Вот так выглядит он - лист, который в один прекрасный день станет несомненным украшением той части моей гравюрной подборки, которая отвечает за тему Пятерых из Нанивы. Бэнтэн Кодзо: - один из моих самых любимых персонажей Кабуки, а
та самая знаменитая сцена с его участием - одна из моих самых любимых сцен в Кабуки.
На
ukiyo-e.org, кстати, теперь есть функция compare prints, с помощью которой очень удобно находить отличия на листах с одним и тем же дизайном, но хранящихся в разных музейных собраниях. Вот вынесенный в заголовок поста
лист, например. Попробуйте с помощью compare prints сравнить разные листы. Первое отличие, которое замечаешь сразу - цвет картуша с названием серии. На одних листах он голубой, как на картинке выше, а на других - красный. Есть еще отличия и в цветовых исполнениях и насыщенности разных листов и дело там явно не только в разной цветокоррекции, которой подвергали сканы и фотографии листов при помещении их в каталоги.
А еще очень интересный момент кроется в том, как от листа к листу у персонажа меняется форма татуировки. Вот эта выборка татуировок разной формы:
а) Фрагмент листа из Театрального музея университета Васэда
006-5018 (красный картуш)
б) Лист из Библиотеки Metro в Токио
N185-016 (голубой картуш)
в) Лист из собрания Бостонского музея изящных искусств
11.15102 (красный картуш)
г) Лист из собрания Музея университета Рицумэйкан
rcUP4247 (красный картуш)
Даже прикидывая наспех, без внимательного сравнения всех листов, получается, что дизайн у гравюры будет один, но лист выходил как минимум в двух редакциях (с красным и голубым картушем) и, как минимум, четыре раза листы раскупали и издатель заказывал у печатника новые тиражи. Блоки в процессе печати изнашивались, качество получаемой на оттисках картинки снижалось. Некоторые любившие экономить издатели практиковали эксплуатацию одних и тех же блоков до их приведения в состояние полной негодности, но гораздо чаще (особенно когда дизайн пользовался у покупателей успехом) издатели заказывали новые блоки (или же ремонт) по мере выхода из строя старых. В данном случае, похоже, что чаще всего к резчику для ремонта, или замены попадал блок с синим цветом.
Считается, что в среднем с одной серии деревянных блоков можно было получить около 350 оттисков. Следовательно, можно рассчитывать на то, что в 1860-1861 г.г. (это время приводится по цензорской печати с датой), когда дизайн был допущен к публикации в Эдо, было продано около 2000 таких листов. Если из этого числа до нашего времени в приличном состоянии сохранилось хотя бы 100 таких листов, то у меня есть очень неплохие шансы в один прекрасный день заполучить его.