Примечание на полях за номером... я уже сбился со счета каким :)))

Jun 21, 2014 09:55



Вот барышня слева у нас тут в стоп-кадре из уморительного сатирического фильма 1979 года "Скандальный военачальник" (справа - актер Чунь Вон, фигура для любителей гонконгского кинематографа знаковая, так что про него речь не идет). Китайское имя этой барышни 余莎莉 - Ю Шали, и была она самой что ни есть настоящей звездой фильмов некогда сверхпопулярного жанра, который носит вызывающее название "легкое порно".
В отличие от другой оцененной мной по достоинству кинодивы 1970-х, Ху Цзинь, творческие корни Ю Шали (в модном в 1970-е годы ключе ее актерское имя стало записываться на английский манер - Shirley Yu) никакой связи с традиционными китайскими исполнительскими искусствами не имеют. Ее примером можно пользоваться в качестве антитезы Ху Цзинь, которая очень органично смотрится в исторических фильмах, в то время как стихия Ширли Ю - фильмы, к старине имеющие отношение весьма опосредованное. Ф.Б. в гонконгской главе "Театра в Азии" очень точно подметил, что в будущем актерская среда этого колониального города и "перекрестка культур" станет богатой почвой для появления театральных и кинозвезд в которых духа Запада будет больше, нежели Востока. Точнее, не столько даже "духа Запада" непосредственно, сколько его понимания и переосмысления дальневосточным культурным сознанием. Спустя двадцать лет после этого прогноза, Ширли Ю стала одной из актрис, про появление которых говорил "человек, спасший Кабуки".
Когда я просматривал интернет на предмет информации по героине этого поста, то в архивах гонконгской англоязычной газеты Sothern China Morning Post (SCMP) обнаружил старый репортаж , в котором рассказывается о сложной жизни бывшей кинодивы и о том, что произошло с ней за двадцать шесть лет, прошедшие со времен ее славы. Таких репортажей в принципе очень мало не только на Дальнем Востоке, но и по всему остальному миру.  - немногим интересно знать, как живут звезды прошлого и тем более узнавать, что живут они очень непросто. Известность - штука очень быстро преходящая, тем более в мире, который на Дальнем Востоке называют изменчивым.
Доллары, которыми оперирует репортер Шерри Ли в статье, не американские, а гонконгские, так что не давайте воображению повода думать о них больше, чем они стоят на самом деле :)



Бриллианты не вечны

В 1970-х кинозведа Ширли Ю была объектом вожделения богатых мужчин, осыпавших ее драгоценными камнями. Сейчас он борется за выживание, продавая дешевую бижутерию на улице Лан Квай Фонг. Репортаж Шерри Ли:

Своими завитыми и высветленными волосами, длинными загнутыми ресницами и свисающим бисерным ожерельем Ширли Ю похожа на беженку из 1970-х. Вытащив сигарету, она садится на пороге ателье модной одежды, куда вход ночным уличным торговцам безделушками с улиц Веллингтона и Д'Агилара закрыт.
Мимо проходят люди, но никто не обращает на нее внимания. Но вот один мужчина пристально посмотрел на нее. На вопрос, узнал ли он Ю (47), он ответил: «Я того же возраста. Конечно, я знаю, кто она». Его возмущенный тон подсказывает, что она особенная. Но верится в это с трудом. Пуговицы на ее хлопковой блузке расстегнуты, открывая вид на ее бледные груди. Молния, стягивавшая ее узкие джинсы, лопнула, но кажется, что ей все равно. Под именем Са Ли, торговки бижутерией с улицы Лан Квай Фонг, она всего лишь еще один местный персонаж. В этом занятии нет никаких следов ее былой славы.


Двадцать шесть лет назад Ю была королевой легкого порно местной киностудии «Шао Бразерс», она была объектом вожделения тысяч кинозрителей мужского пола. Ее каждый день осаждали репортеры, а в газетной рекламе она представала в вызывающих позах.
Когда Ю исполнился 21 год, на ее счету в банке было больше миллиона долларов, она жила в роскошной квартире на Принс-Эдвард-роуд, носила дизайнерскую одежду и водила «мерседес-бенц». Это были 70-е, расцвет легкого порно и она была очень востребована. «В то время я была очень известна, я была обольстительнее Линь Цинся [знаменитой тайваньской кинозвезды - прим. автора]», - говорит она.
В это сложно поверить, видя, как она влачит существование продавая бижутерию по ночам. Она продает хрустальные серьги по 50 долларов за пару и бисерные ожерелья по 100-200 за штуку. Если она продает на 1000 долларов, то это хорошая ночь. В плохие она совсем ничего не продает.
Она и ее 15-летний сын, имя которого она не называет, живут в 200-футовой квартире на Локхарт-роад в районе Козвей-Бэй. Аренда стоит 5000 долларов в месяц и они делят кухню и туалет с другой семьей.
Средняя в семье из трех детей, она была названа Ю Пуйфун. Ее отец, гоминьдановский генерал, был родом из Шанхая, и ее мать была второй женой в этой сложной семейной расстановке.  Ее отец и его первая жена эмигрировали в Канаду, оставив ее мать с тремя детьми.
Они жили в нищете в деревне Юэнь-Лун, и Ю вспоминала, что ее часто наказывали. «Я ненавидела свою мать, - говорила она в интервью в 1976 году, - Возможно, она была одержима мыслью о своем неудачном замужестве и потому пренебрегала своей материнской любовью. А может быть я страдала, потому что была средним ребенком».
Вместо поступления в старшую школу Вай-Кван в Юэнь-Лун, она мечтала о том, чтобы стать кинозвездой. Единственным ее желанием было оказаться в фильме. «Я считала, что звезды богаты и у них много всего», - говорила она.
В 15 лет она сбежала из дома, но вскоре вернулась и устроилась на работу официанткой. В 19 она стала участницей конкурса «Мисс Гонконг-1974», который в то время проводился компанией «Мисс Перл оф зэ Ориент». Чтобы увеличить свои шансы на победу, она сделал пластическую операцию, изменив глаза и щеки, чтобы сделать себя «еще более красивой». Он ожидаемо выиграла корону, поскольку была необычайно красива: пресса писала, что ее параметры 35-24-36 [это дюймы, т.е. получаются практически западные сантиметровые стандарты 90-60-90 - прим. моё].
Титул «Мисс Гонконг» помог ей привлечь внимание  влиятельных кинорежиссеров, таких как У Сыюань, режиссер независимых кинокомпаний, который отобрал ее на роль жены нечестного полицейского в одном из своих фильмов про коррупцию. Позднее ее любовник, японский врач, познакомил ее с другим кинорежиссером, что привело ее к съемкам в первом фильме в жанре мягкое порно - непристойном «Чуньмань Даньмай» - «Приключение в Дании». Последовали новые фильмы, но известность обходила ее стороной. Друг, который работал актером массовки, сказал ей, что «Шао Бразерс», могущественная киностудия, возглавляемая сэром Рун-Рун Шао, ищет актрис. На съемочной площадке Ю обратилась к Ли Хань Сяну, широко известному режиссеру, и договорилась о кинопробе.


Она говорит, что не знала о том, что ей нужно будет раздеваться до момента, пока ей не велели раздеться перед камерой. «Я могла носить лишь полоску ткани, которая прикрывала мои интимные места. Я заколебалась, а потом подумала: «А почему бы и нет? Мое тело - мое самое лучшее имущество, я должна его использовать», - вспоминает она.
Преисполненная страхов в начале съемки, она раскрепостилась, когда Ли крикнул: «Воспринимай это всего лишь как игру… расслабься, играй!» Фильм показывали в полных кинозалах. «Люди аплодировали, когда я появлялась на экранах», - говорит она.
Ли назвал ее «самым важным открытием 1976 года» и она подписала трехлетний контракт с «Шао Бразерс», в то время самым крупным производителем китайских фильмов. По ее словам, в течение года она снялась в 20 фильмах, в их числе «Фэнхуа Сюе Юэ» - «Настроения любви», «Няньхуа Чже Цао» - «Безумный секс» и «Инжао Минче» - «Девушки по вызову». Она зарабатывала по 3000 долларов в месяц и еще до 10000 долларов в качестве гонораров за каждый фильм. Вскоре она начала получать большие денежные подарки от мужчин. По ее словам, некоторые просто давали ей деньги, а некоторые ухаживали за ней. «Были такие, кто выписывал мне чеки на 100000 долларов, даже не подержав меня за руку».


Ю обычно снималась в ролях любовниц в фильмах, и вскоре жизнь начала имитировать искусство - она начала интриговать с женатыми мужчинами. Она вспоминает, каким экзотическим стилем жизни она жила с неким бизнесменом-мультимиллионером: «Каждый день мы ходили покупать бриллианты и ели морские ушки».
Однажды, когда режиссер [Ли Ханьсянь - примечание снова мое] предложил ей полакомиться стейками в городе, а потом переспать, она ответила отказом. Тогда он ее спросил, доводилось ли ей спать с режиссерами, и она заколебалась: «Я не осмеливалась сказать ни да, ни нет».
Отчасти кастинг-режиссеров в ней привлекало то, что для нее существовало мало запретов на съемочной площадке - так сказал один из них. Она без колебаний выставляла напоказ свое тело.
«Когда она ходила по магазинам одежды, она всегда покупала одежду на два размера меньше, она не могла ее застегнуть. Она очень странная личность», - так репортер под псевдонимом Бинь-Бинь написала про нее в интервью 1977 года.
Слава Ю продлилась всего лишь два года. Она объясняет это автомобильной аварией - она разбилась на несущемся со скоростью в 130 километров «мерседесе», и повредила череп, шею и спину. Ей пришлось восстанавливаться дома в течение года. «Люди забыли обо мне. Я была расстроена и удручена».
Однако в таком положении вещей были виновны и другие факторы. В начале 1970-х Ли создал особенный жанр эротического кино, который назывался фэнюэ - фильмы, в которых внимание уделялось настроению, декорациям и сюжету. Его фильмы стали классикой, и так началась мода на фильмы в жанре мягкое порно, которые в основном производила компания «Шао Бразерс», рассказывает Ло Чжа, программист из Гонконгского киноархива, изучающий историю местного кино. В конце 1970-х правительство смягчило критерии для секс-сцен в фильмах. «Сексуальных сцен стало больше, и мягкое порно перестало быть редкостью», - говорит Ло. Стали входить в моду кунг-фу комедии, такие как «Пьяный мастер» с Джеки Чаном.
Когда репортер спросил Ли Хань Сяна, почему он не включил Ю в актерский состав экранизации китайского классического романа «Хунлоумэн» - «Сон в красном тереме», Ли сказал, что вряд ли смог бы задействовать ее в роли Линь Дайюй, трагической героини. Подтекст был ясен: Ю и ее жанр уходили в прошлое - это было начало конца ее кинокарьеры.
Позднее она пела и выступала в США, Канаде, Сингапуре, Малайзии и Индонезии. Но гастроли пришлось прекратить в начале 90-х, когда публика потребовала более свежих лиц.
Семейная жизнь тоже обернулась катастрофой. Дважды Ю связывала себя узами и дважды разводилась. В 1977 году она хотела найти кого-то, кто любил бы ее больше, нежели она любит его, и потому вышла замуж за актера студии «Шао Бразерс» Чжань Синя, который был на 20 лет старше. Она сомневалась даже в день свадьбы. «Мне казалось, что он мне совсем не нравится. На следующее утро я разорвала брачный сертификат».
В 1986 году она снова вышла замуж и родила сына. Но ее неуверенность в себе разъела эти отношения. Опасаясь, что муж больше не любит ее, она стала ревнивой и одержимой. «Каждый день я следила за ним и спрашивала, когда он будет дома. Я постоянно казалась себе некрасивой. В итоге я стала ужасной», - говорит она. Пара развелась спустя восемь лет, в 1994 году. Она начала принимать экстази. «Я пользовалась наркотиками, чтобы заставить забыть себя о проблемах, но это делало меня еще более мрачной».
В отчаянии она попыталась вернуться в кино. В 1995 году, спустя 20 лет после периода ее славы, она появилась в «Си Чжи Ша Рэн Куан» - «Безграничной страсти» - фильме, снятом Джоном Хау Винчоем, с сексуальной Кэрри Нг в главной роли. Это не помогло Ю возобновить карьеру.
Она не могла посоветоваться со своим другом, старинным поклонником и режиссером Ли - он умер в Пекине в 1996 году. В 1999 году она продала две квартиры и выручила за них 4 миллиона долларов, которые вложила в триллер «Сиэ Син Фрайдей» - «Кровавая пятница». Это был фильм про серийного убийцу, который убивал девушек по вызову каждую пятничную ночь, но этот фильм провалился. В отчаянной попытке восполнить потери, она вложила свои оставшиеся деньги в акции и потеряла почти все.
По ее словам, имея лишь 3000 долларов, ей пришлось продавать свои бриллианты и занимать деньги у друзей, чтобы выжить. Вспомнив, что ей нравилось делать бижутерию, она вложила 600 долларов в покупку сережек и колец и вскоре началась ее уличная жизнь на улице Лан Квай Фонг. Поначалу телевизионные шоу о слухах предлагали ей участвовать, но она отвечала им отказом. «Я была напугана и в смятении. Однажды меня снимали, хотя я попросила не делать этого», - сказала она.
В прошлом году она и ее сын перебрались из района Монгкок в маленькую квартирку в Козвей-Бэй, в которой они сейчас и живут. Единственными свидетельствами ее прошлой жизни являются две фотографии с ней в возрасте 30 лет на ее столике для макияжа. «Смотрите, я была тогда очень красива, даже красивее, чем когда была звездой».
В шкафу по двум ящикам рассованы газетные вырезки о ней и старые фотографии. На одной, черно-белой, она с завитыми волосами и в узком вечернем платье. Он была красивой.
Теперь ее дни начинаются ночью, когда она выходит на улицу Лан Квай Фонг. Она раскладывает сделанные собой блестящие заколки, серьги, браслеты и кольца с ожерельями и сидит с ними весь вечер.
Ю говорит, что не жалеет о прошлом. На вопрос, грустно ли ей от мысли про свое падение из мира звезда в уличную жизнь она качает головой: «Зачем расстраиваться? Прошлое - это прошлое».
Она получала большие денежные подношения от мужчин. «Были такие, кто выписывал мне чеки на 100000 долларов, даже не подержав меня за руку».
------------------------------------------------------------------
Ко всему изложенному выше остается только добавить, что в 2013 году Ширли Ю не стало...

переводное, Ф.Б., фотография, Тюгоку, искусствоведческий флуд, полюбился как родной, фильм

Previous post Next post
Up