(no subject)

Apr 14, 2017 15:29


http://syg.ma/@smena/gieroinia-filma-skazala-chto-zhiviet-tak-uzhie-tridtsat-liet-i-u-nieie-nichiegho-niet-kromie-odinochiestva-a-my-priiekhali-k-niei-i-vsie-otobrali

Любопытная заметка - как сама история (человек-ледник), так и доп.сюжеты (история режиссера, история фильма, история СССР, история "современного человека, который все разрушает" ну и т.д.) + мета-история от режиссреа о теории искусства:
"Вы не могли бы пояснить, какую мысль хотели донести до зрителя?
- Зависит от того, о чем вы думали во время просмотра. Если думали о красивых горах - значит, это фильм о красоте гор. Если думали об этой женщине, как она там живет - значит, об этом. Там нет какой-то затаенной мысли, возможно, кино просто прошло мимо вас."
Ну и т.к. под рукой делезовские концепты, то хотя и кино "прошло мимо нас", можно подумать вот куда. Делез дает 2 основных концепта простарнства: гладкое пространство кочевников и "рифленое" пространтсво государства (lisse / striés), а между ними есть 3е - "дырчатое",  Пример  - это шахты, архетип - кузнец , оно  у него отвечает за ускользание. Сходу вспоминаются землянки, где традиционно сидели выбитые из домов машиной  войны (от монгольской до машины коллективизации) крестьяне ; и, с другой стороны, шахтеры с касками напротив Белого дома. Делез вскользь упоминает его также в связи с нефтью ,но не развивает эту линию, однако ж нефтяники вроде бы касками не стучали. Вообще тут есть отдельная линия "уголь -нефть", по углю  наверное можно соглаиться с Делезом, это ускользание и само-организация рабочих ; по нефти - тут вряд ли, это не ускользание, а возможно, сверх-государственное рифление.
Героиня заметки - явный пример "ускользания", но не в дыру, а на гору. Действительно, горы являются вполне себе "классическим" местом "ускользания" .  Вообще, возможно, лучше "дырчатость/дырявость" (troué) эту рассматривать не как отдельное пространство, ибо она возможно лишь как прорыв/искривление основных "больших" пространств. Плюс сам концепт "дыры" ("горы" ) отсылает скорее не к пространсву а к не-пространстсву, или же к некой гетеро-топии (не уверен насчет термина). В чем сила дыры/горы - она не поддается рифлению или разглаживанию; может залезть туда, покричать, но не прорифлить его -  город там не построишь, разве что засыпать/взорвать
Да, и о церкви: духовные "путешествия" Делез относит к гладкому кочевому простантсву (пустыня как колыбель монотеизма. Хотя ведь есть и Нагорная проповедь: "Увидев народ, Он взошел на гору", это впрочем можно рассматривать как ускользание Ииусуа от фарисеев). В восточной традиции (Китай, и особенно Тибет горы были духовными центрами. В отечественной равнинной истории - это скорее пещеры, например,  Киево-Печерская лавра. Ну и классический микс - горная пещера..
Интересно что Будда достигает просветления в лесу. Оно и понятно -  на равнине (индийской или российской) спрятаться можно было только там. Лес же у Делеза почему-то рифленый, хотя явно он противостоит как гос-ву так и кочевникам, как традииционное место отщепеценев, еретиков и партизан, и прочих "лесных братьев". У американцев кстати есть свои лесные герои: сходу можно вспомнить знатных еретиков Торо и Унабомбера, последний свои теракаты обосновывал борьбой с государством, которое постепенно вырубало  кусок леса, где тот окопался

Делез, кино, пространства

Previous post Next post
Up