Альфа и омега

Feb 27, 2015 11:20



В более хорошем разрешении этот великолепный цветной набросок, приписываемый Кунитике, можно увидеть здесь. Для его создания художнику вряд ли понадобилось больше 500 движений кисти.

Как правило, если речь заходит про японскую гравюру, то темой является конечный продукт, появившийся на свет в результате взаимодействия цепочки "издатель - художник - резчик - печатник" (хотя наверное, все же это будет четырёхугольник, при чем с диагоналями, потому что взаимодействие осуществлялось между этими участниками процесса в разной последовательности, но почти всегда с издателем в качестве главной координирующей силы). Это логично, потому что конечного продукта до нашего времени дошло больше, нежели того, что на языке промышленников называется "отходами, сопутствующими производству".
О том, что все эти наброски, эскизные зарисовки, черно-белые "ключевые" оттиски и т.д. когда-то будут представлять интерес, да еще и для кого-то за пределами упомянутой выше цепочки, во времена их появления на свет никто не задумывался. Они не были предназначены "для вечности", по сути все это здорово похоже на макеты газетных полос до утверждения их окончательного вида (да-да, в смысле чувства подобных явлений у меня очень хорошая работа :))). То, что сохранилось до нашего времени, сохранилось по счастливой случайности.

Рисунок Кунитики, вынесенный в заголовок, мог быть одним из цветных набросков, сделанных художником во время работы над дизайном этого триптиха. Оснований для такого предположения, кроме сходства наброска и готовой картинки нет никаких, но на мой вкус, иллюстрация начала и конца процесса появления листов на свет получается очень эффектная.

гравюра, японская история, искусствоведческий флуд, Мэйдзи, Кунитика, рисунок, интересная вещица, якуся-э

Previous post Next post
Up