Мертвое озеро, 2018, сериал, Россия

May 20, 2019 13:33



Сериал выделяется, конечно, на фоне однотипных детективных сериалов. У нас, например, потоком экранизируют Малышеву, Литвиновых, Устинову (Донцову всю уже перенесли на экран или нет?), короче, всех современных российских детективщиков, штампующих свои истории, как на конвейере, этой продукцией забит, например, канал ТВЦ, днем по нему крутят каких-нибудь "Розмари и Тайм" или "Доктор Блейк", к вечеру подтягиваются отечественные детективы. Они неплохие, надо сказать, довольно ванильные, расследования обычно ведут непрофессионалы, случайно нашедшие труп, но в полиции, как правило, есть связи с непременно хорошим следователем, ну типа, как у Эркюля Пуаро и Джеппа. Без любовной истории никуда, обязательно будет романтическая симпатия между женщиной и мужчиной, так что стремятся потрафить и любителям детективной загадки, и, видимо, некоторым женщинам, которые детектив не будут смотреть без наличия в нем розовых соплей. Вот такие у нас пока в основном уютные детективы, местами корявые, но в целом не сильно уступающие таким НЕ шедеврам, но приятным бодрым сериалам, как "Розмари и Тайм".

Однако, "Мертвое озеро" - сериал с претензией. Скажем, даже не просто с претензией на нечто большее, чем легкий сладенький тайм-киллер, а с ПРЕТЕНЗИЯМИ.

Во-первых, это прямой оммаж "Твин Пиксу", назовем это так. Ну или использование некоторых сюжетных ходов этого грандиозного творения Линча. Знаю-знаю, что не все его таковым считают, цитата с торрентов: "Твин пикс - претенциозный бред старого маразматика", хотя на момент выхода первого сезона Линчу было всего 44 года. Я же к "Твин Пиксу" отношусь с любовью, а потому считаю, что фанаты Линча будут недовольны аллюзиями, поскольку содраны некоторые черты и ходы очень небрежно. Параллели возникают и с "Мостом", и "Фортитьюдом", и "Настоящим детективом". Но, скажем, я не считаю "Мост" шедевром (скандинавский оригинал), и "Мертвое озеро" не сильно хуже, это работы примерно одного уровня. Но вот надергать цитат из культового "Твин Пикса" - это крайне неосмотрительно, потому что сравнивать будут с недосягаемым шедевром, и в чью пользу будет это сравнение, несложно угадать.


"История начинается с известия о находке обнаженного тела Лоры Палмер, завёрнутого в полиэтилен и выброшенного волнами на берег озера. В ходе расследования перед внимательными взглядами агента Купера, шерифа Трумана и его помощников проходят разные жители Твин Пикс. Постепенно зритель открывает для себя темную и страшную сторону жизни обитателей на первый взгляд тихого и мирного городка."

"Владелец урановых рудников Юрий Кобрин - царь и бог в родном Чангадане. Его бизнес идет в гору и кажется, что ничто не может ему помешать. Но однажды дочь олигарха находят мертвой - кто-то использовал ее для обряда ритуального жертвоприношения. Чтобы найти убийцу, Кобрин выписывает из Москвы лучшего детектива - Максима Покровского. То, с чем сталкивается столичный следователь в маленьком северном городке, бросает вызов всему, на что он опирался в своей работе. Покровскому предстоит разобраться в сложном клубке из криминала, корпоративных интриг и мрачных тайн семейства Кобриных."



"Параллели многих тем и персонажей «Мертвого озера» и творения Дэвида Линча очевидны. Вместо лесопилки - урановые рудники, вместо зловещего Боба - фольклорный дух озера, вместо индейцев - северные российские шаманы. Лора Палмер занималась непристойностями в притоне «Одноглазый Джек», Дина Кобрина подрабатывает вебкам-моделью. Пророческая Дама с поленом сменилась сиамскими близняшками Зинаидой и Татьяной Петровой - они работают в краеведческом музее и явно знают больше, чем простые смертные. Азиатку Джози Паккард заменили на калмычку Едейнэ Малышеву (Евгения Манджиева) - при этом сохранив характер персонажа из «Твин Пикса», социальное положение и приблизительную мотивацию. Список можно продолжать и дальше."

И, во-вторых, вскрываются всякие язвы общества в этом самом маленьком городке - средоточии всех ужасов. Тут, похоже, создатели ловят волну успеха "Домашнего ареста", в котором беспощадно высмеиваются продажные чиновники, они же воры и убийцы, и их приспешники. Так и здесь сделана попытка показать творящиеся противозаконные делишки со стороны представителей властей в том числе, а также прочих бандитов. Я бы сказала, мысль была хорошая, но в итоге получился громкий пшик. Вроде все негодяи получили по заслугам, а вроде и не все, вот например, один представитель когорты облеченных властью злодеев успешно скрывал свои злодейства до последней минуты, скользкий тип-то, и ВДРУГ в конце его уводят в наручниках, а на теплое местечко заступает его подельник, можно сказать, по грязным делишкам. Ну как так-то? Такой позорный ход, что аж неловко за авторов делается. Вот, смотрите, ЗЛО - оно неискоренимо! Да мы знаем это хорошо, но можно было как-то потоньше это обыграть? Что за зритель-идиот подразумевается?







Теперь о плюсах и минусах сериала. Мне понравилась снежная атмосфера и медлительность эпизодов, показывающих пейзажи вокруг, хотя некоторые относят это к очевидным недостаткам. Опять же плюсую за мистику, связанную с шаманскими преданиями, и некоторые сказочные моменты, оживляющие сюжет, как всегда в таких случаях кто-то может сознательно напускать туману, но зрителя интригуют и допущениями нереального. Актеры все хороши, вообще ни к кому ни одной претензии (что дали, то и сыграли). Очень понравился Цыганов, не скажу, что он играл больше, чем эмоцию в количестве ровно одной штуки, а именно - мрачную замкнутость (на то есть личные причины) гениального следователя, но тут уж претензии к сценарию, если кому-то хочется большего. Сестрам Кутеповым довелось сыграть сиамских близнецов! Не знаю, что и сказать про фантазию сценаристов, но понимаю, что это актерская радость, много ли выпадает артистам таких необычных ролей) Андрей Смоляков хорошо сыграл безутешного отца, довольно выпуклый образ. В целом интрига неплоха, более или менее удачно организованы повороты сюжета, заставляющие подозревать злодеев то там, то тут.









Минусы же таковы. Ну понавешали вы ружей всякого размера и типа по стенам, но стрелять-то они должны? Некоторые линии обрываются в пустоту, и это очень бросается в глаза, некоторые эпизоды незнамо зачем вообще придуманы, а другие - знамо зачем, чтобы связать воедино иначе не связываемое, и это довольно грубо. Музыка.. мне показалось, что она какая-то древняя, хиты нулевых, что там, время в Чангадане остановилось что ли? Кругом интернет и прочие блага цивилизации, а музыка замшелая) Ну и.. черт его знает, куда относить банальную идею, что в Москве лучше, чем не в Москве, многие герои мечтают "в Москву, в Москву", разгонять тоску, и, конечно, это огромная удача выбраться из маленького городка, и как бы, получается "нерезиновая" всех этих удачливых примет, ну и все такое вот лучшее, как следователь Покровский, оно, конечно, в Москве, а не в Чангадане. Ну кто бы сомневался)

В целом - вполне неплохо, не хуже, чем "Мост", но на родной почве (наш римейк "Моста" не видела). Небрежность удручает, но похвальна сама попытка сделать что-то выбивающееся из потока однотипных, по одной мерке скроенных детективов.

фильм-фильм-фильм

Previous post Next post
Up