Мертвец / Dead Man, 1995, реж. Джим Джармуш
Every Night and every Morn
Some to Misery are Born.
Every Morn and every Night
Some are Born to sweet delight.
Some are Born to sweet delight,
Some are Born to Endless Night.
(с) Уильям Блейк
Молодой счетовод Уильям Блейк после смерти родителей едет в далекий городок, получив приглашение на работу. Однако, все пойдет не так, как хотелось бы, мир Дикого Запада недружелюбно встречает чужака, он получает пулю в грудь, а затем начинается странное путешествие в компании спасителя Блейка, индейца по имени Никто, который считает юношу поэтом - Уильямом Блейком, причем мертвым поэтом, и провожает его до переправы в другой мир.
Читала о невиданно глубинных метафизических смыслах этого фильма, философии, символизме, мистических параллелях между образами в фильме и образами, созданными реальным Уильямом Блейком - поэтом, а также связях с древнегреческой мифологией и Данте. А на мой взгляд, это просто великолепный стеб Джармуша, снявшего ленту по собственному сценарию. Гротескные злодеи, бесчувственные жестокие местные царьки, оголтелые охотники за головами, штамп на штампе, прописанные иронично, выпукло и с тончайшим черным юмором (вспомним человеческую руку, только с костерка). Добродушный индеец, с одной стороны, положительный персонаж, а с другой - не сумасшедший ли, таскающий полубесчувственного раненого по диким лесам? В диалогах тоже можно искать глубочайший смысл, а можно не искать, Джармуш, созерцатель повседневной жизни и любитель бестолковых разговоров, подслушанных в реале, и сюда их точно так же переносит, а кто хочет, тот найдет смыслы, там, где их нет, как в бесконечных вопросах индейца про табак. В общем, Джармуш, всю жизнь получающий огромное удовольствие от своего артхаусного кино, в "Мертвеце" делает ровно то же самое, наполнение ленты - забавные фрики и "ниочемные" разговоры.
Однако, фильм-то - шедевр) От начала до конца смотришь его в некоем трансе, созданном первыми же звуками музыки и монотонным движением поезда, в котором едет Уильям навстречу то ли погибели своей, то ли перерождению, и восхищаешься отменной черно-белой картинкой, фотографичностью, кинематографичностью, недосказанностью, легкой тревожностью, тонким юмором, органичностью актеров. Любопытно было пересмотреть спустя несколько лет, помнится, что когда-то и я подозревала в фильме те самые философские смыслы, а сейчас вот такая у меня точка зрения, и огромное восхищение - звезды встали на редкость удачно для Джармуша, ну и на выходе получилась отличная работа, дарящая одни только приятные эмоции и воспоминания о гениальном фильме.
Утешение чужаков / The Comfort of Strangers, 1990, реж. Пол Шредер
Молодая пара англичан проводит отпуск в Венеции. Вроде бы мечта многих - подышать гнилыми испарениями полюбоваться прекрасной архитектурой и покататься на гондоле, но они откровенно скучают друг с другом. Мэри вроде бы хочется к своим маленьким детям, а ее красавец-бойфренд Колин просто меланхолично взирает на венецианские достопримечательности. Но вдруг им встречается весьма странный незнакомец, с ходу рассказывающий в ночном подозрительном баре подробности своей жизни, а потом знакомящий со своей не менее странной женой.
Ох, ну это - ода Руперту Эверетту, камера обожает его, а как иначе, высокий, грациозный, молодой и красивый. Наташа Ричардсон прекрасно его оттеняет, но он, конечно, тут играет первую скрипку. В целом создается очень неплохая атмосфера триллера, медленного, тягучего, завораживающего, Кристофер Уокен внушает неприятные чувства на каком-то физическом уровне в роли этого странноватого незнакомца, Хелен Миррен, играя его загадочную жену, создает атмосферу тайны, которую хочется узнать. А по поводу сюжета так и хочется сказать "не ходите, дети, в Африку гулять" "люди, ну не теряйте настороженности к назойливым незнакомцам на отдыхе и учитесь говорить нет!". Вот как пробирает фильм-то) Как будто вся эта зловещая история на самом деле произошла.
Поздно. Гиганты на башне
Гулко ударили три.
Сердце ночами бесстрашней.
Путник, молчи и смотри.
Город, как голос наяды,
В призрачно-светлом былом,
Кружев узорней аркады,
Воды застыли стеклом.
Верно, скрывают колдуний
Завесы черных гондол
Там, где огни на лагуне -
Тысячи огненных пчел.
Лев на колонне, и ярко
Львиные очи горят,
Держит Евангелье Марка,
Как серафимы, крылат.
А на высотах собора,
Где от мозаики блеск,
Чу, голубиного хора
Вздох, воркованье и плеск.
Может быть, это лишь шутка,
Скал и воды колдовство,
Марево? Путнику жутко,
Вдруг... никого, ничего?
Крикнул. Его не слыхали,
Он, оборвавшись, упал
В зыбкие, бледные дали
Венецианских зеркал.
(с) Николай Гумилев
Путь 29 / Track 29, 1988, реж. Николас Роуг
Лента режиссера Николаса Роуга, запомнившегося мне по его довольно необычному фильму
"Обход" ("Walkabout"), но "Обход" он снимал аж в 1971, а то, что он выдал спустя 17 лет - вот уже где необычный фильм-то! Все начинается вполне благопристойно, семейная пара среднего достатка, свой дом с бассейном, вот только детей нет. Но однажды происходит нечто странное - откуда ни возьмись в город приезжает взрослый сын, утерянный, так сказать, в юности.
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.
(с) Анна Ахматова
Весь фильм пытаешься понять, то ли все это происходит на самом деле, то ли в воображении, то ли кто-то сошел с ума, а, может все сошли с ума, и это их коллективный сон) Очарователен Гари Олдман, он тут молоденький, хорошенький до умопомрачения, однако, персонаж его вызывает массу эмоций от сочувствия и жалости до отвращения. Но это чувствуешь ко всем персонажам, а они друг к другу и это, и много больше. Сплошной фрейдизм, несбывшиеся мечты и нереализованные желания.