Живописная Ханка. На утёсах Турьего Рога.

Jun 23, 2022 20:09

Начало ханкайских приключений

Турий Рог - самое далёкое село на побережье озера Ханка. Дальше уже Китай, выходящий к северному побережью трансграничного озера. Занимательная география - это ещё одна фишка в путешествиях. Например, для большинства русских, китайцы живут где-то на востоке или юго-востоке. С точки зрения жителей Приморского края, Китай - западная страна, расположенная там, где заходит солнце. И для совсем небольшого населения Ханкайского района Приморья, Китай расположен к северу. И мы сейчас ехали на север, к границе с КНР.

01. Дорога в Турий Рог.

Давно я не видел грунтовых дорог такого высокого качества. Дресва с глинистым заполнением, хорошо утрамбованная. Прямая как стрела, хорошо грейдерованная грунтовка позволяла без напряга ехать 80 км/ч, при которых машина двигалась вообще без тряски, как по хорошему асфальту. Можно было разгоняться ещё быстрее, но местами попадались полосы мягкого грунта, перед которыми в этом случае приходилось бы притормаживать. К-слову, второстепенная дорога к Новониколаевке, возле которой находилась наша турбаза, была такого же высокого качества грунтовка.

02. Перекрёсток у Новокачалинска.

Погода продолжала радовать. Даже не верилось, что июнь в Приморье может быть таким жарким и солнечным. Изредка на трассе попадались машины. В-основном, фуры, перевозящие грузы в международном направлении. На телефоне вместо МТС появился Чайна Мобайл. Пришла смс-ка, что мне подключён тариф «забугорище». У моих тоже начали снимать деньги то ли за роуминг, то ли просто из наглости. Ведь геолокация должна была чётко показывать, что до КНР ещё с десяток километров, и мы всё ещё в России.

03. Турий Рог.

Турий Рог - небольшой пограничный посёлок, или село, расположенное на берегу Ханки. В котором не обнаружилось ничего курортного (а могло бы), за исключением людей на пляже. Из магазина мы прямиком отправились на пляж. И вот здесь произошёл некоторый вау-эффект. Я не ожидал здесь увидеть пляж с белым песком. Песок, разной степени белизны, в Приморье можно увидеть в бухтах Астафьева (и в следующих к северу бухтах), на о. Попова, в окрестностях Триозёрья и в некоторых местах восточного побережья. Ханка же мне всегда представлялась вообще практически без пляжей, с болотом, плавно переходящем в озеро. Максимум, с узкими пляжиками из жёлтого песка. Но белоснежные пляжи - это нечто! Вот уж не думал!

Сев под жиденькой сенью деревца, на песке, мы перекусили припасённой едой. А затем отправились гулять по пляжу. Здесь нас заинтересовала пограничная вышка и забор, заходящий в воду.

07. Российско-китайская граница.

Это единственное место на российско-китайской границе, где она выходит к безбрежной акватории. Пусть и не моря, но большого озера. Жена с дочерью беззаботно отправились в Китай. Я со своим объективистым фотоаппаратом не рискнул близко подходить к вышке, ведь наверняка меня уже заприметили погранцы в бинокль. Пока сидел на пляже их ожидая, немного нервничал. Они попёрлись к самой колючке. Когда пришли, сказали, что никого не видели и никто их не окрикнул. Но я-то знаю, что видимый пофигизм обманчив. Кому надо - их прекрасно видел.

08. Я люблю Ханку.

Поход на границу моих неплохо впечатлил. Это был первый опыт в их жизни. Сам-то я уже много раз пересекал границу, было уже не так интересно. Потом мы ещё долго копошились на пляже, собирая всякие ракушки, камешки, стёклышки и рисуя на песке.

09. Тургинский пляж. Турий Рог иногда называют Турга.

Нам настолько понравилось в этом районе Ханки, что через день мы снова поехали в сторону Турьего Рога. Но на этот раз решили исследовать дикое побережье Ханки вдали от населённых пунктов. Свернули с трассы на полевую дорогу. Потом оставили машину и пошли пешком. И вот на какой райский пляж мы вышли:

Здесь не было ни души. Широколиственные кроны дубрав отбрасывали тени на белый песок, тихо плескались волны. Место было настолько красивым, что «просто сфоткать» растянулось на целый час фотосессии.

Дальше, в сторону м. Белоглиняный, побережье было не менее живописным. Здесь береговые обрывы наиболее высокие на Ханке.

Состоят они из легко размываемого грунта. Местами пляж завален упавшими с обрыва деревьями.

13. Морёный дуб.

14. Обрывистое побережье.

Самое интересное, что здесь к дубнякам примешиваются сосны. Выглядит очень красиво. Эх, к белому песку ещё бы прозрачную воду. Тогда озеро было бы небесно-голубым, а не коричневым.

16. Вдали видны горы Китая.

17. В прибрежном лесу.

Кстати, дышится здесь по-особому. Ханкайский и Пограничный районы считаются самыми засушливыми во влажном Приморье. На обрывах, в прибрежном лесу, меня окутал сухой тёплый воздух с запахом полей, смолы и хвои. Что-то очень похожее на запахи Крыма. Вот только рододендрон я тоже не ожидал здесь увидеть.

18. Лесное озерко.

А вот в этом лесном озерке, расположенном на берегу «моря», я увидел, как в глубину от берега метнулись две крупных камбалы, как мне сначала показалось. Это были дальневосточные мягкотелые черепахи, занесённые в Красную Книгу, кстати. Вот уж не думал, что черепахи могут быть такими быстрыми!

19. Купание.

А потом мы до темна купались в Ханке. Из воды выходить не хотелось. Температура была явно за +20. Рядом с берегом было небольшое озерко, вода в котором была ещё на несколько градусов теплее. И мы как сумасшедшие носились из одного озера в другое.

20. Тёплое прибрежное озерцо.

Приехали на турбазу уже в темноте. Ужинали у камина, расположенного в беседке.

21. Поздний вечер.

Прошёл ещё один день, полный впечатлений. Который надолго останется в памяти. Завтра прогуляемся по равнинному побережью Ханки.