И. И. Горбунов - Посадов. БРОСАЙТЕ БОЖЬИ ИСКРЫ (Письмо к петроградским братьям, 1 апреля 1917 г.)

Mar 10, 2016 11:38

     (ИСТОЧНИК: Обновление жизни. - 1917. - № 2. - С. 11 - 13)



Милые, дорогие братья! Среди шума расторгающихся цепей необходимо, по моему, теперь, не забывая о всегда главнейшем - о деятельнейшей работе над самим собой, над освобождением и возвышением своей души, - наряду с этим необходимо направить деятельные, соединённые усилия на то, чтобы, при открывшейся теперь возможности, при всех наших скромных силах, возможно шире раздался бы голос истинного всеобщего братства, истинного равенства, истинной свободы, исключающей всякое насилие человека над человеком во имя чего бы то ни было, - голос, зовущий ко всеобщей любви и великому всеобщему в ней единению, голос Христа, голос Толстого, голос всех великих апостолов истиннейшего братства, равенства и свободы. Страшно нужно, чтобы во всей чистоте, силе и любовности своей зазвучал бы этот голос везде, где возможно. Раскрывают теперь широко двери секты, задавленные ранее в своей работе, начнут приспособляться и говорить новые речи церкви, но надо, чтобы над всеми сектами, церквами, партиями зазвучало бы то великое, что зовёт всех к соединенію в Единой Душе.

Если силы y нас, может быть, и слабые, если, может быть, и нет меж нами братьев с могучим голосом души, то зато y нас есть чудные писания и проповеди всенародные Христа, Толстого и подобные им. И вот надо, чтобы в живом чтеньи, чрез живые братские уста, в живой, одухотворённой беседе зазвучали бы широко и громко эти проповеди.

Выберите из себя наиболее осведомлённых друзей, которые намечали бы, что всего более подходит для чтения, для беседы из писаний Толстого и прочих, - пусть это будет и проза и хорошие, возвышающие, наполняющие душу пламенем истины и любви стихи и песни, и пусть все, кто только может из друзей наших, устраивают маленькие ли, большие ли собрания. Если большие - прекрасно. Если маленькие, но проникновенные - чудесно. Конечно, радостнее как можно большему числу братьев не знающих передать об истине, но всё же главное дело не в числе, a в духовной проникновенности таких собраний.

Надо, чтобы был определённый в неделю день и час, широко распахнуть для всех двери и напечатать в газетах объявление, что с такого-то времени, еженедельно - что ли - по таким-то дням и часам там-то приглашаются на чтение и беседу все, кто сочувствует свободному христианству в духе Льва Толстого. И если в других районах города найдутся сколько-нибудь вмещающие помещения, то и там в разные дни. Если других не найдется помещений, напечатайте в газетах призыв, не найдутся ли люди, которые пожелают их дать. Я уверен. что найдутся. Надо только действовать энергично.

Часть вечера отводить под чтение и пение, - очень важно постепенно организовать свой хор, который брал бы из песен поэтов и сектантов только бы всех объединяющее, ясное, чистое, великое; к участию в таком хоре также пригласить желающих через газеты. Часть вечера посвящать живой беседе, на которой могли бы все высказаться: пусть говорят и противники истинного христианства, пусть оно будет предметом общего обсуждения, пусть всякое чужое мнение выслушивается только братски любовно, и обсуждение будет всегда лишь братское.

Среди борьбы партий, среди криков газет, в которых, - как пишет один товарищ, свирепствуют партийные и военные страсти, - да раздастся голос любовной истины, да зазвучит братская беседа об истине, где каждое слово и противника будет выслушиваться братски, с уважением и истинною терпимостью, что должно быть основою наших собраний. Никакого узкого духа религиозной партийности, никакого сектантства!

При таких собраніях должна всегда открываться походная продажа соответствующей литературы.

Очень хорошо бы, если бы друзьям удалось устроить такие собрания в пригородных рабочих районах, не смущаясь, если встретят и холодное сначала отношение, не смущаясь ничем.

И сейчас мы с нашим отношением к войне и к насилию вообще идём против течения. По этому поводу скажу словами Алексея Толстого: „Дружно гребите, друзья, против течения!"

Но ведь нас-то несёт Великое течение Любви, истинного Братства и Истинной Свободы!

Смелей же, одушевлённее, упорнее вперёд, дорогие друзья, и да развернутся и поднимутся над миром знамёна Любви и Великого Единения!

Но повторяю то, с чего начал. Я не зову вас отдаться исключительно пропаганде. Повторяю, что главное дело жизни - это возвышеніе, усиление в себе Бога Любви. Но на ряду с этим мы должны широко раскрывать братьям возможность познания той Истины, по которой изголодалась душа человеческая и которую только в таком несовершенном, неполном виде дают другие учения, примешивая к ней часто совершенно ей противоположное.

Брат Борис Яковлевич расскажет вам о том, что y нас происходит. Есть y нас несколько начинаний, мало ещё сил, но, Бог даст, прибудет. Все, в ком есть вера, сила, стремление, должны работать. Жалею, что не могу свалить с плеч 10-ти хотя бы годов. Падаю почти что от усталости, a так хотелось бы работать всё больше и больше!

Работайте, друзья! He смущайтесь силами своими, талантами: работающему Бог прибавит - даст силы; любящему даст еще любви; стремящемуся всей душой ещё воспламенит его стремления. Помните, что каждое усилие к приближению Царства Истины так нужно и дорого! Единитесь крепче, поіщерживайте друг друга, плетите крепче свою сеть любви и закидывайте её смело кругом себя, и вы получите новых товарищей и сотрѵдников.

Вам скажут: не до Бога сейчас! He до любви! - Нет, именно-то сейчас (как и всегда) Его голос страшно всего более нужен. Свет любви всего необходимее. В работе Льва Николаевича выяснение Божьей Истины достигло пока своей вершины. Ведите же людей к этому источнику!

Вместе же с этим плечо к плечу будем помогать друг другу всеми силами стремиться делать важнейшее - всеми силами стараться осуществлять в жизни то. к чему мы стремимся.

Вера без дел мертва. Слово без дел безжизненно. Но и слово нужно, и до чего нужно! Когда узнают его другие, - из них выйдут такие, которые, может быть, и осуществят его во всей полноте.

Кругом во всех спит задавленное божественное. Бросайте Божьи искры, и они вызовут в ответ Божий огонь, Божье пламя, спящее пока в душах.

Простите за лихорадочную набросанность этих строк. Страшно спешу, но страшно хочется написать всем вам, дорогим петроградским братьям и сестрам.

Любящий ваш брат и друг
1 апреля 1917 года. И. Горбунов-Посадов.

_____________________________________

вера, проповедь, просвещение, пропаганда, революция, любовь, религия, единение, народ, переворот, Л.Н.Толстой, Горбунов-Посадов, христианство

Previous post Next post
Up