Эмад и Рана вполне неплохо живут в Тегеране, но неожиданно им приходится срочно искать новое жилье: из-за соседней стройки стены здания пошли трещинами, жители спешно съехали кто куда. Друг и коллега пары удачно предлагает снять у него квартиру, правда, в ней пока вещи предыдущей жилички, но она скоро их заберет. Факт неприятный, но не слишком, однако, женщина, как оказалось, принимала у себя клиентов, ищущих сексуальных утех, а вот этот факт приведет уже к очень неприятным последствиям - в ожидании мужа Рана откроет дверь, не ответив по домофону, и пойдет в душ, в квартиру поднимется неизвестный и нападет на девушку.
Эта, в сущности, простая история хитроумно завернута в довольно интересную обертку: Эмад и Рана любят театр и по вечерам играют в театре пьесу "Смерть коммивояжера" Артура Миллера, а днем Эмад учительствует, они интеллигентные просвещенные люди, но вынуждены подчиняться иранской цензуре. Так, по ходу сюжета героиня говорит, что она раздета и не может выйти из дома, однако, актриса тщательно одета и застегнута на все пуговицы, а на голове у нее шляпа, да и ждут перед премьерным показом цензоров, те хотят проверить несколько сцен и запретить все фривольное, если таковое обнаружится. Кроме того, несмотря на интеллигентность и образованность, супруги не могут откровенно поговорить друг с другом, Рама психологически травмирована и не хочет идти в полицию, чтобы не рассказывать там об изнасиловании, а Эмад не сразу догадывается, что это произошло, пока сердобольные соседи, прибежавшие на крик и отправившие ее в больницу с окровавленной головой, не намекают ему на то, что его жену изнасиловали.
Эмад начинает самостоятельные поиски негодяя, не зная пока толком, что он будет делать, когда найдет насильника. Все это выглядит несколько натянуто, хотя мотивация Раны понятна - в криминологии известны случаи, когда женщины не заявляют о насилии, стыдясь рассказывать подробности полицейским. Но вот зачем Эмаду разыскивать насильника? Убить, избить, сдать полиции? Даже когда выясняется, что выйти на его след проще простого - обнаружились ключи от фургончика неизвестного, а потом и сам фургончик! - пара не заявляет в полицию, хотя Рана в ужасе и от бурной деятельности супруга, понимая, что месть и самосуд могут привести к непредсказуемым последствиям, а идея личной мести ей в принципе не близка.
[Spoiler (click to open)] Эмад вычисляет нападавшего, и им оказывается не молодой хозяин фургончика, а его без пяти минут тесть, старичок, обожаемый женой и дочерью, уважаемый человек, тайком захаживавшей к бывшей постоялице. Эмад вовсю стыдит его и говорит, что вызовет для обнародования всю семью старичка, тот хватается за сердце, появившаяся Рана говорит о прощении такого жалкого дурака, но Эмад мстит, и мстя его страшна, старичок приходит в чувство, но тут появляется его семья с причитаниями и благодарностями, они уверены, что Эмад вызвал их на помощь захворавшему главе семейства, разыгрываются достоевские страсти, и сердце старичка совсем уж не выдерживает, его тащат к скорой, судьба его неизвестна, но, похоже, не откачают, Рана злится на мужа, но последние кадры показывают, что супруги играют в своем любимом спектакле, пусть и искромсанном исламской цензурой.
Я несколько оторопела от такого поворота событий, до этого гадая, что же будет делать интеллигентный учитель со старым похотливым козлом. Сначала он, подобно тому, как чуть ранее говорит своему ученику, что вызовет его маму, чтобы та посмотрела на эротические фотографии в телефоне подростка, вызывает семью дедка, чтобы пристыдить его перед близкими, а потом умудряется застыдить его и унизить.. до смерти фактически!
Казалось бы, ну а что такого, любая история имеет право на существование.. но из этой истории настолько явно торчат чьи-то хитрые ушки, что совершенно очевидно - продукт фестивальный, несчастные интеллигенты живут в атмосфере тотального стыда и унижения, но, несмотря ни на что, играют в театре пьесу просвещенного драматурга с мировым именем. Подтекст пьесы, кстати, абсолютно не считывается, так как между героями мало общего, и такая натянутая попытка привнести символизм не работает и выглядит фальшиво. Сценарий слабый, лишь последние полчаса фильма вызывают настоящий интерес, яркое драматическое выяснение отношений захватывает, но в предыдущем повествовании куча каких-то необязательных эпизодов, слишком медленно и вязко. Актеры очень приятные, естественные, органичные, но своеобразие фильма заключается и в манере как бы документальной съемки с массой длинных скучных планов. Музыка звучит эээ... никогда?
В целом - я не вижу причины, по которой стоило бы смотреть этот фильм, если только из интереса к творчеству Асгара Фархади. Говорят, его "Развод Надера и Симин" на порядок лучше. Ах да! На улицах Тегерана мелькают упитанные пушистые котики. Разве что ради них?