К проблеме "закона Димы Яковлева": из истории русских детей как заложников политики правительства.

Jan 02, 2013 12:12



Не учащиеся на мерзостях своей истории обречены повторять их).
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

П.И. Бирюков, биограф Л.Н. Толстого:
Это были последние годы управления Победоносцева, и он, замечая шатание основ, старался, а подчиненные ему люди старались сугубо, водворить православие всеми доступными им средствами, причем в выборе этих средств они стеснялись очень мало. Одно из таких жестоких средств, редко практиковавшихся, но время от времени пускавшихся в ход, было отнятие детей от родителей, замеченных в уклонении от православия, и передача этих детей в "надёжные руки".

В 1890 году Д.А. Хилков, князь и гвардейский офицер, пришёл к вере в учение Христа, отказался от своих имений и привилегий и был сослан в Закавказье за свои религиозные убеждения. С ним произошла по-настоящему трагическая история, которая не могла оставить равнодушным Толстого. "По высочайшему повелению" дети князя Хилкова были насильственно против воли родителей окрещены в православную веру при содействии И. Кронштадского и увезены их бабушкой княгиней Ю.П. Хилковой матерью князя в Петербург, чтобы воспитать их как положено дворянам и сделать наследниками "состояния".

Л.Н. Толстой активно включается в дело спасения детей Хилкова. 5 ноября 1893 года он отправляет утешительное письмо Д.А. Хилкову, а затем пишет его матери и просит её одуматься и вернуть детей. Не получив положительного ответа на свою просьбу в январе 1894 года Толстой отправляет письмо императору Александру III и министру императорского двора И.И. Воронцову-Дашкову о детях Хилкова. Письмо от имени Льва Николаевича было передано министром царю. В послании Л.Н. Толстого, адресованном государю, в частности, говорилось: "...Всякие гонения за веру,: которые с особой жестокостью производят у нас в последнее время, не только не достигают своей цели, но, напротив, роняют в глазах людей ту церковь, для поддержания которой совершаются нехристианские дела".

С течением времени, иноверцы привыкли видеть в Толстом своего верного друга и защитника, к которому они свободно обращались в трудные минуты своей жизни, и всегда находили поддержку и помощь. 8 мая 1897 года к Толстому в Ясную Поляну приехали самарские молокане: В.И. Токарев и В.Т. Чипилев просили совета и помощи в деле возвращения, отнятых у них детей. Местная власть, выполняя предписания правительства, в том, что все люди обязаны воспитываться в православной вере, направили ночью в деревню урядника с полицейскими. В результате, в нескольких семьях были взяты дети, в том числе, и малолетние, чтобы поселить их в монастыре.

Толстой начал сразу действовать. 10 мая были написаны и отданы ходакам письма к Николаю II, А.В. Олсуфьеву (помощнику командующего императорской главной квартирой), К.О. Хису (воспитателю Николая II и его братьев, учителю английского языка), А.С. Танееву (главноуправляющему императорской канцелярией, дяде композитора), А.А. Толстой (родственнице Л.Н. Толстого, фрейлине императорского двора). Составлено было письмо к сыну Льву для Великого князя, у которого Токарев служил в полку. Лев Николаевич дважды обращался к Николаю II в 1897 году (10 мая и 19 сентября), прося принять меры к возвращению детей. Однако на его письма не было никакого ответа.

В первом письме Л.Н. Толстого в защиту молокан сообщалось: "Говорят, что всё это делается для поддержания православия, но величайший враг православия не мог бы придумать более верного средства для отвращения от него людей, как эти ссылки, тюрьмы, разлуки детей с родителями.
Я знаю, что есть люди, которые имеют смелость утверждать, что в России существует веротерпимость и даже большая, чем в других странах, что эти ссылки, разорения, тюрьмы, разлуки детей с родителями суть только меры противодействия совращению, а не гонения. Но ведь это самая явная и наглая ложь. В России не только нет веротерпимости, но существует самое ужасное грубое преследование за веру, подобного которому нет ни в какой стране не только христианской, но даже магометанской".

После вторичного обращения к царю в сентябре 1897 года Лев Николаевич отправляет письма в редакции газет "Гражданин" и "Русские ведомости". В октябре он направляет заметку на эту тему редактору "С. Петербургских ведомостей" Э.Э. Ухтомскому. 15 октября она была опубликована в газете.

Трагические события не могли оставить безучастной и Татьяну Толстую, старшую дочь писателя. Стремление "жить нравственно и небесполезно для других", её фанатичная преданность к отцу, горячее желание совершать любое благое дело, одобряемое, им побудили её к участию в спасении молокан. В сентябре 1898 года старшая дочь писателя находилась в Петербурге в связи с подготовкой художественных изданий "Посредника". Получив телеграмму от отца, в которой сообщалось о трагических происшествиях с крестьянами-сектантами Бузулукского уезда, она откладывает свой отъезд из Петербурга и добивается встречи с Победоносцевым.

Во время своего визита к обер-прокурору Синода Татьяна Толстая напомнила ему о судьбах молокан и передала прошение на Высочайшее имя, написанное отцом от имени сектанта Ф.И. Самошкина, у которого был отнят пятилетний сын. По поводу отнятых у молокан детей Победоносцев в беседе с Т.Л. Толстой признался, что местный архиерей "переусердствовал" и обещал написать самарскому губернатору, чтобы детей, наконец, вернули. Действительно, вопрос был решён положительно и, благодаря активному участию Толстых, все дети сектантов были возвращены в семьи в начале марта 1898 года.
___________________________________________________







Комментировать..

насилие, духоборы, история, заступничество, Л.Н. Толстой, сектанты, дети, религия, политика, помощь, государство, Закон "Димы Яковлева", православие, христианство, повторение, преступление власти

Previous post Next post
Up