Итак, случилось мне побывать на GP Telefonica De Europa F1 - Valencia Street Circuit, проходившем в Валенсии.
Рассказываю по порядку.
Когда уже были куплены путевки на отдых в Испании, и я озадачился вопросом, когда же и как буду в отпуске смотреть Ф1, выяснилось, совершенно неожиданно, что ближайший гран-при будет проходить буквально в 250 километрах от места, где мы будем греть пузо на солнце и замачивать его в море. Глупо было упускать такой шанс вживую посмотреть на все действо, и я решил посетить Валенсию.
С покупкой билетов особых проблем не возникло, разве что совсем дешевых только на воскресенье в продаже не было, и пришлось покупать на весь уик-энд. Но, собственно, много - не мало, посмотрю и квалификацию. Заодно и разведаю в субботу, что и как. Интеренет-сервисов по продаже билетов оказалось, как грязи. Цены в большинстве случаев одинаковые (плюс-минус мелкие сборы в размере 0,5-1% от стоимости билета). Хотя и ушлые продавашки, выставлявшие сумму в том же размере, но не в еврах, а в фунтах стерлингов, тоже попадались - в основном британские. Я воспользовался сервисом, предлагаемым официальным организатором гонки, с довольно простой и удобной схемой. Оплачиваешь билет карточкой через интернет, потом с этой же карточкой идешь к любому из множества терминалов в Валенсии (по типу наших киви и т.п.), прокатываешь карточку и получаешь билет на руки. Единственное условие - карточка должна быть та же самая, по ней идет привязка. Самое ценное в сервисе - графическое отображение трибун и возможсноть выбрать место.
После покупки билета осталось решить вопрос с доставкой собственного тела из Ла-Пинеды в Валенсию. Естественно, варианты, кроме как арендовать машину и совершить небольшое путешествие по Испании, не рассматривались, хотя и существовали. С арендой же выходила небольшая засада... Просмотрев предложения на сайтах большинства крупных европейских контор я малость прифигел от цен. За самую дешевую никчемную повозку меньше 100 евро не просили. Это как-то расходилось с моим прошлым опытом (микровен за 80 евров - вполне всегда была цена, предлагаемый же по инету ценник в брони был раза в два выше). Решил ничего не бронировать, разобраться на месте, тем более туроператор обещал дешевую аренду прямо в отеле. В конце-концов, заплатить 160 евров за сутки аренды машины всегда успеется. После приезда в отеле сразу же увидел стенд Еврокара и успокоился, уж без машины не останусь точно. А вечером того же дня у русскоговорящего гида выяснилось, что дружественная арендная контора действительно существует, и ценник у нее более, чем приемлемый - за Пежо 207 или Форд Фокус - 66 евро в сутки со страховкой с франшизой 400 евро. Страховка конечно уродская, но и деньги весьма гуманные. Весьма резкий контраст с предлагаемым тем же еврокаром через инет (подчеркиваю) ценником. Не долго думая, сразу же заказал на вечер пятницы машину. правда Пежа в наличии не было, только на вокскресенье, взамен предложили форд фокус или хундай матрикс. Фокусы я ел, а вот хундаев нет… Его и взял после недолгих размышлений. И очень зря... Чтобы узнать что-то на вкус, не обязательно пробовать. Особенно если это не устрицы, а хундай. Через гида договорились по телефону о брони. В пятницу к вечеру машину подогнали к отелю, на ней же съездили до агенства, все оформили, и я стал "счастливым" обладателем хундая матрикс на ближайшие три дня.
С большим трудом нашел место для парковки у гостиницы (с бесплатной парковкой вообще жопа везде, или ты абориген и знаешь секретные места). На завтра предстояла Валенсия… Впечатление несколько подпортили ценники Еврокара при заказе из гостиницы, которые узнал вечером того же дня… Аж на 5-10 евров дешевле (!), чем в конторе, где я взял хундая, за машины аналогичного класса, да еще и с регрессивной шкалой (тот же 207 - 56 евро в сутки), а выбор не в пример больше, вплоть до кабриолетов за 85 евро. Да и хрен с ним, успеется.
Утром субботы, весьма помятый после вечерних коктейлей и пива, в 7-30 стартовал в Валенсию. Ехать решил наиболее быстрым путем, через платные дороги. Навигатор обещал прибытие через 2-30 и не обманул. Вообще, навигатор в Европе, конечно, сила, не устаю в этом убеждаться вновь и вновь. Мне посчастливилось раздобыть Гармин Нуви 710 со свеженькими европейскими картами - работает отлично. Платные дороги - одно удовольствие в плане скоростного перемещения из точки А в точку Б.
Ровно, инфраструктура мощнейшая (придорожные комплексы со жрачкой и заправками). Минус - цена - в районе 10 центов за километр, и отсутствие столь желаемых в этих краях живописных видов побережья.
В Валенсии навигатор исправно привел меня к выбранному терминалу,
но опять проблемы с парковкой. Худо-бедно припарковался в близлежащих дворах, заполучил заветный билетик
и…
Вдруг выяснилось, что куда двигаться дальше, я не знаю. Упустил как-то этот момент. Ну, Валенсия, гонки, хренле заморачиваться конкретным адресом. «Достаточно номера дома» (С). Глупая ситуация. 3 часа до квалификации, а я не знаю, где трасса. Что интересно, резко выяснилось, что испанцы крайне хренова говорят по-английски, а я вообще не поним аю испанского. Пытался приставать к прохожим, спрашивал у барменов, в ларьках с прессой, но народ по-английски ни бельмеса. Это, блин, не Амстердам, где каждый бомж на англицком разговаривает. Я уже было отчаялся после десятка попыток, но на счастье попался англоговорящий полицейский, который посоветовал мне дотопать до железнодорожного вокзала, на котором, он совершенно точно знает, есть информационная стойка, где мне смогут помочь. Благо, вокзал оказался в 3х минутах. На вокзале, действительно, совершенно замечательная организация приема болельщиков. Отдельный специально выделенный стенд с информацией, обученными людьми, картами доезда, схемой парковок, и т.д. и т.п. Вооружившись картой, за 2 часа до старта квалификации, двигаюсь к месту. Схема парковки, предлагаемая картой, несколько настораживает. Парковка в 2,5 км от трассы, а далее предлагается ехать автобусом, специально организованным по случаю гонки.
Но можно и пешком. Решил забить на предлагаемый вариант и проехать на машине до места, благо опыт в поисках места уже появился. И не обманул. Совершив пару кругов, запарковался в 10 минутах ходьбы от трассы и отметил это место на завтра, явно будет свободно.
Для понимания организации гонки - сама трасса для болельщиков разбита на 5 зон. В каждой зоне находится несколько трибун или просто выделенные пространства для болельщиков (пространство только на гонку, для квалификации необходимо купить место на трибуне). Подходы, подъезды, парковки и входы для каждой зоны индивидуальны. Проход из зоны в зону ограничен. По ходу движения, начиная с междугородних трасс, и далее в городе расставлены указатели для машин и пешеходов, кому в какую зону каким путем удобнее двигаться.
10 минут прогулки и вот оно - заветное местечко.
До старта квалификации немногим более часа. Зашел в один из множества ларьков атрибутики, купил бейсболку Феррари, Выпил, как полагается, пару пива и пошел на трибуну осваиваться, прогуляться по территории оставил на потом. Само расположение трибуны, как и ожидалось, мегазачотное, а вот место у меня совсем не очень. Первый поворот - как на ладони, но его видно с любого места трибуны, а вот в другую сторону, где боксы, стартовая прямая, и выход на нее из последнего поворота, большая часть закрыта растяжкой Телефоники, на которой висит стартовый светофор.
Ну да и хрен с ним, хоть трибуна и плотно набита, но свободные места имеются, занял на 10 рядов ниже, откуда все отлично просматривается.
Очень помог совет Димы DM захватить с собой бинокль, без него бОльшая часть события осталась бы не увиденной. За сам бинокль спасибо Сане Звонилкину и Денису Лебедеву.
В боксах приготовления. Механики Феррари вытаскивают два спойлера на замену.
К началу квалификации трибуна уже битком.
Служебных машин сами знаете какой марки в избытке.
Но самая главная - она:
Любимец местной публики - Алонсег, имеет невероятную поддержку со стороны болельщиков.
А город подумал, ученья идут... На площадке перед входом на трибуны, битком набитой 15 минут назад, пусто.
Итак, старт квалификации, выезд первой машины… Роман Грожан
И сразу шок от звука. Телевидение не передает и сотой доли того, что слышишь в реальности. Я ожидал, что будет громко, но не ожидал, что настолько. Наш боевой саксо по звуку - электромобиль в сравнении с формульными моторами. Реально на грани болевого порога. У подавляющего большинства болельщиков в ушах беруши. Хотел купить, но чегой-то так и не нашел, где. Так оба дня и слушал железную музыку. Вообще, чтобы представить, звук слышно где-то в радиусе пары-тройки километров от трассы в городе с плотной застройкой, в дневных условиях с обычным городским фоном.
Кнопкин
Уэббер
Ковалайнен
Баричелла
Будущий герой следующей гонки - Физикелла
В боксах удручены результатами Бадоера
Невозмутимый Кирыч собственной персоной
Капитанский мостик сигнализирует об окончании квалы
Итоги - Мокларены, Браун, Редбул, Ферра. Райконен очень порадовал. Без любимых в этом сезоне косяков отработали. Надо сказать, что большую часть информации черпаешь все равно из телека, по которому идет та же самая официальная картинка, а видимый кусочек трассы лишь создает непередаваемый эффект присутствия. Комментатор, правда, местный, на испанском, но его один фик не слышно, да и необходимости нет. Ну, и, конечно, видимость боксов - это 80% интереса в живом просмотре. В телевизоре всех этих мелочей и нюансов не показывают практически.
Есть возможность взять за 60 евро в аренду портативный беспроводной, спецом обученный, телек, по которому официальная трансляция, выбор видов с любой из камер, тим-радио, онлайн с кругов и прочие радости в виде статистики пилотов, их биографии, послужного списка и т.п., но я чота пожлобился. На демо-стенде повертел в руках, ознакомился с функционалом, и решил, что мне оно не надо, во всяком случае, в Валенсии точно.
После квалы пошел гулять по зрительской зоне, с многочисленными ларьками, и развлечениями. Прокатился на симуляторе Ф1.
Не впечатлило ни разу. Картинка разве что вставляет, а попытки передать динамику - ни о чем. На гражданской машине легко добиться перегрузок поболее, чем в симуляторе, а уж на карте и подавно.
Посмотрел на парковку паддок-клаба. Вот на чем на гонку приезжают пилоты:
Макларен
Хэмильтон
Ковалайнен
БМВ
Кубица
Хайдфильд
Рено
Грожан
Место Алонсо справа пустует. Ну и правильно, я бы тож постеснялся на таком ездить...
Тойота, "как все японцы", неоригинальна...
Даже пофиг ху из ху
Но настоящие пацаны не размениваются по мелочам и ездят на этом:
Бадоер
Райконнен
Обнаружил, что в формуле вполне себе применяются и «раллийные» технологии :-)
Пожалуйста, стяжки
На стенде Бриджстоуна выставлена Феррари в спецификации 2009 года:
Заклепки :-)
Скотча, правда, обнаружить не удалось :-)
Феррари Ф1 вживую производит неизгладимое впечатление. Можно сказать, прикоснулся к легенде.
Интересен применяемый для сборки машины крепеж. Все наружные панели на винтах «заподлицо». Носовой обтекатель с антикрылом на хитровыдуманных винтах, равно как и крепление рычага. Очевидно, чтобы абы кто не лазил на сервисе :-)
Пресловутый диффузор:
Оказывается, у Феррари есть спонсоры, о наличии которых я узнал только на этом стенде. Неудивительно, учитывая месторасположение наклеек (на заметку будущим нашим спонсорам - покупайте выгодные места, не жлобитесь! :-)
Ведь об этих знают все:
На нормальной спортивной машине обязательно что-то должно быть сломано. Ферраре не исключение... Пожалуйста, разбитый фонарь
Да и диски тормозные явно просятся под замену...
В целом машики Ф1 вживую выглядят намного наряднее, чем по телеку и на фото, особенно Макларен. Их серо-зеркальная раскраска с ярко-красными пятнами невероятно красива, нельзя не отдать должное. Кстати, в Испании довольно популярны детские коляски макларен, уж не знаю, имеют они отношение к империи Денниса или нет.
После прогулки поехал обратно в отель, по дороге остановился на побережье искупаться на каком-то диком пляжу, где купаются местные. Был весьма удивлен, но той чистоты, которой сияет пляж в Ла-Пинеде, нет и в помине. И море погрязнее, и пляж не очень опрятный. Вопщем, что-то типа нашего Сочи. Зато порадовали местные девки, загорающие в подавляющем большинстве топлесс, а посмотреть там есть на что :-)
В воскресенье, особенно не торопясь, уже зная дорогу, прибыл где-то часа за полтора до начала гонки. Не спеша выпил пивка, закупился в феррареларьке майками и на трибуну.
Интересено, что подавляющее большинство болельщиков - это либо рено, что здесь очевидно, либо ферраре, причем последних едва ли не больше. Во всяком случае, атрибутика Феррари явно доминирует.
На Ф1 в экипировке должны быть все, даже уборщицы.
Не говоря уж о пожарных
Предгоночная атмосфера просто потрясающая. Интересно наблюдать за боксами. Каждый за своим делом, видно, что у чуваков - работа, для них это будни, а болельщики и прочий антураж вокруг - это просто ее часть. Все по расписанию, вытаскивают инструмент, запасные обтекатели, переругиваются друг с другом, общаются с коллегами из соседних команд. Очень, кстати, напоминает атмосферу в сервис-парках на ралли.
За 15 минут до старта на стартовой битком народу. В боксах никого не видно.
Народ на трибунах с солидной техникой - готовится фотографировать.
У профессионалов техника, конечно, еще солиднее
Операторы готовятся снимать с верхотуры.
В том числе и с вертолетов (один из двух, постоянно висящих над трассой)
Потихонечку гаснут огни стартового светофора, народу на стартовой прямой все меньше, все успокаивается, механики отходят от машин, минута до старта.
Машинки ушли на прогревочный круг, народ ломанулся в боксы.
Наконец-то, старт! Уж извините, не снимал, не до комаров... При старте думал, что получу легкую контузию от такого количества одновременно звучащих моторов. Райконнен молодчик, из первого поворота вышел 4м. Ну а дальше круг за кругом…
Бадоер едет настолько медленно, что даже фотографировать его легче остальных
Впрочем, это же касается и Форс-Индии
Аналитику после квалы не читал, но и так понятно было, что мокларены на легких машинах, а Барик и Райка работают бензовозами. Машины потихонечку растянулись и в скучной, в общем то, Валенсии, оставалось только ждать питстопов в надежде на изменение раскладов. Подготовка к питу в стане Мокларенов. Механик Феррари убирает барахло с дороги, чтобы не помешать выехать машине Ковалайнена.
Отстрелялся Вебер
А вот и первый пит Ковалайнена. Опять видно механиков феррари, придерживающих шланги гайковертов над траекторией.
В Ферре готовы принять Райку
и он не замедлил явиться
Собственно, все изменения в боксах и произошли. На первом питстопе Барик вышел вперед Ковалайнена, который явно уступал в темпе Хэмильтону, а более поздний пит Райки не дал мокларенам оторваться.
Интересно отметить, что несмотря на все радиофикации, современные технологии передачи и отображения данных, на каждом круге гонщику показывают простую табличку из питуолла, на которой отображены его позиция, круг, отставание от предыдущего и опережение следующего.
К сожалению, не отснял мегакосяк моклареновских механиков, которые явно не ожидали негра в боксах. Собственно, этот эпизод очевидным образом свел на нет его шансы выиграть гонку. Стоит отдельно отметить, что испанские болельщики болеют не только за Алонсо, но и очень сильно против Хэмильтона.
Трибуны просто взревели от восторга, когда Макларен облажался. Аплодисменты, улюлюкание, опущенные вниз большие пальцы - полный набор неполиткорректных жестов. Также его встретили и на финише, и на подиуме. Зато Барика приветствовали очень тепло, как и Райку. Я бы даже сказал Барика особенно тепло после того, как Мокларен накосячил.
Маршалы потихоньку готовятся к награждению и сооружают закрытый парк.
Финишный круг - счастливый Барикелло пересекает заветную черту первым. Аплодируют в том числе и из боксов Феррари
Райконен не дожидаясь остальных сразу же в шлеме слинял в будку.
Победитель
На награждение и на финиш постарался пробраться поближе к подиуму, но зона внизу - только для паддок-клаба, остальные довольно далеко через забор, к нему доступ свободный и народу немного. Отметил, что Райка живьем выглядит моложе, чем на фотках, а Барик наоборот, старше :-)
Собсна, вот оно и все. Кино кончилось. С очень знакомым ощущением послесобытийного опустошения собираюсь домой...
На обратном пути решил не торопиться, проехал по побережью по бесплатным дорогам, на следующий день сдал этот долбанный Хундай и взял Пежо 407 в другой конторе. Но об испанских дорогах и о машинах - в следующий раз.
P.S. Вы спросите, а где же «гаражное» изложение, где же эксперссия?
Но это было бы слишком коротко... Это было мегапиздато! Просто невообразимо охуительно! Оно того стоило на все 100%. И если будет возможность, непременно повторю. :-)
P.P.S. Ну и чтобы уж раскрыть все темы до конца, напоследок просто фотка... :-)