Знакомьтесь, мистер Блум - иллюстратор

Jun 18, 2014 16:46


Даже художники еще не в полной мере открыли Японию - они не осознали, какие цвета, какую новизну и сколько утонченности, сколько примечательных явлений в Природе, Искусстве и Человечности таит эта страна. Они ждут их в серебристом сиянии ее атмосфер, вместе с разного рода абсурдностями и гротесками. Там великое множество ландшафтов - холмы и морские побережья этих волшебных островов  могут стать новым миром для истинных любителей пейзажей, а в миниатюрной, девичьей поступи мусумэ, двигающейся по мату в чайном домике, или же стучащей по улице своими деревянными сандалиями, есть бесконечное изящество особой поступи - изысканная, непостижимая игра складок и ног, которую пока что не смог запечатлеть ни один западный художник, и которая представляет собой нечто среднее между походкой голубя и танцевальной поступью греческих дев на фризах Парфенона

сэр Эдвин Арнольд, "Японика"




Знакомство с поэмой в прозе "Японика" сэра Эдвина Арнольда (пожалуй, такое определение будет самым удачным из тех, что приходят мне в голову) будет неполноценным, если не уделить внимания человеку, проиллюстрировавшему текст. Звали его Роберт Фредерик Блум, был он графиком и художником (именно в такой последовательности, потому что графика ему нравилась больше живописи), и был он личностью безмерно талантливой и разносторонней.


Наверное, Роберт Блум мог бы называться одним из великих американских художников рубежа позапрошлого и прошлого веков. Однако ему было суждено прожить в прошлом нашего измерения всего лишь 45 лет, и жил он во времена, когда очень умелых художников было примерно столько же, сколько в наши дни очень умелых фотографов (я без иронии). Эти два обстоятельства в том, что к мистеру Блум в наше время не принято применять слово "великий", несомненно сыграли свою роль. С другой стороны, утверждение, что Роберт Ф. Блум при жизни не пользовался заслуженным признанием будет неправдой, ибо он таковым пользовался: он и по сей день является одним из самых молодых членов американской художественной ассоциации, известной как Национальная Академия Дизайна, куда кого попало не берут.


Зарисовка пастелью, которую мистер Блум сделал летом 1890 года.  Это та самая дочь сэра Эдвина Катерин, которая японского энтузиазма своего отца не разделяла.

Нас, конечно же, Роберт Ф. Блум более всего интересует в контексте его трехлетнего пребывания в уже номинально мэйдзийской, но по факту еще очень даже эдосской Японии. Приехал он туда в возрасте 32 лет в мае 1890 года в качестве иллюстратора ежемесячного журнала, выпускаемого некогда очень влиятельным американским издательским домом "Чарльз Скрибнерс сонс", (сокращенно просто "Скрибнерс"). Командировало его издательство в Японию специально для того, чтобы он иллюстрировал те самые японские эссе сэра Эдвина, из которых и сложилась "Японика".


Только работой в качестве иллюстратора Роберт Блум, естественно, не ограничивался. В Японии рисовал он настолько много, разнообразно и воодушевленно, что японский период его творчества признается самым ярким и выразительным в его биографии.


За два с небольшим года, проведенные в Японии, Роберт Блум успел написать около 30 работ маслом и сделать весьма приличное количество эскизов, набросков и гравюрных иллюстраций.


Самой знаменитой его картиной из японского цикла является "Амэя", которая и стала причиной для его принятия в Национальную Академию Дизайна, про которую уже упоминалось выше.
Помимо картин и рисунков, Роберт Блум для журнала "Скрибнерс" написал очерк "Художник в Японии", который был опубликован в мае 1893 года. Мне он представляется довольно любопытным, и к тому же будет прекрасным дополнением к "Японике" сэра Эдвина. Кроме того, у очерка не очень большой объем, так что у него есть неплохие шансы появиться в виде перевода на русский язык :)))

житейское, Мэйдзи, японская история, искусствоведческий флуд, сэр Эдвин Арнольд, полюбился как родной

Previous post Next post
Up