Курское направление у меня не имеет популярности, хотя нелюбимым я его назвать не могу. Всё-таки на протяжении долгих лет оно ассоцировалось у меня с отдыхом в Крыму, с морем, солнцем...Сейчас, увы, ситуация изменилась - в Крым уже не попадёшь с Курского вокзала. Хочется верить, что это явление временное, но если даже и когда-нибудь движение из Москвы в Крым через Харьков возобновится, то пройдёт несколько лет. Ладно, загадывать не будет, тем более тему событий на Украине, политики и т.п. я стараюсь не трогать. Поэтому вернёмся к теме железной дороги и посетим Курское направление МЖД.
Одной из целей данной поездки была съемка пассажирских поездов на Белгород и Кривой Рог. Мои читатели привыкли к тому, что я преимущественно снимаю грузовые поезда, но в последнее время я решил уделить внимание и пассажирским поездам. На прошлый выходных целью были пассажирские поезда на Павелецком направлении, а теперь настал черёд и соседнего Курского направления МЖД, которое я и посетил.
Вообще предврительные расчёты показывали, что наиболее предпочтительно снять пассажирские поезда на территории Тульской области, но ехать так далеко я не решился, поездку в Тульскую область отложим на более поздний срок. Местом съемки я выбрал окрестности остановочного пункта Луч, что на перегоне Чехов - Шарапова Охота.
Остановочный пункт Луч расположен возле одноимённого посёлка Чеховского района Московской области. Расстояние от Москвы 80 км. Покинув электропоезд я заметил, что из электропоезда вышло несколько путейцев и отправились на перегон. М-да, вечно они появляются там где не нужно, тем более они пошли в сторону Чехова, а я как раз там местечко присмотрел. Хотя можно погулять и здесь...Спустя 20 минут на горизонте показался силуэт электропоезда. Экспресс на Серпухов судя по времени.
Электропоезд-экспресс ЭД4МК-0020 сообщением Москва - Серпухов. Кстати, это первый электропоезд повышенной комфортности выпущенный ДМЗ. Был запущен на маршруте Москва - Тула летом 1999 года. Как только электропоезд запустили, я приезжал на Курский вокзал чтобы посмотреть на этот поезд. А с 1 июля аналогичный экспресс был запущен на маршруте Москва - Рязань. Совершив первую поездку на данном электропоезде я стал его постоянный пассажиром. Хорошее было время и даже не верится, что миновало уже много лет. Сейчас на Рязань ходят уже другие экспрессы, по мне - старый был лучше.
Едва електропоезд умчался, как на горизонте вновь показался свет прожектора. Что же едет на этот раз?
Пока поезд был далеко распознать его было невозможно, но спустя пару минут на горизонте уже был узнаваем силуэт тепловоза ЧМЭ3. В Чехове, кстати, я видел тепловоз ЧМЭ3 с вагонами - это наверняка он и едет.
Да, это был тепловоз ЧМЭ3-6165 с полувагонами который я видел на станции Чехов. Тепловоз загудел и вскоре скрылся в кривой. На линии воцарилось затишье, воспользовавшись которым я решил немного прогуляться по окрестностям. В безоблачном небе ярко светило солнце, пели птицы, было тепло. Настоящая солнечная весна царила в этих краях. Снег в некоторых местах уже растаял, а там где ещё лежал оставался лишь тонкий слой белой простыни, который исчезнет в течение ближайшей недели.
И только в лесу царила настоящая зима - слой снега здесь был довольно толстый, воздух был прохладный и свежий. Пока гулял по лесу со стороны железной дороги послышался шум - что-то едет со стороны Серпухова. Спустя минуту сквозь деревья я увидел промчавшийся электропоезд "Ласточка". Эх-х, можно было бы заснять уходящий электропоезд, но я данный факт упустил из виду. Но чтобы ничего другого интересного не упустить решил вернуться к железнодорожному полотну.
Тем более ждать пассажирского поезда осталось недолго. Перед пассажирским должен был проехать электропоезд до Серпухова, который я также заснял.
Электропоезд ЭД2Т-0006 сообщением Москва - Серпухов. После съемки данного электропоезда я подошёл ближе к путям, в этот момент со спины раздался гудок. Встречный поезд - что тут удивительного? Но обернувшись назад я заметил, что этим встречным поездом был электровоз ЭП2К следующий резервом. Вот так удача!
Да и ещё и в красно-белом окрасе. После того как на главном ходу Октябрьской ж.д. электровозы ЧС2Т прекратили пускать с пассажирскими поездами заменив на ЭП2К, интерес у многих любителей к главному ходу пропал. Если быть объективным, то запрещать эксплуатацию того или иного локомотива просто потому, что ему уже много лет просто глупо. Против ЭП2К ничего не имею, тем более данный электровоз производят в родном для меня городе Коломна.
На очереди - скорый поезд Санкт-Петербург - Белгород. Но пока пассажирского поезда не видно выкрал минутку ещё немного поснимать природу.
Хотя кроме молоденьких сосенок снимать особо нечего. Но пройдёт совсем немного времени, снег растает окончательно, зазеленеет трава, расцветут цветы - вот тогда будет красиво.
И вот вдали уже показался свет прожектора электровоза ЧС7. В последнее время данный поезд частенько таскают бывшие челябинские ЧС7, будет ли на этот раз бывший уралец? Нет, вдали уже хорошо узнаётся электровоз ЧС7 в традиционном окрасе ТЧЭ-1 Москва-Курская.
Электровоз ЧС7-100 с пассажирским поездом №119 Санкт-Петербург - Белгород. Освещение конечно уже не то, но тем не менее первый пассажирский поезд был заснят успешно. После съемки поезда я поспешил за кривую в сторону Серпухова. Освещение здесь уже не то, но за кривой всё-таки получше. Тем более по удалению за скорым поездом должен был проследовать электропоезд Москва - Тула. Миновав кривую я обнаружил, что прямой участок на который я вышел имел ряд недостатков. Самый существенный заключался в опорах трёхфазной ЛЭП идущих параллельно железной дороге. Но что-либо менять было поздно, за поворотом уже раздался шум приближающегося электропоезда.
Электропоезд ЭР2К-1078 сообщением Москва - Тула-1 Курская. На сегодняшний день это самый старый электропоезд ТЧ Новомосковск, если не считать поделку ЭМ2-008 изготовленную из электропоезда ЭР2-999. Есть правда информация о передаче в Новомосковск электропоезда ЭР2К-1018 в 4-вагонной составности, но пока она не подтверждена официально
Спустя 10 минут со стороны Чехова послышался неспешный перестук и из-за кривой показался одинокий электровоз ВЛ11.
Это был орловский тройник ВЛ11-698/703А. Я кстати после прохода электропоезда подумал, что неплохо бы сейчас заснять грузовой поезд, но дело ограничилось грузовым электровозом следующим резервом. Что тоже неплохо. Осталось только бывший уральский ЧС7 заловить, будем надеяться, что нам повезёт. Только вот освещение вызывало опасение. До прохода оставалось чуть менее часа, а солнце смещалось неспешно, стало понятно, что в момент прохода очередного ПДСа оно будет светить точно по центру. Решил вернуться назад. Прошёл кривую, миновал посадочную платформу остановочного пункта Луч. На уже знакомой кривой солнце светило точно по центру, а до прохода поезда осталось всего полчаса. Прошло 20 минут, солнце чуть сместилось. Прибыл электропоезд из Серпухова. Когда электропоезд проезжал мимо меня я оценил освещение. Бочина немного подсвечивалась, но всё-равно этого было недостаточно, а в оставшиеся 10 минут серьёзно ничего не изменится. Если бы поезд хоть чуток опоздал. И тут я заметил как на горизонте сверкнул прожектор. Елки, мало того, что поезд не опоздает так он ещё с опережением графика проследует. Выбора нет, занимаю позицию сбоку и через минуту снимаю пассажирский поезд.
Электровоз ЧС7-154 с пассажирским поездом №005 Москва - Белгород. Ну хотя бы так.
Поезд умчался, я спустился вниз. Осталось заснять Криворожский поезд. Освещение должно быть нормальным вопрос лишь насколько высоко будет светить солнце? Световой день конечно уже прилично вырос, но стопроцентной уверенности всё-равно не было. Ладно, ближе к делу будет понятно. А пока поснимаем здесь, тем более спустя 20 минут со стороны Чехова послышался гудок электровоза ВЛ11.
Электровоз ВЛ11.8-729/711Б с грузовым поездом. Грузовых поездов на Курском ходу не так много, если на большинстве направлениях грузовое движение после БМО вырастает, то здесь наоборот - от Люблино до Столбовой грузовое движение более интенсивное, нежели от Столбовой в сторону Тулы.
Грузовой умчался, а со стороны Чехова опять что-то едет.
На этот раз электровоз ЧС7-138 с вагоном-лабораторией.
После съемки данного локомотива решил немного прогуляться вдоль путей. Была возможность уехать в Москву уже сейчас, но я понадеялся поймать ещё что-нибудь интересное. Однако время шло, а мимо проезжали лишь электропоезда.
Электропоезд ЭД2Т-0006 возвращается на Москву из Серпухова.
Продолжаю прогулку вдоль путей. Несмотря на то, что мимо проезжали лишь электропоезда я не исключал, что быть может проедет ещё один грузовой. Но, кроме ранее снятого грузового поезда, больше грузовых поездов я не видел. Принял решение возвращаться обратно на электропоезде в 15.38. Вернее отъехать ближе к Москве, чтобы снять пассажирский поезд Москва - Кривой Рог в другом месте. Очередной час миновал довольно быстро, отправляюсь на платформу.
Очередной электропоезд едет со стороны Москвы. Изначально я хотел его пропустить, но приглядевшись сумел распознать, что это ЭМ2 из Новомосковска. Решил заснять.
Электропоезд ЭМ2-008 сообщением Москва - Тула-1 Курская. Это был последний кадр сделанный на данном перегоне. Я вернулся на платформу и стал ждать электропоезд на Москву. Через 10 минут подъехал электропоезд ЭД4М на котором я поехал обратно. Где же выйти для съемки Криворожского ПДСа? Изначально я планировал заснять его вблизи станции Львовская, но мне приглянулся участок между платформами Чепелёво и 66 км. И тут я совершил тактический просчёт. Когда электропоезд отъехал от Чепелёво я заметил за окном несколько хорошо освещённых мест для съемки, в результате вышел на 66 км., но вернуться обратно на электропоезде было уже поздно, а в запасе было около 25-28 минут. Бегу обратно. Добежал до первого места, но солнце уже опустилось низковато - тени от деревьев падали на пути. Сотня, другая метров позади. Вот впереди показалась выемка и хорошо освещённый участок. За спиной раздался шум, неужели опоздал? Нет, это электропоезд из Москвы, есть ещё возможность успеть. Быстро преодолеваю очередную сотню метров, на горизонте уже видна посадочная платформа остановочного пункта Чепелёво. Да-а, рассчитал бы всё верно - не пришлось бы бегать. Но, с другой стороны, Курское направление я знаю не настолько хорошо как некоторые другие - вот и результат. Хорошо, что успел. Но освещение всё равно не самое лучшее, надо ещё пройти вперёд. И тут со стороны Москвы показался электровоз ЧС7 - пассажирский приближается! Всё, больше времени нет, но забравшись на выемку всё-таки пробежал немного вперёд. Такое интересное кино развернулось напоследок, но всё закончилось благополучно и пассажирский поезд был заснят.
Электровоз ЧС7-264 с пассажирским поездом №073 Москва - Кривой Рог, перегон Столбовая - Чехов. Отлично, всё-таки одного бывшего челябинца я сегодня заснял. Поездка определённо удалась!
Решил дойти до платформы Чепелёво по выемке. Места надо изучить получше, быть может ещё приеду в эти края. Загадывать я не люблю, но нередко я весьма спонтанно выбирался на то или иное направление, и вылазка получалась весьма успешной. Со стороны Тулы показался уже знакомый электропоезд ЭР2К-1078. решил заснять ещё раз, но результат мне не понравился - серию удалил. Но через пару минут проехал встречный электропоезд до Тулы, его я снял более удачно.
Это был электропоезд ЭР2-1247. Ещё по пути к месту съемок я видел его на территории ТЧ-3 Перерва, тогда я решил, что попытаюсь его поймать. И этот кадр стал завершающий в этой поездке.
Спустившись с выемки я направился к посадочной платформе Чепелёво, время от времени поглядывая назад. Нередко случалось, что в последний момент проезжало что-нибудь интересное. Но в данном случае очередным поездом из Москвы стал ПДС Москва - Белгород, проследовавший за 5 минут до прибытия электропоезда на Москву, а потому я его не снимал. Но и без него поездка получилась довольно результативной, я получил очередной заряд положительных эмоций. Дождавшись электропоезда на Москву я продолжил путь домой и через час с небольшим уже покинул электропоезд в Текстильщиках. Поездка на Курское направление МЖД прошла успешно. На этом всё!