Ленин, кухарка, пантократор

Apr 27, 2017 00:09



К недавнему ДР Ленина и выходу книжки с пафосным (что бы оно ни значило) названием "Ленин. Пантократор солнечных пылинок" Данилкина (читал я правда только интервью с автором)

Для разгона можно взять Батая. И столкнуть с кухаркой. Ту самую, знаменитую ленинскую кухарку, которая способна (Ленин скромно оговаривается, что ее надо сначала научить)  - а если вдуматься, то понятно, что Ленин это о себе и говорил; он и есть та самая кухарка ,которая, вырвавшись из  своей кухни, и подучившись, перекраивает жизнь всего дома по законам этой кухни, дает ей собственно "экос номос", "рациональную" экономику вместо "нерационального" закона, базис вместо надстройки. Из этой кухонной, в греческой парадигме "женской" парадигмы несвободного домашнего хозяйства, и растет парадокс несвободное,  советского "рационального жертвоприношения": с одной стороны, каждый клочок бумаги на счету, с другой стороны - людей никто не считает (очевидно, это и удивляло Батая).

Тут надо уточнить: посчитано все, просто люди уравнены с клочками бумаги (вещами) перед лицом великого "для", цели коммунистического "светлого будущего" - онно очевидно должно было быть будущим для всех и всего, "парламентом людей-и-вещей" (линия "освобождения" вещей есть у гениального Платонова). Этой своей парадоксальной "свежестью" и инструментализацией абсолютно  всего (ее же можно назвать с одной стороны "тактикой", с другой -"беспринципностью") Ленин легко решает неразрешимые казалось бы задачи, вроде Брест-Литовского мира. Рацио не имеющее "слепых пятен", каких либо ограничений того или иного "закона", видящее своим единственным глазом все ,становится бесконечно мощнум и едва отличимым от своего предела, безумия; это рацио кухарки, сжигающей дом, чтобы сварить суп.

В делезовских (точнее, он цитирует Демюзиля) терминах суверенитет имеет два полюса, связывания и захвата. Так вот Ленин гениален в совмещении этих двух полюсов: бесконечно он дает законы всему, влезает в каждую мелочь, орагнизует все и всех теми самими записками на клочках бумаги, -  и так же бесконечно нарушает все что можно нарушить, и оба действия вполне"рациональны" - т.е. соответствует актуальной на момент совершения логике (впоследствии проросшей в такую же подвижную "линию партии"). Вот тут возможен подключение Батая: Ленин гениален тем, что он все время меняет перспективу, создавая эдакий "параллакс" . мгновенно превращая трансцендентность длительности в имманентность текущего; освещая светом светлого будущего серое настоящее, или оттеняя его мраком  темного прошлого. В этом смысле он философ, создающий концепты из вещей (не отличая их конечно от людей - ведь обратное и нерационально) и разрушающий их. Этот параллакс нетрудно проиллюстрировать примерами из советского искусства, да и вообще- самим советским способом полагания себя, основанной на этой данной Лениным философской "подвижности ума". Отсюда сбой батаевской оптики "жертовприношения". она не рассчитана на постоянную смену перспектив

Конечно, тут надо отличать Ленина как философа вещей, "пантократора", от философа данного в его текстах. Интересен именно 1й, который постоянно в движении,  ставящий под вопрос любые истины, в т.ч. и выданные им самим, разбирающий по выражению Батая рельсы по кторым идет это движение. Тем самым преодолевающий модерновый фетиш одной истины; и в парадоксальном пределе - сам становящийся (неподвижной) истиной; как у  Летова: "Ленин - это истины,которыми нас травят".

Ленин взятый как антиплатоник, как возврат к досократикам, где  человек был мерой всего, есть "первочеловек" , ницшевский господин, преодолевающий и переопределяющий эту "меру", дающий всему имена, т.е. владеющий языком/логосом , поэтому, возвращаясь загадочной формуле Данилкина, он и пантократор, всего-до-пылинки-кратор. Додумывая фукошную формулу власти как "записи на телах" можно на примере Ленина выйти к более радикальному варианту правителя как пишушего/говорящего самими телами (пылинками, людьми, странами). Отсюда прорастает линия сверх-рационального-полу-безумного правителя философа, генеалогия которой дана там же у Летова "Ленин - это Гитлер,Ленин - это Сталин / Ленин - это Ким Ир Сен,Ленин - это Мао".

Батай, Ленин, Платон, суверен

Previous post Next post
Up