И цзин в марксистском литературоведении

May 17, 2017 14:28


В продолжение темы марксистского литературоведения. Был такой специалист по Китаю, Шуцкий Ю.К. (1897-1938). Человек разнообразно одаренный ,полиглот, переводчик, поэт, антропософ, короче нормальный чел Серебряный века , хотя и зацепивший его краем. Шуцкий этот сидя в Питере 30х годов на непонятно каком материале сумел написать диссер по И цзину (Книге перемен) на  мировом уровне.
В книжке (неплохое издание 93г) приложены  всякие  материалы, из которых понятно, что и синологию, такую казолось бы область далекую от мировой революции не миновала участь прочих дисциплин, где начались выяснения кто тут марксист и правильно понимает линию партии Сам текст свидетельствует о том, что и Шуцкому приходилось  участвовать в этой гонке, осуждает он там китайского автора одного, типа тот идя на поводу у буржуазного (китайского) шовинизма, усмотрел зачатки логики у Конфуция и Мо Цзы. Деталей там нет, похоже ставили просто всякие там палки в колеса, не дали публиквоаться, туда -сюда, ну а потом пришел 37й, обвинение в шпионаже, и расстрел.
Вот задача для марксистских литературоведов -узнать например, вменили ему неверное отражение действительности, или там был ли найден в его текстах тот или иной уклон, бухаринский или еше какой. Иглтона-то с Джеймисоном читать то это несложно, (левые там в статейке привычно ноют конечно, шо нет жизни, но раньше помнится в Фаланстере книжки левых авторов на видном месте лежали) вот на таком материале поработали бы.
Сам Шуцкий кстати дает буквально на страничке любопытный антропософский взгляд на филос. теории как на взаимодополнительные и переходящие друг в друг, марксизм (материализм) там один из 12, может этого не простили литературоведы в погонах...
"Христос был вторично распят человечеством духовно в тридцатых годах прошлого века. Как проявление этого возник материализм. Мы стоим на грани духовного воскресения Его в ближайшие годы. Так обстоит дело, которое искажено в сторону материализации и банальности адвентистами и другими сектантами. ... Как столетие тому назад европейское человечество получило наследие от Индии, древнейшей послеатлантической культуры, так мы стоим перед гранью, за которой должно быть дано наследство Атлантиды, сохраненное в китайской культуре (особенно в даосизме и отчасти в "Книге перемен")" (с.70-72)

Шуцкий, Китай, Серебряный век

Previous post
Up