Выполнив все задуманное в Хибинах, мы довольные и счастливые спустились в Кировск.
Не стану скрывать, но это было первое, какое-никакое, а бездорожье, которое мы преодолевали не ради того, чтобы убедиться в том, что мы не зря сменили автомобиль, а именно в туристических целях. Теперь мы твердо знали, что не будь у нас Нивы, то и не смогли бы мы побывать на берегу
Щучьего озера, да и маловероятно, что посмотрели бы
водопад «Красивый». В такие моменты начинаешь смотреть абсолютно по другому на немалый расход топлива и на низкую скорость передвижения.
Спускались мы в предвкушении дальнейших новых открытий на Кольском полуострове, ведь следующей точкой в нашем маршруте был водопад на реке Титовка, а это значит лишь одно - мы решили побывать на полуостровах Средний и Рыбачий. Что из этого всего вышло, вы узнаете под cut'ом, а пока немного дорожных заметок.
На этом эмоциональном подъеме мы скоропостижно проехали Кировск и только в Апатитах мы поняли, что было бы неплохо пообедать, ведь на часах уже время полдника, а мы только завтракали. На часах 4 часа, мы в Апатитах и мы голодны. Что бы сделал адекватный любитель путешествий, находясь в незнакомом городе? Я не знаю... Лично я решил наступить еще раз на теже грабли, я решил поискать столовые в точках POI в Навител Навигаторе. Одну заправку я так уже "нашел", как вы помните.
Попытка найти первую столовую привела нас в студгородок, что на восточной окраине города. Там все было закрыто и не было даже похоже на то, что здесь можно пообедать случайным прохожим. Не унываем, выбираем вторую точку нашего интереса и оказываемся у печального здания по улице Промышленная... Возможно, лет 25 назад там и была столовая, но сейчас только точка POI в навигаторе. А чтобы сделал адекватный человек? Наверное, он бы попробовал поискать в интернете места общепита в Апатитах.
Ложные выезды меня несколько опечалили, а тут, откуда не возьмись, оказался хлебный ларек и мы решили, что перебьемся пирогами до Мурманска.
А вообще, как заставить себя не бояться тратить время и делать нормальные остановки в пути, чтобы спокойно приготовить обед? Иными словами, питались мы в тот день не очень... А еще, ровно с того дня я больше не ищу информацию в навигаторе.
В Мурманске мы были около 7 вечера. Что-то искать было откровенно влом, поэтому поиск-макдональдс-маршрут построен. Нам повезло, что за последние 2 года в Мурманске понастроили Макдачен и нам не пришлось ехать к Пяти углам, поели мы на Кольском проспекте в Северном Нагорном. Наконец-то, поели.
Перед мостом через Кольский залив пополнили запасы горючего, и теперь нас ждал часовый перегон в сторону КПП у моста через Титовку, который мы прошли ровно в 9 вечера. На КПП у нас проверили паспорта и пропустили. Никаких разрешений на посещение ООПТ "Полуострова Средний и Рыбачий" не спрашивали, хотя заявки на согласование посещения полуостровов мы заполняли в Сети. И так, время 9 и мы всего лишь на КПП. Корректируем план и решаем искать ночлег у знаменитого водопада на Титовке.
С первой же попытки находим козырное место на берегу реки, в сумерках ставим лагерь. В ту ночь на Титовке были мы одни.
Утром, прежде чем покинуть место нашего ночлега, мы решили прогуляться и сделать несколько фотографий.
Река Титовка, в том месте, где был разбит наш лагерь.
1.
2.
А вот и первый, самый знаменитый, каскад Мельничного водопада и руины электростанции.
3.
4.
5.
Руины электростанции и порог водопада.
Про электростанцию удалось найти мало информации, и она оказалась противоречивой:
Здание электростанции на Титовке было построено в 1948 году военными 61-го стрелкового полка для собственных нужд, в 1956 году полк был передислоцирован в район озера Каккуриярви, и станция была заброшена. А второй вариант гласит о том, что электростанция никогда не давала электричества и не смогла бы этого сделать в принципе, т.к. поток воды в Титовке нужно стабилизировать и деаэрировать.
6.
7.
Но красоты Титовки на этом не заканчиваются.
8.
Достаточно немного пройти вдоль берега по течению реки, и вы обнаружите следующую ступень каскада.
9.
Высота падения воды здесь больше, в воздухе холодная водяная взвесь.
10.
Передняя линза объектива практически моментально покрывается мелкими капельками воды.
11.
Внимательный зритель найдет ржавый одноразовый мангал, который стоит практически в водопаде. С одной стороны, здесь хорошо можно рассмотреть экстремальный настрой тех людей, которые здесь жарили мясо на углях. Но что мы видим здесь, если посмотреть с другой стороны? Правильно, очередные следы быдло-туристов, которым наплевать на всех и всё.
12.
Если уж очень хочется оставить след в истории, то можно забраться на кусок скалы посреди водопада и собрать каменную уточку.
13.
Ладно, не будем о грустном. После этой ступени Титовка устремляется навстречу Баренцеву морю.
14.
Кстати, ниже по течению тоже есть водопад, но к нему мы не ходили.
15.
А теперь пора возвращаться к машине и выдвигаться на полуостров Средний.
16.
Проехали мы не далеко. Буквально через 4 км мы вышли смотреть водопад на реке Юринга.
17.
Водопад оказался очень живописным. Мне он понравился даже чем-то больше, чем Мельничный на Титовке.
18.
Бурлящая вода после водопада.
19.
И тут я вспомнил, что неплохо дополняют интересный пост панорамы. Вспомнил и сделал.
20.
Едем дальше.
А дальше у нас перевал Муста-тунтури, что в переводе с финского значит Черная безлесная гора.
21.
Помню, как когда-то читал, что без внедорожника даже этот перевал не преодолеть. Но осенью 2016 года каким-то труднопроходимым он мне не показался. В GPS-треке значится максимальная высота подъема около 270 метров.
22.
Вид на Мотовский залив. Слева виднеется фрагмент полуострова Средний, а вдали - Рыбачий.
23.
По нашему плану мы должны были к закату добраться к "Двум братьям" и там переночевать.
Проезжаем мы по восточному берегу Средний, а перед перешейком Малый волок уходим влево, на запад. Дорога до перешейка проезжается без проблем на Жигулях.
После поворота на дороге начинаются лужи, а точнее участки дороги, полностью залитые водой от края до края. Проходим их ходом, не разведывая. Луж становится все больше, лужи становятся все длиннее и глубже.
Не спеша мы добрались до лайтового брода, через реку Выкат. Мы посмотрели на эту бурлящую стремительную воды и не поняли, что же тут лайтового. Глубину я даже измерять не стал, т.к. боялся что унесет течением на камни. Окей, едем дальше, едем к разрушенному мосту... С надеждой, а вдруг...
И вот там было по-настоящему жарко... Чуть не доезжая противоположного берега, из воды торчит небольшой фрагмент кузова пикапа Nissan NP300, а на берегу разжигают костер члены его экипажа.
Я стал внимательно разглядывать карту. Выглядел вариант проезда в сторону Земляного, а от него уже на западный берег. Почему-то тогда я не рассматривал вариант возвращения назад, чтобы сделать попытку проехать к "Двум братьям" понизу Среднего. Выдвигаемся в сторону Земляного, раз лужа, два лужа... Короче, в пятой луже вода стала доходить до середины капоты, а я просто взял и в этой луже остановился и включил задний ход. Сантехшноркель у меня не вызывал 100%-го доверия, а мысль о затоплении салона портила настроение, не говоря уже о гидроударе...
План на сегодня был немедленно пересмотрен. Решили отправиться на Рыбачий, а по поводу "Братьев" подумаем на обратном пути.
Едем обратно к перешейку, погода шепчет...
24.
На Рыбачем оказалось также много луж и не меньше бродов. Тут уже без вариантов - надеваю заброды и прохожу все водные преграды, где не видно глубины.
25.
Наверное, самым серьезным препятствием по дороге к Вайдагубскому маяку стал брод, через Червяной ручей. Проходили мы его у берега во время отлива. Также часть дороги ехали по песчаному берегу...
И вот виднеется Вайдагубский маяк на Немецком мысе, но мы хотим добраться на мыс Кекурский.
26.
Но попасть и на него, нам было не суждено. Добрались мы до очередной-лужи-брода по пути к мысу. Я вышел, надел заброды и померил глубины и оценил качество дна. Не понравилось мне и то и другое. Воды было реально дохрена везде, где она только могла быть. Рисковать и ехать одной машиной мы не хотели. И, конечно же, поблизости никого кроме нас и не было. Решили не ехать. Устроили привал на сложенных в штабель дорожных плитах и решили вернуться обратно к маяку.
На Немецком мысу, как назло, выглянуло солнце. А я ведь так хотел встретить закат у "Двух братьев"...
27.
Мы покатались по окрестностям в поисках места, где нам бы захотелось поставить палатку. Но место найти никак не могли... И виной всему этому были неудачи, которые мы потерпели на полуостровах. Все было не то и не так...
И только лишь маяк по-прежнему радовал. Маяки я очень люблю, а этот маяк я видел впервые, а значит точно приехали не зря. Даже панораму сделал...
28.
Мы довольно далеко уехали от Вайдагубы по западному берегу Рыбачьего. Полевая (тундровая) дорога начала теряться, а месить тундры я не хотел и мы решили не ночевать на Рыбачем вообще, а пока не пришел прилив вернуться на "твердую землю".
29.
Вернулись мы в половину второго ночи на то же самое место на берегу Титовки.
Если подвести итог, то Средний и Рыбачий "взять" не удалось, и это не смотря на посещение Немецкого мыса, который как самая северная точка европейской части России ежегодно приманивает к себе множество посетителей, которым достаточно побывать на этой самой северной точке. Мы тоже на ней побывали, но нас интересовали именно природные красоты полуостровов, а до них мы не добрались...
Где-то возможно я действительно всего лишь перебдел, но путешествие одним экипажем не располагает к необдуманному риску.
На момент, когда мы возвращались в ночи обратно, мы с Дарьей вообще не понимали, чем так хорош этот Рыбачий... Тундра и огромное количество мусора в ней.
Но потом, когда боль поражения утихла, мы решили, что когда-нибудь, когда "подрастем", то обязательно вернемся и посетим и "Братьев" и Кекурский, а может быть и даже больше...
Читайте все записи о
KolaWhiteTrip'16:
[KolaWhiteTrip'16]. Карелия. Начало. [KolaWhiteTrip'16]. Хибины. Щучье озеро. Ну, здравствуй, Кольский! [KolaWhiteTrip'16]. Хибины. «Красивый» водопад на реке Рисйок и др.