22 августа
Плоский хребет - кл. Весёлый - верховья Нельмы
На следующий день я решил продолжить практику раздельных походов. Дениса я отправил на восток, в кл. Спокойный - верхний приток Тохтинки. Сам отправился в более дальний маршрут в верховья Нельмы. Андрей остался дожидаться нас на таборе.
К Нельме я решил идти по плато, сверяясь с навигатором. Пройдя определённое расстояние с помощью GPS, ориентироваться «на глаз» становится легче. Направление выбираешь по теням деревьев. С течением времени тени смещаются, поэтому каждый час приходится забирать на 15 градусов влево от них. Таким образом, за три часа, что я шёл по плато, тени сместились на 45 градусов. Если сначала я наступал на свою тень, то когда начал подходить к краю плато, моя тень уже смотрела далеко вправо.
Здесь мне повстречались большие муравейники, рядом с которыми захотелось сфотографироваться.
Слева показалась долина ключа Весёлый. Я вышел на бровку плато и пошёл вдоль неё. Как обычно, уступ плато довольно крутой и здесь зачастую образуются курумы.
Так было и в этом районе. Деревья на курумах не растут и обзору ничего не мешает. Отсюда хорошо виден Тохтинский хребет и даже дорога, проходящая по его северным склонам.
Наконец я подошёл к краю каньона верхнего течения Нельмы. Плато здесь выступает в каньон наподобие балкона. Крутой спуск - и вот она, долина Нельмы.
Здесь природа уже совсем другая, чем была в среднем течении. В долине растёт густой низкорослый ельник, по склонам произрастает елово-берёзовый лес. Сама река узкая, с быстрым течением и валунами в русле. Отобрал пробы, занёс данные в блокнот.
Спешить никуда не хотелось. В устье кл. Весёлый когда-то стояло зимовьё. У речки была крохотная площадка, освещённая солнцем. Я разделся, и, несмотря на холодную воду, искупнулся. После бодрящей воды повалялся на солнце, пробивающем свои лучи в узкое окно среди еловой чащи. Весело шумел Весёлый, наполняя своими водами говорливую Нельму. Место здесь действительно живописное. Возможно, благодаря солнечной погоде, сочной зелени, шуму воды, окружающим высоким склонам с выступающими то тут то там скалистыми гребнями.
Обратно пошёл той же дорогой. Взобрался на плато и направился теперь уже на восток.
Опять начались кварталы вырубленного леса, заросшие малиной. Наконец, набрёл на старую лесовозную дорогу, всю истоптанную медведями, и по ней вышел на наш лагерь.
Денис пришёл давно. Он рассчитывал сегодня ещё куда-нибудь поехать, но я решил остаться здесь на вторую ночёвку. Времени мы бы много не выиграли, так как пришлось бы снова собираться, а затем опять устанавливать лагерь.
Поздним вечером, в наступившей тишине, был слышен шум лесовозов, поднимающихся на Тохтинский перевал, в 15 километрах от нас.