Поездка на Бологое-Полоцкую магистраль, состоявшаяся дождливым летним днём, оставила самые положительные впечатления, а потому я решил в нынешнем году обязательно повторить вылазку. Результат первой вылазки был продуктивный, но всё-таки чего-то не хватало. Ну если конкретно - кадра грузового поезда. Эта поездка могла бы и не состояться, меня пытались заставить выйти на работу в выходные, но я до последнего упирался. Но угрозы, вызов к начальству и т.п. не сломят того, для кого понятия чести и достоинства - не пустой звук. Поездка состоялась солнечным субботним днём 23 сентября, в годовщину смерти моего друга и коллеги по увлечению Силантьева С.С., памяти которого и посвящена эта вылазка. Не секрет, что мы планировали совместную вылазку на эту линию, но, увы, не сложилось.
Тёмным, прохладным утром 23 сентября я шёл на вокзал станции Тверь. Накануне я приехал в гости к родным Сергея, а теперь направляюсь в Бологое, навстречу очередной вылазки. В 04.46 6 вагонка ЭТ2М-052 отправилась на Бологое. Дорога протекала довольно быстро, я даже не уловил момент когда начало светать. Вот уже прибываем к Осеченке, и впервые я выйду не на этой станции, а поеду дальше. Но сюда мы ещё вернёмся, чтобы вечером помянуть друга.
В районе Вышнего Волочка за окном уже было солнечное, прохладное утро. Доехав до станции Бушевец я покинул электропоезд. Согласно графику, у электропоезда здесь была стоянка 27 минут для пропуска Сапсанов, не было смысла ждать, чтобы проехать ещё одну остановку. Тем более изучив карты я понял, что можно сократить путь, выйти к станции Бологое-Полоцкое быстрее, чем от о.п. 322 км. Покинув станцию я вышел на грунтовую дорогу и отправился на станцию.
Кругом было солнечно, но, бр-р..., холодно. Да о чём тут говорить: лето в этом году выдалось прохладным и дождливым, чего уж говорить об осени. В один из таких дождливых дней и состоялась первая вылазка на линию. Но сейчас хотя бы солнечно, а холод...Пройдёт час, два - и теплее станет.
Впереди показался переезд, через соединительную ветку Бушевец - Бологое-Полоцкое. Пройдя полторы сотни метров вперёд я вышел к переезду.
Увиденная картина удивила - на перегоне, который довольно долгое время не знал поездов, и казалось, что вот-вот будет разобран, уложили новый путь. Накат конечно почти отсутствует, последней - явно ездила путеремонтная техника, но тем не менее.
Пройдя ещё немного вдоль свежеуложенного пути я увидел впереди цистерны, станция Бологое-Полоцкой уже рядом.
Вот я снова на станции Бологое-Полоцкое, на просторах заповедной магистрали. Прошло чуть меньше 3 месяцев, за это время путеремонтная техника покинула этот район завершив ремонтные работы.
Вокзал станции Бологое-Полоцкое - единственный сохранившийся на линии кирпичный вокзал. Конечно для любителей истории магистрали более привлекательны деревянные вокзалы станций Куженкино, Баталино, Фирово..., но и данный вокзал заслуживает внимания. Да что вокзал, вся линия - заповедник достопримечательностей начала XX века.
Пройдя мимо базы запаса локомотивов я вышел в западную горловину станции.
Ремонт на станции ограничился лишь заменой главного пути, остальные до сих пор утопают в траве. Сделав ещё один снимок станции я продолжил прогулку.
Впереди показался входной светофор станции Бологое-Полоцкое со стороны станции Куженкино. Золотая осень в этих краях ещё не наступила, большинство лиственных деревьев ещё шелестели зелёной листвой. Стало немного теплее. Выйдя на перегон и пройдя ещё немного вперёд я остановился.
Много лет рельсы лежали здесь на деревянных шпалах, а сам путь был заросшим, что придавало некую изюминку линии. Но ремонтные работы прошли, теперь тут лежат свежие рельсы на железобетоне. Хорошо, что хоть в предыдущую поездку мне повезло заснять ТЭП70 с вагоном, пока ещё ремонт его не затронул. Теперь здесь всё по другому.
Солнце постепенно поднималось в небеса, но путь был весь в тенях от деревьев. Сейчас было бы идеально заснять поезд со стороны Великих Лук, но в столь ранний час это маловероятно. Тем более линия работает лишь в дневное время суток,
да и входной светофор горит красным. Так что скорее всего первым поездом, который будет заснят в этот день, будет пригородный на Осташков - Великие Луки. Но в этом районе он будет идти против света, а вот на прямом участке после, что за поворотом - идеально по солнцу.
Вид в сторону станции Куженкино. Световой день стал значительно короче, солнце надежно закрывали деревья. Тем не менее спустя несколько часов картина будет иной, к этому времени, возможно, мы вернёмся сюда.
Вид в сторону станции Бологое-Полоцкое. Пройдя ещё немного вдоль кривой я вышел на прямой участок линии и предупредительному светофору.
Вид в сторону станции Куженкино.
В кадре - чётный предупредительный светофор станции Бологое-Полоцкое. На этой прямой пригородный поезд можно заснять идеально по солнышку. Правда ввиду убывающего светового дня на пути падали тени от деревьев, но ещё есть время до прохода пригородного поезда.
Обновлённый железнодорожный путь убегал вдаль, через несколько километров линия поворачивала направо. Пока поезда нет можно немного поснимать окрестности
Довольно симпатичный пейзаж Бологовского района Тверской области. Впереди видно озеро Глубочиха (Глубокое) одно из нескольких озёр ледникового происхождения находящихся на территории Бологовского района Тверской области. Красивый пейзаж, а в озеро наверняка богато рыбой. Рыболовный сезон у меня в этом году не удался, конечно год ещё не закончен, но я по осени уже никуда не езжу. Возможно зря, но компании у меня нет чтобы куда-нибудь совместно сгонять и порыбачить.
Вернулся к линии. Поскольку до прохода пригородного поезда ещё оставалось немного времени, решил немного перекусить. Разогрев рис и распаковав почку галет я приступил к трапезе. Время бежало довольно быстро, перекус завершился за несколько минут до прохода пригородного поезда. Со станции Бологое-Полоцкое послышался гудок тепловоза ТЭП70, а вскоре послышался перестук.
Из-за поворота показался тепловоз ТЭП70 в корпоративном окрасе РЖД. ТЭП70 в корпоративе я не особо хотел увидеть, но учитывая тот факт, что тепловоз вертикальнобуферный - на окрас можно не обращать внимание.
Тепловоз ТЭП70-0096 в голове пригородного поезда Бологое - Осташков - Великие Луки, перегон Бологое-Полоцкое - Куженкино. Очередной тепловоз ТЭП70 пополнил мою коллекцию. Но если бы тепловоз был бы в другом окрасе - невозможно было бы поверить, что это фото 2017 года.
Весьма неожиданно было увидеть классические зелёные вагоны в составе пригородного поезда, вместо уже привычных вагонов в корпоративе. Эти вагоны приписаны к ТЧ-6 Крюково, и они должны были курсировать в составе пригородного ретро-поезда паровозной тяги, который планировали пускать до Осташкова по выходным дням по нитке обычного пригородного поезда. Поезд планировали запустить в августе по окончанию ремонта, но идёт уже вторая половина сентября, а во главе поезда до сих пор ТЭП70.
Пригородный поезд помчался дальше по просторам заповедной железной дороги. На линии вновь воцарилось затишье. Что будет дальше? Пригородный заснял - уже хорошо, а дальше как Бог пошлёт. Интуиция подсказывала, что это не единственный поезд который будет заснял в этот день, но строить какие-либо прогнозы я не стал. Что будет, то будет. Правда тут я немного приврал: памятуя о прошлой поезде, я стал настраиваться на то, что будет встречный поезд, и внимательно наблюдал за показанием предупредительного светофора.
Прошло полчаса. Кругом было тихое солнечное утро, стало ещё теплее. Предупредительный светофор продолжал гореть жёлтым. Но спустя 10 минут мне послышался едва различимый гудок со станции Бологое-Полоцкое. Или показалось?
Но спустя несколько минут тишину нарушил нарастающий звук дизеля. Только звук какой-то непривычный, что это может быть? Резак? Через из-за поворота показался неизвестный локомотив.
Нет - это был не локомотив, а самоходный универсальный путеизмерительно - дефектоскопический комплекс СУПДК "Север". Вообще, я не люблю путевые машины, но данный агрегат мне показался симпатичным, а потому был заснят. Данный агрегат построен фирмой "Твема" в 2011 году, а всего выпущено 14 таких СУПДК. Тк что поймать СУПДК "Север" тоже большая удача, тем более он единственный на Окт ж.д.
Мотриса постепенно удалялась от меня, и через несколько минут скрылась вдали за поворотом. И вновь привычная тишина. Обычно когда на линии попадается дефектоскоп или путеизмеритель, то есть определённая вероятность, что движения в ближайшее время может не быть. Но в моём распоряжении ещё 3,5 часа - ещё что-нибудь поймаем.
А пока движения нет, решил немного поснимать природу. Правда снимать здесь особо нечего, кругом одни лишь ели, берёзы и осины. Лишь одинокая рябина выделялась на их фоне.
Замена железнодорожного полотна завершилась, теперь здесь лежат свежие рельсы Р65 2017 года. Конечно у многих подобное обновление вызовет недоумение: мол, многие магистрали, где движение намного интенсивней требуют ремонта, а новые рельсы кладут на малодеятельной линии, где движение довольно скромное, а сквозное грузовое движение почти отсутствует. Но, тем не менее, ремонт тут давно напрашивался.
Прошёл час. Тени отступили, солнце идеально освещало линию и окрестности. Время шло к полудню. Погуляв ещё немного я решил потихоньку идти в сторону станции Бологое-Полоцкое. Нет, вылазка ещё не закончена, но третий раз снимать поезд (если таковой будет) не особо хотелось.
Да и вообще пора подняться наверх, освещение позволяет снимать поезда сверху. Но если, к примеру, будет поезд со стороны станции Куженкино, то через полчаса он будет идти уже против света.
Но вообще пора бы поезду и с противоположной стороны поехать. Но загонки сегодня быть не должно, а вот на грузовой можно рассчитывать. Бросив последний взгляд на предупредительный светофор станции Бологое-Полоцкое я продолжил путь к станции. Вскоре впереди уже показался чётный входной светофор. Поднимаемся наверх.
Солнце светило точно по центру, но постепенно смешалось. Миновал полдень. В моём распоряжении оставалось 2 часа, затем надо будет возвращаться на станцию Бушевец. Хотя текущего результата мне вполне хватало. Движения нет, а вот голод стал опять меня одолевать.
Растоптав траву я установил на таганок тушёнку чтобы разогреть. И только я хотел было приступить к обеду, как послышался гудок со станции Бологое-Полоцкое.
Вновь моё внимание сосредоточилось на линии. Прошло 5 минут - тишина. Я уже принялся было обедать, как тут послышался нарастающий дизель и перестук. Неужели это тот самый грузовой, который я хотел поймать ещё в прошлую поездку?
В следующее мгновение из-за поворота показался тепловоз ТЭМ18ДМ с вагонами для перевозки леса. Всё произошло как я хотел - ко мне неторопливо приближался грузовой поезд под ТЭМ18ДМ. Дело за малым - сделать заветный кадр.
Тепловоз ТЭМ18ДМ-862 в голове грузового поезда следует по перегону Бологое-Полоцкое - Куженкино. Всё-таки не зря я боролся за то, чтобы быть свободным на этих выходных! Поездка определённо удалась!
Маневровый тепловоз ТЭМ18ДМ-862 тащил за собой грузовой состав из 30 вагонов. Поскольку основной груз перевозимый по данной линии это лес, то состав почти целиком состоял из вагонов-лесовозов.
Лишь ближе к хвосту среди вагонов-лесовозов затерялись одинокие полувагон и цистерна.
Грузовой поезд умчался, а я наконец-то приступил к обеду. Осень у меня началась довольно непросто, что касается работы, но что касается съемок, то здесь мне определённо везёт.
Вскоре вновь раздался гудок. Очередной поезд! Но ничего так и не проехало, а вскоре послышались два коротких гудка. Понятно - ТЭМка приехала с Бологое-Московского для выполнения маневровой работы. Ну раз так, поснимаем немного природу.
Почти все лиственные деревья были в зелёных нарядах, но тем не менее некоторые постепенно меняли свои наряды на золотые. Пройдёт ещё немного времени - вокруг будет настоящая золотая осень. А пока вокруг зелено, весело поют птицы.
А также стрекочут кузнечики, которых в этих краях было довольно много.
Местами даже Иван-чай ещё цветёт, хотя на календаре уже 23 сентября.
А со станции Бологое-Полоцкое постоянно раздавались гудки маневрового тепловоза. В какой-то момент гудок раздался поблизости, казалось, что тепловоз сейчас поедет дальше.
Спустя 40 минут я спустился вниз. В моём распоряжении было ещё около 15 минут, но я решил уйти немного пораньше, чтобы немного задержаться на станции Бологое- Полоцкое и поснимать маневры.
Вообще уходить с этих красивых мест совершенно не хотелось, с удовольствием побыл бы здесь ещё до вечера. Но вся проблема в расписании электричек на участке Бологое - Тверь, а я ещё еду на поминки в Осеченку. Если пропустить электропоезд отправлением из Бологое в начале четвёртого часа после полудня, то следующий электропоезд будет через 6 часов, но Осеченку он проследует без остановки, надо ехать с пересадкой по Спирово. Тогда бы я приехал к концу дня.
Я отправился на станцию Бологое-Полоцкое. Входной в эту поездку ни разу не зажёгся другим сигналом, и всё время горит красным. Конечно, спустя время, он загорится другим сигналом, но меня уже в это время здесь не будет.
Впереди - станция Бологое-Полоцкое. Маневрового тепловоза не видать, но через несколько минут послышались короткие гудки - тепловоз спрятался где-то за вагонами.
Слева - грузовые вагоны, а справа - база запаса локомотивов. Опять раздались гудки маневрового тепловоза. Вообще станционную съемку я не очень люблю, но здесь, на заповедной линии, с удовольствием снял бы поезд. Пройдя мимо состава грузовых вагонов я увидел тепловоз ТЭМ18ДМ.
Тепловоз загудел и поехал вагонами вперёд, но я всё-таки успел сделать кадр. Но я знал, что вскоре тепловоз опять поедет вперёд, тогда можно будет занять его ещё разок.
Здание вокзала станции Бологое-Полоцкое, и тепловоз ТЭМ18ДМ за маневровой работой. Затолкав несколько цистерн на подъездные пути, тепловоз вновь выехал на территорию станции. Я направился к составу Дождавшись пока тепловоз вновь поедет вагонами вперёд я сделал ещё несколько кадров.
Тепловоз ТЭМ18ДМ-858 совершает маневры с цистернами на станции Бологое-Полоцкое.
И ещё один кадр. Вообще, я рассчитывал поймать ТЭМ18ДМ с четырёхзначным номером, но раз уж приехал 858, то снимем и его пополнив фотоколлекцию.
Закончив съемку тепловоза я направился обратно на станцию Бушевец. Но когда я уже собрался было идти вдоль соединительной ветки, то позади услышал перестук. А это ТЭМ18ДМ-858 следовал вагонами вперёд на нефтебазу ООО "Бологоенефтепродукт". Изначально я снимать не хотел, но передумал, однако было уже поздно.
Удалось сделать лишь вот такой кадр. После этого я вернулся на соединительную ветку перегона Бологое-Полоцкое - Бушевец.
Перегон Бологое-Полоцкое - Бушевец. И всё-таки вопрос остался: с какой целью здесь обновили путь? Более того, вдоль идёт укладка кабеля. Вопрос очень интересный, тем более много лет эта ветка вообще не использовалась и была на грани демонтажа.
Через 25 минут я пришёл на станцию Бушевец. На боковом пути стоял грузовой состав с электровозом ВЛ10-330 в голове. Ещё через 15 минут подъехал уже знакомый электропоезд ЭТ2М-052, на котором я отправился в Осеченку. В Академической у электропоезда была стоянка 38 минут для пропуска скоростных поездов "Сапсан", вышел немного погулять. В Осеченку приехал ближе к 17.00.
P.S. Солнце скрылось за горизонтом. Очередной электропоезд прибыл на станцию Осеченка, а со стороны Спирово послышался тифон Т-9. Любитель железной дороги хватает фотик, и бежит на станцию. Спустя несколько минут кадр был сделан.
Тепловозы 2ТЭ116-447 и 2ТЭ116У-0209 следуют по второму пути станции Осеченка на Бологое. 23 сентября подходило к концу. Пройдёт день, месяц, год......Через станцию Осеченка всё также будут следовать поезда, изредка кто-то будет делать новые кадры. Но никогда не будет кадров от любителя, который много лет освещал жизнь данной станции. Который пусть и не был идеальным фотографом, но был хорошим человеком. Чья жизнь оборвалась 2 года назад в этих краях, и памяти которого посвящён данный пост. Светлая тебе память, Серёга!
Наступит 24 сентября, и вновь мне улыбнётся удача! И будет реализована идея, которую я планировал осуществить с Серёгой ещё в 2013 году. Спустя 4 года цель будет достигнута, но уже без него...Но об этом следующий короткий пост.
Спасибо за внимание!