Про коллекционеров и коллекции коллекций

Nov 21, 2013 12:08



Бабочки, марки, часы, минералы. Немудрено, что дед того бродяги разорился. А ведь могло быть по-иному! Стоило только начать коллекционировать коллекции денег. (с) Луиджи Малерба, "Моццикони"

Плохо, когда ничего интересного на горизонте не объявляется, но когда объявляется разом много всего интересного - это вряд ли лучше, чем когда совсем ничего. Перспективы собрать коллекцию коллекций денег невелика, а на коллекционировании коллекции коллекций книг про коллекционеров можно разориться не хуже деда того бродяги. Так что остается токмо источать светлую русскую грусть, да тащить к себе в ЖЖ чужие фотографии книг и вещать в онлайн-воздусях, что же именно там могло заинтересовать.
Вот вам, например, книга в молчаливой и флегматичной обложке:


По внешнему облику даже и не скажешь, что она может из себя что-то интересное представлять, но тем не менее. Книга увидела свет в военном 1944 году и она связана с искусством страны, с которой на тот момент Америка находилась в состоянии войны и представляется, что это одно из обстоятельств, обусловивших лаконизм книжного внешнего облика.


Называется эта книга Adventures in Japanese Prints - "Приключения в мире японской гравюры" и автором ее является Джадсон Д. Мецгар. В связи с тем, что в мире не так много людей, которым это имя что-либо может сказать, поэтому я позволю себе немного рассказать про него.
Мистер Мецгар (1869 - 1958 г.г.) был коллекционером японской гравюры, в наши дни листы из его коллекции можно увидеть в собрании Американской галереи искусств.  Время его активной собирательской деятельности пришлось на 1890-1920-е годы - время, когда коллекционного гравюрного рынка в современном понимании еще не было и в помине, а все более-менее значительные американские и западноевропейские коллекции (ныне благополучно составляющие костяк солидных музейных собраний на заданную тему) еще были живыми, т.е. собирались теми, кто их собирал. Ко временам, когда Джеймс Миченер собирал свою коллекцию, имена коллекционеров типа Мецгара уже были подернуты дымкой романтики и овеяны легендами. Согласитесь, что засунуть свой нос в книжку про коллекционирование во времена, которые никогда более не наступят, весьма соблазнительно.


Особенно, когда выясняется, что увиденная тобой книга является одним из двадцати пяти авторских экземпляров, а всего таких книг было выпущено 300 экземпляров и после 1944 года они никогда более не переиздавались. Подобные детали превращают просто книгу в библиографическую редкость, что делает книжное собирательство занятием не менее увлекательным, нежели собирательство гравюрных листов.


Сделанные автором дарственные надписи переводят такие книги из категории rarity в категорию unique, что тоже очень и очень приятно... Гм, совсем неудивительно, что у меня нет коллекции коллекций денег. Если была бы, я все равно ее на коллекцию коллекций чего-нибудь еще спустил бы :)

японская история, книга, этот бренный изменчивый мир, искусствоведческий флуд, Сёва

Previous post Next post
Up