Становление сил протеста-4. Г. II. Первые антиколониальные организации

Oct 09, 2011 17:46


Г. II. Первые антиколониальные организации

Наиболее ранняя из форм протеста - «независимые туземные церкви». Это весьма специфическое явление. Христианство давало возможность осознать себя частью куда более широкой общности, чем род или племя. Протест был связан с разочарованием в белых как подлинных христианах. Члены церквей участвовали в восстаниях зулусов гереро и готтентотов.

«Несмотря на религиозную оболочку, они по своим требованиям были в большей степени политическими организациями».

Обстановка, вызвавшая их создание, была такова. В 1880-х власти Капской колонии разоружали христиан-африканцев, помогавших им в войнах против коса и суто - в их поддержке уже не нуждались.

Вера становилась орудием борьбы против гнёта (как в истории многих народов и стран). Библия - единственная книга, которую они могли читать на родном языке. В Южной Африке распространились главным образом протестантские учения, а не католичество, признающее лишь латинские тексты. Многое они брали от шотландских методистов - демократичность церковной жизни.

Африканские церкви
1) 1884 - Церковь тембу (Thembu National Church), Ниемия Тиле (Nehemiah Tile) (ок. 1850-1891) и Джонас Годука (Jonas Goduka), Транскей.
2) 1885 - батсваны.
3) 1889 - Церковь Африки (The African Church), Кениане Напо (Joseph Mathunye Kanyane Napo) (до 1860), Претория.
4) 1889 - Лютеранская церковь бапеди, север Трансвааля.

Лозунг «Африка для африканцев» был выдвинут в 1896 в манифесте Африканского христианского союза. Это была идея своего, африканского, пути и развёрнутая программа мер, необходимых для освобождения. Выдвинул её английский баптист Дж. Бут
( Joseph Booth.)

5) 1892 - Эфиопская церковь (вначале Претория, потом Трансвааль, затем распространилась в других местах) - Мангена Моконе (Mangena Maake Mokone) (1851 - ок. 1936).
Название основывалось на цитате из Библии: «И Эфиопия скоро прострёт свои руки к Богу».

Успехам Эфиопской церкви способствовали англо-бурские противоречия. Буры видели в «туземных» церквях своего рода противовес влиянию английских миссий. Крюгеру приписывают фразу: «Пусть кафры сами читают проповеди кафрам; зачем нам вмешиваться?» В 1822 был назначен первый африканец - священник в Претории.

В ходе восстания зулусов в 1906 было убито ок. 4000 чел., множество людей наказано. Многие из них принадлежали к Эфиопской церкви, которая сыграла значительную роль в восстании.

«Для европейцев слово «эфиопианист» было перед 1915 страшнее, чем слово «большевик» после войны».

6) 1898 - Африканская пресвитерианская церковь (Presbyterian Church of Africa) - Памбани Иеремия Мзимба (Pambani Jeremiah Mzimba) (1850-1911).

Африканская методистская епископальная церковь существует сейчас.

Христиане в то время составляли 1/5 всех африканцев. «В религии белых заключалось всё, что нужно, но... агенты этой религии - именно то, что не нужно!» «Надо вытолкать англичан за двери Южной Африки, как некогда туземцы Гаити вытолкали французов!» В XX в. роль этих церквей становится иной, подчас и реакционной.

Политические организации чёрных африканцев
1) Первая политическая организация африканцев - Имбумба яма Африка» - возникла в 1882 на востоке Капской колонии. Она выступала за единство африканцев, принадлежавших к разным церквям.

2) Ассоциация избирателей-туземцев возникла в 1884 в Кингвильямстауне. Основатель - Д. Т. Джабаву.
«Я недостаточно знаком с кафрским языком, чтобы самому читать эти статьи, но меня информировали, что они крайне клеветнические и подстрекательские» (Гордон Спригг, премьер-министр Капской колонии).

06.10.1887 состоялась конференция для избрания делегатов для вручения петиции королеве Виктории. Это было первое собрание представителей разных народностей.

3) Южноафриканский туземный конгресс возник в 1902 на западе Капской колонии на основе «туземных ассоциаций защиты». В 1903 он подал жалобу Чемберлену, министру колоний, на «реакционное влияние африкандерских и бурских антитуземных кругов» в вопросах образования.

4) Капский туземный конгресс возник в 1908 в Кингвильямстауне. Основатель - Д. Т. Джабаву. 07.06.1908 была подана петиция в палату общин с просьбой распространить избирательные законы Капской колонии на Трансвааль и Оранжевую.

5) Туземная ассоциация защиты возник в н. XX в. в Транскее.
6) Натальский туземный конгресс, 1901. Основатели - Мартин Лутули и
Джон Лангалибалеле Дубе (John Langalibalele Dube) (1871-1946), происходящий из семьи вождя, учившийся в колледже Адамса в Натале и Оберлинском колледже в Америке, священник и преподаватель (хотел учиться медицине), писатель (автор романа «Инсила ка Шака» и др).

7) «Илисо ленизви эсимньяма» (Око чёрного племени) - 1908, Наталь. В его деятельности была велика роль вождей.
8) Трансваальский туземный конгресс.
9) Туземный конгресс колонии Оранжевой реки.
10) Союз бапеди.
11) Ассоциация басутов (оба - Трансвааль).

Основные причины недовольства
1) Высокие налоги.
2) экспроприация земель.
3) Резкая разница в оплате за равный труд.
4) Трудности в получении профессионального образования.
5) Система пропусков.
6) Отсутствие политических прав.
7) Расистские законы.
8) Жестокости и унижения со стороны местных властей, политиков и вообще белых.

Была выдвинута идея создания колледжа для чёрных жителей всей Южной Африки. Проводился сбор средств, в т. ч. среди белых. Всего было собрано 22 550 фунтов ст.

Большинство африканских лидеров н. XX в. видели в образовании путь к получению политических прав. Но иллюзии гасли по мере создания ЮАС.

В 10.1908 африканцы Трансвааля выдвинули требование о равенстве избирательных прав на всей территории будущего государства и о введении особого представительства для туземцев, живущих в условиях племенного строя и не удовлетворяющих избирательному цензу.

Южноафриканский туземный конвент справедливо считал, что власть местных белых будет ещё более крутой, чем действия лондонского кабинета.

Первый раз встретились лидеры африканцев со всей Южной Африки.

Джон де Вильерс - председатель южноафриканского национального конвента.

У. Шрейнер (младший брат Олив Шрейнер - Olive Schreiner) убеждал британскую общественность и политические круги, что в Южной Африке нарушаются исконные британские политические принципы.

Было осуществлено одно-единственное из требований депутатов - протектораты не включили в состав ЮАС. Но и тут сыграли роль не пожелания африканцев, а опасение правительства в отношении излишнего усиления буров.

К н. 1910-х африканские политические движения Южной Африки приобрели значительные внешнеполитические связи.100-400студентов обучались в Америке и Великобритании. На них влияли идеи американских негритянских движений. Некоторые южноафриканцы эмигрировали в США.

Мгнока в н. 1860-х в возрасте 7 лет был увезён отцом в Германию, учился там, потом вернулся, участвовал в войне 1879. он прошёл пешком до Северной Африки, пытался участвовать в восстании Махди. В 1883 он уехал в США, где женился на полуиндианке-полуирландке. Он сменил много профессий, знал много языков. У него было 10 детей. Он сражался во время Первой мировой войны. Он считал, что не имеет многих прав, принадлежащих остальным американцам. (Ричард фон Дикерсон). В н. XX в. приезжал в Южную Африку.

23-25.07.1900 в Лондоне состоялась первая Панафриканистская конференция. Было принято обращение к английскому правительству с протестом против «несправедливых актов в Южной Африке и других владениях». Непосредственно в заседаниях конференции южноафриканцы, вероятно, и не могли принять участия (шла англо-бурская война). Но Д. Т. Джабаву участвовал в её подготовке.

К первым годам существования ЮАС появилась возможность для создания организации всех живущих в нём африканцев.

Организации индийцев в к. XIX - н. XX в.
1) Ассоциация британских индийцев Трансвааля.
2) Индийский патриотический союз Наталя.
3) Ассоциация индийцев - уроженцев колонии.
4) Южноафриканский индийский комитет.
5) Индийская ассоциация Наталя.
6) Ассоциация пассивного сопротивления.

7) Самая ранняя и влиятельная - Индийский конгресс Наталя, который позже преобразовался в Южноафриканский индийский конгресс. Идея его создания принадлежит М. Ганди. «Необходимо сплотиться и забыть различия между индусами, христианами, гуджаратцами, мадрасцами, пенджабцами, синдхами, каччхами, суратцами и т. д.». Он был создан 22.07.1894 и представлял собой организацию для узких кругов. Членские взносы составляли 5 шиллингов в месяц.

Основателями были богатые купцы Наталя. В нём преобладали мусульмане. Многие выдавали себя за арабов, чтобы не подвергаться действию антииндийских законов и предрассудков, и не хотели рекламировать своё участие в движении индийцев.

Многие индийцы сочувствовали Англии, но постепенно стали протестовать против господствующих порядков. Вопреки ожиданиям, победа Англии в англо-бурской войне не принесла индийцам облегчения их участи.

Газета «Индиан опиньон» (Indian Opinion newspaper) была основана М. Ганди, выходила в 1902-60 на английском и гутжарати.


Сатьяграха - массовый бойкот закона об обязательной регистрации индийцев. Было зарегистрировано только 4 % от проживающих. Удар по движению нанёс сам Ганди, которому Я. Смэтс обещал отменить закон, если индийцы добровольно пройдут регистрацию.

Принятие в Трансваале нового антииндийского закона привело к активизации сатьяграхи. В 08.1908 состоялось массовое сожжение регистрационных удостоверений. Осуществлялось демонстративное нарушение запретов - индийцы отказывались обращаться к властям за разрешением, торговали без лицензии, появлялись на улицах после 9 часов вечера, ходили по тротуарам, а не по проезжей части, и т. д.

На 25-й сессии ИНК было выдвинуто требование прекратить вербовку индийцев (Её прекратили в 1911).

В к. 1912 в Южную Африку приехал лидер Индийского национального конгресса Гокхоле. Л. Бота и Я. Смэтс приняли его и обещали отменить антииндийские законы.

В 1913 велась борьба против 1) закона об иммигрантах, позволявшего объявлять людей «нежелательными иммигрантами», и 2) решения верховного суда Капской колонии от 14.03.1913, признавшего законными только христианские браки. Возмущались также 3) налогом в 3 ф. ст. в год за проживание в стране и 4) запретом переезда в другую провинцию.

В 1914 из-за вспыхнувшей забастовки белых рабочих, против которых направили десятки тысяч солдат, полицейских и вооружённых фермеров, власти пошли на уступки индийцам - освободили их из тюрем, отменили решение о законности только христианских браков и налог за проживание в стране, позволили привозить семьи из Индии.

Нельзя отрывать взгляды Л. Толстого и его советы М. Ганди от российской действительности, и самого Ганди - от окружающей его действительности. В 1914 Ганди говорил, что «теперь он знает Южную Африку», а Индия стала ему «страной незнакомой». Именно южноафриканским проблемам были посвящены письма Толстого Ганди. Многие в Южной Африке испытывали на себе влияние Толстого.

Южной Африкой Толстой заинтересовался особо - в период англо-бурской войны. «Обстоятельства тамошние мне хорошо известны». По поводу этих событий у него была обширная переписка не только со своими соотечественниками, но и людьми из Западной Европы и Африки. А князь Г. М. Волконский (внук декабриста), получивший от толстого письмо по поводу своих статей об англо-бурской войне, опубликовал его в виде предисловия к брошюре, в которой собрал эти статьи.

Интерес Ганди к Толстому не был для тогдашней Южной Африки чем-то исключительным. Сам Толстой не обходился без колебаний, зная, как сложно давать советы, находясь за тысячи вёрст.

Идеи Толстого оказали большое влияние (отчасти опосредованно - через Южноафриканский индийский конгресс) и на методы борьбы политических организаций африканцев Южной Африки. В деятельности АНК они прослеживаются очень чётко. В течение первого полувека своего существования АНК выступал в основном с ненасильственными действиями.

Сплачивая индийцев, сатьяграха способствовала и тому, что они - или, во всяком случае, их лидеры, - противопоставляли себя другим расовым группам, хотя правящие круги опасались совместных действий неевропейцев. Например, Ганди призывал индийцев следовать примеру туземцев и цветных, но подчёркивал, что они ниже индийцев по уровню развития.

Организаторы сатьяграхи отказывались от сотрудничества с чёрными. Ганди требовал для индийцев входа отдельно от чёрных и белых; считал естественной систему пропусков для африканцев, не хотел иметь ничего общего с борьбой белых рабочих и даже противопоставлял сатьяграху их «неконституционным действиям».

Основной выразитель интересов цветных - Африканская политическая (народная) организация (АПО) (African Political Organization).

Её учредительный съезд состоялся в 03.1903. Президентом был избран Уильям Коллинз (W. Collins), вице-президентом - Джон Тобин (Tobin), секретарём - Мэттью Фредерикс (Fredericks). Членские взносы составляли 2 шиллинга в год.

Приём в АПО не был ограничен цветом кожи или национальностью, т. к. цветные не могли выступать обособленно, как индийцы, хотя многие цветные, особенно с преобладанием европеоидных черт, относились к африканцам свысока. Кроме того, в Трансваале и оранжевой далеко не всегда делались существенные различия в статусе африканцев и цветных. АПО действовала во всей Южной Африке, в основном на западе.

Как о важнейшей обиде говорилось, что Англия не сдержала обещаний, данных ею в период англо-бурской войны, и предала интересы цветных. Абдурахман напомнил условия, которые Китченер в ходе войны предлагал бурам в качестве основы для устройства послевоенной Южной Африки: «Официальный статус цветного человека должен быть таким же, как в Капской колонии», а в условиях мирного договора этот пункт был изъят. Чемберлен подтвердил, что, переходя границу Трансвааля, цветные будут терять права, которыми пользовались в Капской колонии и смогут рассчитывать лишь на доброту белых трансваальцев.

Между АПО и панафриканистским движением установились тесные связи.

Цветным было практически безразлично, за кого голосовать: ни 1 из партий не защищала их интересов, все они представляли белый расизм. Такое положение оказывало деморализующее воздействие.

В 1905-40 президентом АПО был Абдулла Абдурахман (1872-1940), малаец, обучавшийся в Южноафриканском колледже и Глазго, из образованной, зажиточной семьи. Он первым среди цветных был избран в городской совет Кейптауна (1904-40) и совет Капской колонии (1914-40).

В первые годы огонь критики АПО направлялся почти исключительно по адресу буров - за отказ дать цветным политические права в Трансваале и Оранжевой. Подавляющее большинство членов АПО были жителями Капской колонии и о положении в бывших бурских республиках знали в основном из английской печати. Поэтому на II съезде в 1904 некоторым диссонансом прозвучали слова Й. Якоба, приехавшего из Йоханнесбурга. Он сказал, что «скорее уж стоит верить бурам, чем другим европейцам, потому что буры - открытые враги, а другие клянутся в дружбе, в то время как на деле являются врагами ещё худшими».

Но весьма скоро цветным пришлось убедиться, что шахтовладельцы Трансвааля, «рандлорды», среди которых в то время не было ни 1 бура, тоже активно поддерживают дискриминацию цветных.

Газета АПО о ЮАС: «Этот «более тесный союз» становится причиной ещё больших невзгод и печалей и душераздирающих горестей для и без того уже угнетённых цветных общин Южной Африки».

31.05.1910 АПО объявила днём скорби и унижения. Абдурахман: «Никто из нас не ожидал, чтобы такие жестокости совершались под защитой британского порядка или, вернее сказать, беспорядка».

АПО пыталась установить контакты с организациями белых рабочих. Но в программном документе Лейбористской партии (ЛП) (1910) присутствовало требование сохранить монополию белых на квалифицированный труд. АПО стремилась также к сотрудничеству с движением индийцев. Особенно настойчиво она добивалась согласованных действий с африканским населением. Проявлялся интерес к движению негров в Америке и других африканских странах.

Начался и пересмотр оценки некоторых важнейших событий южноафриканской истории. Появилась трактовка, совершенно отличная от официальной. В колонизации Южной Африки видели уже отнюдь не только благо, а в тех, кто ей сопротивлялся, - отнюдь не только злоумышленников. Появилась большая статья, где бурский трек и война между бурами и зулусами трактовалась совсем не так, как учили в школах и колледжах Южной Африки и Великобритании. Бурский трек назывался грабительским вторжением, а это по существу было призывом к читателю пересмотреть установившиеся взгляды и на сопротивление африканцев, и на право буров осуществлять над ними свою власть. Был сделан такой вывод:

«Т. о., те самые эмигранты, которые поклялись господу богу никого не угнетать и ни кого не отбирать собственности, даже самой незначительной, завершили свой первый трек захватом тысяч голов скота и изгнанием туземцев с их земель; и, как мы видим, они и теперь отнюдь не утратили своего стремления к захвату земель. Тем не менее белые будут благодарить господа бога за то, что он стал на сторону буров-эмигрантов». (14.12.1912).

На труде небелых рабочих, которых обычно честят как не желающих и не умеющих трудиться, держится экономика Южной Африки и других стран.

На состоявшемся в 1912 IX съезде было принято 23 резолюции по всем проблемам небелых. Приходилось вести борьбу даже за 12-часовой рабочий день.

АПО протестовала против обычая выдавать часть зарплаты спиртными напитками вместо денег. В то же время в белой печати речь шла о якобы природной тяге кафров и цветных к беспробудному пьянству.

АПО требовала ликвидации существовавших в Трансваале запретов на смешанные браки и подчёркивала, что основной причиной «аморальности», о которой так много говорят белые, являются именно эти запреты.

!политическое, !южноафриканское, Россия, ЮАР, !этнографическое, межнациональные отношения, христианство, !российское, цыгане

Previous post Next post
Up