Фёдор Страхов. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО КАК ПИСАТЕЛЯ, МЫСЛИТЕЛЯ И ПРАВЕДНИКА (1921)

Jan 22, 2017 18:00



Фёдор Страхов
О  НЕКОТОРЫХ  ОСОБЕННОСТЯХ  ТОЛСТОГО 
КАК  ПИСАТЕЛЯ-ХУДОЖНИКА, 
МЫСЛИТЕЛЯ-ФИЛОСОФА 
И  ЧЕЛОВЕКА-ПРАВЕДНИКА.

(ИСТОЧНИК:
Голос Толстого и Единение и Истинная Свобода.
- Соединённый выпуск журналов,
посвящённый 10-летию смерти Л.Н. Толстого.
- М., 1920. - С. 18 - 22)

Трудно найти человека, который обладал бы такой  всеобъемлющей  душой, как  Л.  Н.  Толстой,  п<отому>  ч<то>  нет  той  стороны  жизни,  нет  той  отрасли  человеческой духовной  деятельности,  которая  не  нашла  бы  в  нём  своего отражения  и  так  или иначе  не  была  бы  затронута в  его  писаниях;  нет  того  характера,  того типа  человеческого, который  не  был  бы  воспроизведен  Толстым  в  его  художественном
творчестве.
    Но  из  того,  что  люди  были  так  близки  к  Толстому,  не следует, чтобы  и он был  всегда  одинаково  близок и понятен  всем  нам.  Он-то  обладал  необыкновенным,  божественным даром переноситься  в  другого  человека,  понимать его  в  сокровеннейших  движениях  его души, но  мы-то  далеко  не  одинаково  способны  понимать  его,  и  поэтому  каждый  из  нас  часто  подходит  к  Толстому  лишь  с  той стороны,  с  какой  он  доступен  его  пониманию.
    И  вот  я  хочу  здесь  попытаться  наметить  в  общих  чертах  те  стороны  души Толстого, через  которые  люди  разного  образа  мыслей  имеют  к  нему  доступ и  благодаря  которым  могут  более  или  менее  понимать  и  ценить  его.
    Мы  признаём  в  Толстом  или  порознь,  или  в  том  или  ином  сочетании,  следующие  стороны  его  души.  Он  для  нас  является  либо ПИСАТЕЛЕМ  ХУДОЖНИКОМ, либо  МЫСЛИТЕЛЕМ МУДРЕЦОМ ФИЛОСОФОМ  и  в  связи  с  этим  религиозным  реформатором  пророком,  либо,  наконец, ПРОСТО  ЧЕЛОВЕКОМ, стремившимся  так  или  иначе  к  доброй  и  праведной  жизни.
    Но  кем  был  для  нас  ни  являлся  Толстой,  какую  бы  из указанных  трёх  сто-

19

рон  мы  в  нём  ни  признавали, отрицая остальные, они всё-таки  существуют  в нём ВСЕ ПОЛНОСТЬЮ и в каждую из них  он  внёс  специфические  особенности,  в каждой  ярко  и  резко  проявил  присущие  ему  одному  отличительные  черты,  существенно  отличающие  его  от  всех  других  писателей  художников,  мыслителей-философов  и  людей  праведников.
    Посмотрим  же,  в  чём  выразились  в  Толстом  эти  характерные  для  него  особенности.

I.Главная  особенность  Толстого,  как  писателя-художника, - в  том,  что,  несмотря  на  то,  что  он  обладал  громадным,  превзошедшим  всякую  обычную  меру, талантом,  он,  как  человек, всё-таки БЫЛ  ВЫШЕ СВОЕГО ТАЛАНТА. И вот эта-то, по-видимому, мало  значущая  особенность  Толстого,  как  писателя,  на  самом  деле имела  огромное  значение  для  всех  его  произведений и преимущественно  для  художественных  Особенность  эта - в  том,  что  мощный  дух  Толстого  отразился в его художественных произведениях  необыкновенным богатством  их  идейного  содержания, - богатством,  выразившимся  в  том,  что  главные  герои этих произведений были неутомимыми  искателями  истины  и  смысла  жизни.  Правда,  благодаря этой  своей  особенности,  Толстой  нередко  подвергался упрёкам  в  так  называемой  тенденциозности;  но,  если  мы  будем  понимать  тенденциозность  не  в  ходячем,  а в  правильном  значении  этого  слова,  по  которому  необходимо  строго  отличать её от  истинной  идейности,  то  увидим,  насколько  эти  упреки  были  несправедливы
именно  по  отношению  ко  Л.  Н  чу.
    Ведь что такое ИДЕЙНОЕ художественное  произведение? Это такое художественное произведение,  в  которое  вложено  известное  нравственное  содержание, причём  содержание  это  вполне  гармонирует  с  воплощающей  его  художественной формой,  т.  е.  находит  в  ней  соответствующее  себе  полное  воплощение.
    ТЕНДЕНЦИОЗНЫМ  же  произведение  будет  тогда,  когда  гармония  эта  будет  в нём  нарушена  в  смысле  перевеса  сухого  замысла  над  воплощающей  его  живой формой.  Тенденциозность  в  истинном  значении  этого  слова - это,  так  сказать,  видимость,  оголённость  авторского  замысла  из -под  плохо  воплощающих  его  образов,  совершенно  подобная  оголённости  проволочного  каркаса  из -под  цветов  и тканей,  которые  должны  его  покрывать.
    При  таком  определении  понятия  тенденциозности  ясно,  что  Толстой  был свободен  от  упрёков  в  ней.       Владея в неподражаемом совершенстве  художественной  формой,  в  которую  он  облекал  свои  мысли  и  литературные  замыслы,  Л.  Н. никогда  не  позволял  себе  искусственно  навязывать  их  своим  читателям,  а  всегда  достигал  того,  что  они  воспринимаюсь  ими  как естественные,  самостоятельные  и  притом  невольные  выводы  из  прочитанного.
    Вот  в  каком  смысле  Толстой  был  застрахован  от  упрёков  в  тенденциозности  в  истинном  значении  этого  слова.  Что  же  касается  тенденциозности  в  обычном,  ходячем  смысле,  то  я  охотно  признаю,  что  Толстой  был  гораздо менее свободен  от  неё,  нежели  многие  талантливые  писатели,  стоящие ниже  своего  литературного  дарования.  У  этих  представителей  чистой  эстетики  каркас  идейного содержания  действительно  никогда  не  выступает  из-под  обильных  цветов  художественных  образов;  но  эго  не  потому,  чтобы  эти  образы  были  полным,  живым воплощением своего  идейного  содержания,  а  по  простой  причине  мизерности  или даже  полного  отсутствия  каркаса, т. е.  внутреннего  содержания. Само  собой  разумеется,  что  заслуги  в  таком  свободном  от  тенденциозности  художественном творчестве  так  же  мало,  как,  например,  в  отсутствии  близорукости  у  слепых  или хромоты  у  безногих.  И,  разумеется,  Толстой  чужд  был  такой  отрицательной  заслуги.  Положительная  же  главная  заслуга  и  особенность  Толстого,  как  писателя  и  художника,- в  том,  что  при  указанном  преобладании  в  нём  человека  над писателем-художником,  он  всё  же  благодаря  громадному  дару  художественного изображения,  избежал  тенденциозности  в  истинном  значении  этого  слова.

II. Перейду  теперь  к  определению  особенности  Толстого  как  мыслителя  философа.  Вряд  ли  найдутся теперь  люди,  которые  не  признавали  бы  Толстого  за

20

мыслителя,  искателя  правды  и  смысла  жизни;  весьма  многие  признают  его  за мудреца,  даже  пророка,  но  вместе  с  тем  очень  многие  не  признают  его  за  философа  в  общепринятом  значении  этого  слова.  Почему  это?  Потому  что  у  Толстого  не  было  философской  системы,  не  было  выработано  так  называемой  философемы.  Действительно,  Толстой  никогда  не  занимался  составлением  философской системы.  И  вот  когда  я  раз  обратился  к  нему  с  заявлением,  что  за это  отсутствие  системы  его  не  считают  настоящим  философом,  он  сказал  мне  на  это  следующее:
    - А  я  считаю  себе  за  достоинство  как  раз  то  самое,  что  мне  вменяется  в недостаток.
    - Как  так?- удивился  я.
    -   Ведь  эти  патентованные  философы  что  делают, - продолжал  Л.  Н .- они во  что  бы  то  ни  стало  задаются  целью  построить  свою  собственную  систему, да­же  не  позаботившись  предварительно  о  том,  хватит  или  не  хватит  у  них  на  неё материала.  И  благодаря  этому  с  ними  случается  то  же  самое,  что  с  плохими  каменщиками,  которые  принялись  бы  класть  свод  известной  величины,  не  позаботившись  заранее  припасти  нужное  для  этого  количество  материала.  В  конце концов  у  них  не  хватает  камней,  и  они  чего только  не  напихивают  в  пустующие промежутки  своего  свода.  Так  и  наши  философы,  Бог  знает,  чем  заполняют  пустеющие  промежутки  своей  заранее  принятой  схемы.  Нет,  Бог  с  ней  со  схемой! Она  бы  меня  стесняла,  не  давала  бы  работать.  Ведь  нужно  только  одно:  серьёзно  и  искренно  мыслить,  а  стройность  и  цельность,- то,  что  называется  системой, сами собой  приложатся  при  этом.  Если  же  не всё до конца будет мною продумано, если  окажутся  пробелы  в  своде, - это  не  беда.  Бог даст,  заполнятся  и  они, - если не мною, то другими мыслителями,  описывающими  окружность  свода  из  того  же центра  и  тем  же  радиусом.
    Вот какое серьёзное значение придавал Л. Н.  выражению  мыслей,  хотя  бы и в цельных сочинениях,  но  именно  вне  философских,  заранее  составленных  систем.  Оно  и  понятно,  что  ему,  как  великому  художнику  и  свободному  мыслителю, претила  всякая  программа,  всякое  предначертание,  как  в  самой  жизни,  так  равно  и  в  литературном  творчестве.
    «Не  клянись,  не  обещайся,  не  связывай  свою  волю  вперед,  ибо  ты  не  можешь  предначертать направление  своего  духовного  роста», - предостерегал  он  человека,  склоняющегося  подчиниться  общественным  требованиям.
   «Не  пиши  философских  систем,  этих  искусственных  построений  с  придуманной  связью  между  частями  и  часто  явными  отступлениями  от  истины  ради соблюдения  стройности  целого  учения», - говорил  он  в  назидание  всем  современным  и  будущим  философам  и  мыслителям.
    Но,  при  всём  своём  ясном  нерасположении  к  искусственным  философским системам, Л.  Н.  тем  не  менее  НE  БЫЛ  САМ  ЧУЖД  ИСТИННОЙ,  ВНУТРЕННЕЙ И  ПОТОМУ  НЕ  СРАЗУ  ЗАМЕЧАЕМОЙ  СИСТЕМЫ,  т.  е.  такой,  в  которую  у  серьёзно, искренно  и  свободно  мыслящего  человека  мысли  сами  собой,  как  химические  элементы  в  кристаллы,  стройно  складываются  в  определённые  формы.  И  в  такую внутреннюю,  стройную  систему  сами  собой  складываются  все  мысли  Л.  Н-ча,  как бы  отрывочно-разрознено  они  ни  были  им  высказаны.  Причина  этого  свойства мыслей  Л.  Н-ча  кроется  в  том,  что  он  все  силы  своего  мышления  направлял  на построение  цельного  и  стройного  миросозерцания,  благодаря  чему  все  его  мысли, как  радиусы  одной  окружности,  исходят  из  одного  центра.
    Вот  в  чём  состояла  особенность  Толстого  как  мыслителя  философа.

III. Остаётся  ещё  сказать  несколько  слов  об  особенностях  Толстого  как  человека.
    Насколько,  как  мы  видели  выше,  люди  склонны  незаслуженно  упрекать  Л. Н-ча; КАК  ПИСАТЕЛЯ, - в  тенденциозности  его  художественных  произведений, КАК МЫСЛИТЕЛЯ - в  несистематичности  его  философского  мышления,  настолько  же люди  склонны  были  его, КАК ПРОСТО ЧЕЛОВЕКА  подвергать  упрёку в ПРОТИВОРЕ-

21

ЧИИ СЛОВА  С  ДЕЛОМ, - упрёку,  столь  близкому  к  сомнению  в  искренности  его  стремлений  к  доброй  и  праведной  жизни.
    Обоснованием  для  этого  упрёка,  как  известно,  послужило  больше  всего  то, что  он,  высказываясь  в  большинстве  своих  последних  писаний  за  простую,  трудовую  жизнь,  за  жизнь  по  принципу  „трудами  рук  своих", тем  не  менее  почему-то  продолжал  жить  в  привычной  ему  барской  обстановке. Одним  словом,  его, как  человека,  обвиняли  в  противоречии  слова  с  делом,- обвиняли  в  том,  что  он говорит  одно,  а  делает  другое.
    И  действительно,  для  человека,  наблюдавшего  жизнь  Л.  Н.  со  стороны, для  человека,  непосвящённого  в  интимную  жизнь  Л.  Н.  и,  главное,  незнакомого с  религиозно-нравственным  его  миросозерцанием,  это  противоречие  могло  казаться  явным  признаком  его  неискренности  и  даже  фарисейства.
    Для  человека  же,  хоть  несколько  знакомого  с  интимной  стороной  жизни Л.  Н.,  а  главное,  разделяющего  его  религиозно  нравственное  миросозерцание,  во 1-х,  не  может  не  быть  понятно  некоторое  неизбежное  РАСХОЖДЕНИЕ  живого  и потому  движущегося,  совершенствующегося  сознания  с  отстающими  от  него  мёртвыми  формами  жизни,  и  во  2-х,  должно  быть  известно  отрицательное  отношение  Л.  Н.  к  обычной  склонности  людей,  привыкших  жить  только  своей  земной временной  жизнью, - т.  е.  только  в  прошедшем  и  будущем,  а  не  в  настоящем, - к  склонности  таких  людей  приписывать  слишком  большое  значение  внешним  условиям  и  обстоятельствам  этой  жизни,  а  главное,  придавать  первенствующее значение ВНЕШНЕМУ  ПЕРЕУСТРОЙСТВУ  ФОРМ   ЕЁ  при  попытках  её  улучшения,  совершенствования.  Требуя  от  человека  направления  всех  его  духовных  сил  на  внутреннее,  нравственное  его  изменение,  вытекающее  из  духовного  совершенствования,  Л  Н.  верил,  что  надлежащую  ценность  будет  иметь  такое  внешнее  изменение  формы,  или  устройства  жизни,  которое  будет  естественно  и  потому  неизбежно вытекает  из  этого ВНУТРЕННЕГО  изменения.  Всякие  же  внешние  приёмы  переустройства  как  частной,  так  и  общественной  жизни,  вытекающие  из  искусственных,
чисто  рассудочных  решений  и  предписаний,  не  только  не  желательны,  но  ещё и  вредят  истинному  духовному  росту  человека,  а  также  общественному  прогрессу.
    Вот  что  мы  находим  по  этому  вопросу  у  Л.  Н  ча  в  одном  из  его  писем  к человеку,  обвинявшему  его  в  вышеуказанном  противоречии  слова  с  делом.
    «Обыкновенно  человек, - пишет  Л  Н., - познав  истину, застаёт  себя  в  известном,  далеком  от  этой  истины,  мирском  положении,  в  связях,  узлами  завязанных и  мёртвыми  петлями,  нашими  грехами  затянутых  с  людьми  мира. И  человеку,  познавшему  истину,  прежде  всего  представляется,  что  главное,  что  он  должен  сделать,  состоит  в  том,  чтобы  сейчас же,  во  что  бы  то  ни  стало,  выйти  из  тех  условий,  в  которых  он  находится,  и  поставить  себя  в  такие  условия,  находясь  в которых  ясно  видно  было  бы  людям,  что  я  живу  по  закону  Христа,  и  жить  в этих  условиях,  показывая  людям  пример  истинной  христианской  жизни.
    Но  это  не  так;  требования  совести  не  состоят  в  том,  чтобы  быть  в  этом или  другом  положении,  а  в  том,  чтобы  жить,  не  нарушая  любви  к  Богу  и ближнему.  Но  всякий  христианин,  среди  мирских  людей,  находится  в  таких условиях, что  для  того,  чтобы  ему  приблизиться  к  этому  положению,  ему  надо прежде распутывать  узлы  своих  прежних  грехов,  которыми  он  связан  с  людьми,  и  потому главная  и  первая  задача  его - в  том,  чтобы  по  закону  любви  к  Богу  и  ближнему распутывать  эти  узлы,  а  не  затягивать  их,  и,  главное,  не  делать  больно  тем,  с кем  он  связан.
    Дело  христианина  не  в  каком-нибудь  известном  положении:  в  положении земледельца,  монаха и  т.  п., а  в  исполнении  воли  Бога.  Воля  же  Бога -  в  том,
чтобы  во  всяком  положении,  на  все  требования  жизни  отвечать  так,  как  того требует  любовь  к  Богу и  людям.  И  потому определять близость или  отдалённость себя  или  других  от идеала Христа  никак  нельзя  по  тому  положению,  в  котором находится  человек,  а  по  степени  его  усилия  осуществления  закона  Бога.
    Важно  не  положение, в  котором  находится  человек,  а  те  поступки, которые

22

привели  его  в  то  положение,  в  котором  он  находится;  судьёй  же  в  этих  поступках  может  быть  только  он  сам  и  Бог.
    Но скажут: «поэтому человек, исповедуя  христианское  учение,  может,  под предлогом  того,  что  он  не  хочет  оскорбить  близких  людей,  продолжать жить греховной  жизнью,  оправдывая  себя  мнимой  любовью  к  Богу  и  ближнему'».  Да  может,  но  точно  так  же  может,  как  и  человек,  который,  устроив  себе  безгрешное (или  кажущееся  ему  таковым)  положение  земледельца,  монаха,  может жить в нём только для того,  чтобы  хвалиться этим  положением  перед  людьми.  В  том и  другом  случае  суждение  невозможно,  и  в  том  и  другом  случае опасность одинакова. Для  первого опасность  в  том,  что,  продолжая  жить  ради  любви  к  людям  в  мирских  условиях  жизни,  соблазняешься  этими  мирскими  условиями  и  пользуешься ими  не  потому,  что  не  можешь  иначе, а по свой  слабости,  это я испытываю часто; для  второго  опасность  -  в  том,  что,  поставив  себя  сразу  в  те  условия  жизни, которые  считаешь  праведными,  живёшь  в  этих  условиях, не  стараясь  идти  вперёд к  совершенству  любви,  а  гордясь  своим  положением,  презирая  и  не  любя  всех тех, которые не находятся в этом положении; испытывал  я  и это, только не  так  часто.
    Путь - узкий  в  обоих  случаях,  и  знает  о  том,- стоит ли он на пути, только тот, кто идёт, и Бог».

(Из  писем,  6  февраля  1890  г.).

Как  видите, письмо  это  даёт  глубокое  и  верное  объяснение  тех  причин,  по которым  Л.  Н.  не  только  не  торопился  произвести  во  что  бы  то  ни  стало внешнее  изменение  своей  жизни,  но  ещё  и  осуждал такие поспешные изменения, когда они  предпринимались  другими  людьми.  В  письме  этом  ясно  выражены  те  веские соображения,  которые  заставляли  Л.  Н-ча  колебаться  между  двумя,  взаимно  исключающими  друг  друга,  равно  обязательными  для  него,  требованиями:  требованиями  любви  к  семье  и  долгом  слезть  с  шеи  народа,  на  которой  всею  своею тяжестью  лежал  материальный  избыток  барской  жизни  этой  семьи.  Вот  те  нравственные  колебания,  которые  заставляли  весы совести  Л.  Н-ча  долгие  годы  держаться  в  горизонтальном  положении,  не  давая  перевеса  ни  в  ту,  ни  в  другую сторону.
    И  наличность  этих  нравственных  колебаний  Л.  Н-ча  и  отнимает  всякое основание  к  сомнению  в  его  искренности  и  уничтожает  малейшую  тень  к  подозрению  его  в  лицемерии  или  фарисействе.  А  раз  не  было  у  Толстого  ни  лицемерия,  ни  фарисейства,  а  было  одно  только  искреннее  желание,  наилучшим образом познав  волю  Божью,  исполнить её, то  какое же  может быть основание НE ПРИЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА  ПРАВЕДНИКОМ  только  потому,  что  эта  его  праведность  выразилась  не  в обычной  шаблонной  форме  поспешного  изменения  внешних  условий  жизни,  а  в тяжёлом,  длительном  подвиге  его  жизни,  вытекавшем  из  трагизма  его колебания между  долгом  перед  семьёй  и  перед  народом.
    Нет,  Толстой  был ИСТИННЫЙ,  великий  ПРАВЕДНИК,  не  смотря  на  противоречие  между  жизнью  и  сознанием  или,  скорее, благодаря  этому,  мучившему  его, противоречию.
    Толстой  был ИСТИННЫЙ  и  великий  мудрец  и  ФИЛОСОФ,  несмотря  на  отсутствие  у  него  общепринятой  философской  системы.
    И,  наконец,  Толстой был истинный ИДЕЙНЫЙ и великий ПИСАТЕЛЬ-ХУДОЖНИК, несмотря на  кажущуюся многим тенденциозность его  художественных  произведений.

___________
 

система, тенденциозность, мыслитель, искренность, Фёдор Страхов, писатель, философия, Лев Николаевич Толстой, христианство, праведность

Previous post Next post
Up