училась в институте, то в летние каникулы с удовольствием проводила время в читальном зале ГПНТБ, где изучала имеющуюся в наличии литературу по ЮА. Среди этих книг была:
А. Б. Давидсон. Южная Африка. Становление сил протеста 1870-1924. - М.: Изд-во «Наука», 1972. - 616 с. С ил. - 2000 экз.
В советское время эта тематика была полумаргинальной, поэтому-то 1 из ведущих африканистов II пол. XX в. удалось написать много «непроходного» материала. Например, он сообщил изучавшему истмат и диамат советскому читателю, что первыми белыми, которые вслух заговорили о равенстве рас, были именно интеллигенты.
Больше того, это были священники-миссионеры, которые приобщали чернокожих язычников-банту не только к христианской вере, но и к европейской цивилизации. В то же время для советской пропаганды религия - опиум для народа ©, орудие, помогавшее угнетателям держать в повиновении трудящихся. Да и в целом антирасистские настроения были свойственны именно высокообразованным людям.
А ещё выясняется, что бурские националисты, создавшие лайт-версию Третьего рейха, протестовали против империалистической войны и приветствовали Октябрьскую революцию.
История борьбы за права человека в самом широком смысле - как пролетариев против капиталистов, так и дискриминируемых этнических групп против господствующих, прежде всего небелых против белых - столь же противоречива, сколь и нестандартна история ЮА в целом. Не буду утверждать, что эта книга была мне интересна от корки до корки. Некоторые абзацы я выписывала полностью, из других брала лишь опорные имена и даты. Поэтому я представляю вашему вниманию не книгу - но мой конспект этой книги.
И процитирую эту фразу:
«Нельзя, конечно (хотя, к сожалению, это нередко делается) безоговорочно ставить знак равенства между «белые» и «угнетатели», «небелые» и «угнетённые».
В Москве - об истории Южной Африки
Оба направления в южноафриканской историографии, английское и бурское, роднит то, что в центре их внимания находятся проблемы «белой Южной Африки». Было бы несправедливо считать, что представители этих направлений ничего не сделали для сбора материалов по истории африканского населения - по сравнению со многими другими странами Африки было собрано куда больше. Но в африканских народах видели гл. обр. объект, а не субъект истории.
С 1948 историки должны были доказывать, что предки африканеров соблюдали «расовую мораль, а следовательно, в доктрине апартеида отражена давняя народная традиция. Это утверждение безоговорочно отвергается появлением метисов - их 2 млн. (немного меньше, чем африканеров). Это смешанное население появилось в XVII-XVIII вв. в результате связей между бурами и африканскими женщинами.
Один южноафриканский учёный в 1938 послала в германский журнал статью «Расовое смешение в Южной Африке в XVII-XVIII вв.», но редактор изъял все немецкие имена и объяснил, что немцы никак не могли участвовать в расовом смешении.
Было выдвинуто предложение стерилизовать мужчин, уличённых в связях с небелыми женщинами.
Единственная разновидность протеста, которой могли посвящаться в ЮАР книги и статьи, - это история борьбы африканерского национализма против британского господства.
Печатные органы АНК - «Сечаба» (Sechaba) и «Майябуйю» (Вики молчит про такое издание. - Р).
В н. 1854 К. Маркс написал 3 статьи для опубликования в Южной Африке. Одна из них - «Восточная война» - была опубликована в Кейптауне в 1858 в издании Zuid Africaan (Южноафриканец»), печатавшемся на английском и голландском языках. Сама статья не имела ни подписи, ни заголовка. Она вошла только во второе собрание сочинений Маркса и Энгельса.
В 1853 в Капскую колонию эмигрировал Ян Карел Юта с женой Луизой - дочерью Маркса. Он основал там известное книжное издательство, действующее и в наши дни, а их сын Хендрикус Хуберт Юта в 1890-х был генеральным прокурором, а затем спикером нижней палаты капского парламента.
В н. 1960-х были закрыты последние печатные издания, резко выступающие против апартеида.
Рассказывая о ранних годах коммунистического движения, американский учёный Ш. Джонс как бы ставит ему в вину, что оно было создано белыми.
Накопление материалов о Южной Африке в России восходит к эпохе Петра I, когда замышлялось первое плавание российских кораблей вокруг мыса Доброй Надежды и появились описания Южной Африки (1710, 1719). В 1793 вышло двухтомное «Путешествие Г. Вальяна во внутренность Африки, через мыс Доброй Надежды». В 1808-09 вышло отечественное описание, которое сделала В. М. Головнин: «Во всём южном полушарии нет ни одной страны и очень мало земель и государств в нашем просвещённом свете, о которых столько было бы писано, как о мысе Доброй Надежды».
Гончаров побывал в Южной Африке в 03-04.1953. Основные проблемы Капской колонии он видел так: «Останется ли она не только колонией европейцев, как при голландцах, ничего не сделавшей для чёрных племён... или как законные дети одного отца, наравне с белыми будут разделять завещанное им наследие свободы, религии, цивилизации».
В 1850-е искусствовед А. Вышеславский откровенно восхищался вождями африканских народных восстаний. «К стыду европейцев, правая сторона принадлежит дикарям».
Во время англо-бурской войны на книжном рынке наряду с однодневками, в которых не было ничего, кроме англофобии появились и серьёзные работы, свидетельства очевидцев и участников войны и книги самих представителей Южной Африки(поначалу, конечно, только буров). И было бы, конечно, несправедливо связывать с шедшей «сверху» пропагандой любое проявление симпатий к бурам и любое осуждение Англии. Даже массовый «Журнал для всех» выступал отнюдь не с черносотенных позиций, когда призывал: «Не в выкриках «ура!» по поводу бурских побед, а в крике «довольно!» выразим волнующие нас чувства. Довольно слёз и крови! Прекратим эту зверскую резню! Покажите свою настоящую силу, вы, по справедлитвости гордящиеся мировыми гениями, Ньютоном, Дарвином, Шекспиром, и Байроном!» («№ 1, 1900).
В то же время в угоду властям всячески воспевались патриархальность, набожность, консерватизм и неприхотливость буров. В их характере подчёркивались те черты, которые самодержавие хотело увековечить в русском крестьянстве. Шумной кампанией борьбы за свободу далёкого и мало кому известного народа старались отвлечь свой народ от его собственных тягот.
В связи с англо-бурской войной в России публиковались статьи социалистов - М. Павловича, В Либкнехта, Кейра Харди. Резко возрос интерес к Южной Африке, проявлявшийся и раньше в кругах социалистов и передовых людей России (см. работы Плеханова).
После англо-бурской войны в России появилось немало статей, в которых делалась попытка понять и осмыслить южноафриканскую действительность. Они были более объективны, а нередко и вовсе лишены той тенденциозности, которую сообщал накал страстей всему, что печаталось во время войны. Особый интерес представляют работы И. С. Шкловского - корреспондента журнала «Русское богатство» в Англии (псевдоним Дионео). В 1914 профессор С. А. Корф написал труд «Автономные колонии Великобритании» - подробный очерк государственного строя ЮАС.
Архивные документы содержат свидетельства военных корреспондентов, моряков, инженеров, командированных на трансваальские прииски, переписку Николая II, вплоть до документа «Письма представителей Пондоленда (Африка) Александру III с просьбой о защите их от английских притязаний». (10.11.1886).
В первые годы советской власти общественные науки в нашей стране перестраиваясь на марксистские рельсы, сосредоточили внимание на изучении революционных процессов.
Ленин проявлял интерес и непосредственно к Южной Африке.
1) «К 10-летнему юбилею "Правды"» (т. 45): «... не забыть о Южной Африке, которая недавно напомнила о своей претензии быть ЛЮДЬМИ, а не рабами, и напомнила не совсем "парламентски"». (Имелись в виду забастовки в Трансваале после Первой мировой войны).
2) «Китайская война» (т. 4) (первый номер «Искры»): «Ради наживы кучки капиталистов буржуазные правительства вели бесконечные войны, морили полки солдат в нездоровых тропических странах, бросали миллионы собранных с народа денег, доводили население до отчаянных восстаний и голодной смерти».
В этом же номере «Искры» была и другая публикация: с юга Африки, охваченной пожаров англо-бурской войны, пришли соболезнования по поводу смерти К. Либкнехта.
В 1907 на VII конгресс Второго интернационала в Штутгарте пришло приветствие из Йоханнесбурга, а делегат из Южной Африки был среди 884 других. Он говорил «мы стоим на позициях международного социализма», хотя в действительности его позицию никак нельзя было назвать социалистической.
3) «Международный социалистический конгресс в Штутгарте» (10.1913) (т.16). Ленин особо отмечает факт участия южноафриканского делегата, считает это знаменательным.
4) «Тетради по империализму» (т. 28): «...О Южной Африке («Ранд»). Рабочие из китайцев, кафров и белых (разорённых бурской войной). Гнусности без числа со стороны английских капиталистов, хозяев рудников, и правительства. Понемногу развивается классовая борьба ВСЕХ наёмных рабочих, но медленно и в значительной степени из-за нерешительности, узости и бессердечия рабочих вождей, ещё целиком находящихся во власти старого тред-юнионизма».
Большое значение Ленин придавал восстанию гереро и готтентотов, даже выписывал слова песни повстанцев «Кому принадлежит земля Гереро? « - Нам принадлежит земля Гереро». Отмечал волнения индийцев в Натале.
Ленин отмечал стремление рядовых участников карательных операций «грабить земли и превращаться в помещиков». Во «Всемирной истории современности» (А. Вирт) он подчеркнул: «некоторые колонисты прямо хотят восстания, чтобы задержать опасный рост кафрского населения и покончить с его правами на землевладение».
«Опыт сводки главных данных всемирной истории после 1870 г.» включал англо-зулусскую войну 1879, первую англо-бурскую войну, создание «Африканербонда», основание «Британской южноафриканской компании» в 1889, англо-бурскую войну, восстание гереро и готтентотов. Отмечал аннексию Англией Бечуаналенда, открытие золота в Трансваале, войну Англии против матебеле.
Приведены разнообразные сведения о Южной Африке. Отмечены книги и статьи о Южной Африке, которые Ленин хотел прочесть.
5) «Империализм как высшая стадия капитализма» (т. 27): «Сесиль Родс и Чемберлен открыто проповедовавшие империализм и применявшие империалистическую политику наибольшим цинизмом, были «героями дня» Англии на рубеже столетий».
Ленин рассматривал разнообразные силы, угнетавшие Южную Африку: от монополистических объединений до простых поселенцев, исповедовавших и практиковавших расизм повседневной жизни.
6) «Товарищу Зиновьеву» (т. 54), 18.04.1922»Поставлен вопрос о посылке специального корреспондента в Южную Африку для сбора сведений с максимальной предосторожностью.
С. Бантинг участвовал в 4-й конференции Коминтерна, 13.11.1922 присутствовал на обсуждении доклада Ленина. Был обрадован, что Ленин прочёл его статью.
Айвон Джонс, один из лидеров КПЮА, с сер. 1921 был членом исполкома Коминтерна, побывал в Москве.
В Южной Африке видели самую перспективную с т. зр. возможных революционных событий часть Африки. Внимание особенно усилилось в результате массовых выступлений пролетариата в Трансваале в 1918-22.
С 1920 многие южноафриканцы жили в России, работали в руководящих органах Коминтерна, Профинтерна, учились в КУТВе - Коммунистическом университете трудящихся Востока. «Под Востоком мы разумеем не только жёлтый, но и чёрный мир», - говорил М. Павлович.
Среди них - Дж. Гумеде (генеральный президент АНК в 1920-е, постепенно сближаться с КПЮА) и А. Нзула1.
Ссылки на советские работы 1920-30-х встречаются в зарубежной литературе чуть ли не чаще, чем у нас.
С 1920-х КПЮА и АНК отмечают 16 декабря как символ традиций освободительной борьбы - в противоположность официальным торжествам.
Ю. Генгросс (Юг) в 1931 написал книгу «ЮАС».
Эндре (А. А.) Шик (венгр) писал книги о Южной Африке. «Необходимо восстановление истины об англо-бурской войне, её причинах и последствиях, о взаимоотношениях этих 2 эксплуатирующих наций в Южной Африке».
А.З. Зусманович, И.И. Потехин, Н. Насонов, И. К. Рихтер, И. П. Ястребович курировали африканское направление2.
Африканистами 1930-х были временно утрачены некоторые традиции классического востоковедения, проявлялось «нигилистическое» отношение к истории. На Африку и её прошлое нередко распространяли понятия, возникшие в других условиях. Недостаточно отчётливое понимание специфики условий приводило к тому, что к социальным силам и их взаимоотношениям подходили с мерками, применимыми к развитому буржуазному обществу.
Авторы 1920-30-х вызывали у читателя впечатление, что крах южноафриканского режима вот-вот должен наступить. Исходили из посылки, что все возможности режима исчерпаны.
Основная заслуга советской африканистики - переход к рассмотрению проблем неевропейского населения.
В ЮАР нельзя сплотить под одним лишь лозунгом национального освобождения все силы борьбы против господствующего режима («колониализма особого типа», по формулировке ЮАКП). Трудно назвать страну, которой отчуждённость рабочих разных национальностей нанесла такой же урон, как и ЮАР. Всем ходом новой и новейшей истории и прежде всего расистской политикой колониальных властей воздвигнуты стены непонимания, недоверия и даже вражды между трудящимися разных национальностей даже в пределах 1 расовой группы.
От ЮАР во многом зависит развитие событий во всей Южной Африке.
Произвол распространяется и на представителей привилегированной расы или народа.
Между периодами восстаний племён и современных политических партий лежит целая эпоха. Формы протеста в эту эпоху не очень чёткие, а над колониальными странами опускается плотная завеса.
Африканская интеллигенция, афро-христанские церкви, африканская печать и литература играли роль в формировании сил сопротивления.
По сей день история Африки ассоциируется с именами европейцев, преимущественно колонизаторов. В серии ЖЗЛ вышли сотни томов, но нет ни 1 книги об африканце.
Нельзя, конечно (хотя, к сожалению, это нередко делается) безоговорочно ставить знак равенства между «белые» и «угнетатели», «небелые» и «угнетённые».
Правильное произношение фамилии «Смэтс» - «Смутс».