Вообще у меня была мысль не писать рассказ о втором дне поездки на просторы соловьиного края. Всё дело в том, что второй день - это по сути тоже самое, что было и в прошлом году, ив позапрошлом...То есть по сути четвёртая вылазка проходящая по одному и тому же сценарию. Но, с другой стороны, всего ведь можно пропустить пост и не читать, вдобавок допускаю, что не все читали рассказы о поездках прошлых лет. А потому продолжаю рассказ о двухдневной поездке в соловьиный край.
Окрестности Щигров были полностью погружены в темноту когда я добрался до места ночлега. Темноту нарушил свет прожектора тепловоза ТЭП70 и промчался пассажирский поезд №468 Смоленск - Имеретинский Курорт. И вновь тишина, лишь изредка издалеко слышен редкий лай собак. А над головой чистое звёздное небо. Правда в очередной раз заснуть не удалось. Местные кровососы активизировались обнаружив неожиданную добычу, а я против комаров ничего не взял. И хоть их было немного, но спать не дали. А как только начинаешь засыпать раздаётся гудок и едёт поезд. Вот и поезд №563 Анапа - Москва промчался под ТЭП70БС, очевидно, под номером 209. Следом поезд Адлер - Калининград, уже под обычным ТЭП70. А на горизонте появилась небольшая полоса света. Блокировку переключили на Касторную. Со станции Удобрительная слух уловил информатор: "Внимание поезд! Чётный!" Спустя несколько минут в темноте появилась полоса света и тепловоз 2ТЭ25КМ помчался навстречу рассвету увозя за собой грузовой состав из полувагонов.
Прошло около получаса, проходные светофоры погасли - блокировку переключили на Курск. Изначально я предполагал, что до самого прохода пассажирского поезда №084 Москва - Адлер ничего не будет, но ошибся. Эх-х, жалко только света маловато, а так можно было бы и на рассвете поезд заснять.
А между тем становилось всё светлее и светлее. Ну вот ещё бы минут 20, и совсем другое дело. Но увы, вскоре вдали послышался нарастающий перестук - грузовой со стороны Касторной.
Перестук усиливался, вот впереди показался тепловоз 2ТЭ25КМ с грузовым составом. Освещения конечно не достаточно чтобы заснять нормально, но чисто для отчёта всё-так сделал кадр.
Тепловоз 2ТЭ25КМ-0293 в голове грузового поезда следует на Курск.
После прохода грузового поезда я вышел к путям и направился вперёд. Как и в предыдущие поездки снимать поезд я решил снимать с поля. Конечно это не самый лучший вариант по той причине, что железная дорога в этом месте идёт на спуск, но где ещё снимать? Ещё один вариант - перегон Щигры - Удобрительная, но туда надо было идти сразу. А на 71-м километре хорошо было бы снимать в 20-х числах июня когда день самый длинный, но я ждал назначение поезда №563/564 и только после этого приехал в эти края.
Вид в сторону Курска. 69-й километр линии.
Наконец блокировку переключили в направлении Касторной. На часах было 04.33 - до восхода солнца осталось 5 минут. А что касается пассажирского поезда, то он ориентировочно будет минут через 40, сейчас он должен быть в районе станции Отрешково.
И вот над деревьями показалось солнце. Спустившись на траву я переместился в сторону от путей и стал ждать.
Стало заметно светлее, перенастраиваю фотоаппарат. Вскоре мимо меня проследовал квадроцикл - какой-то местный рыбак спешил на рыбалку. Кто куда, кто на рыбалку, а кто поезда снимать.С рыбалкой у меня в этом году как-то не особо складывается, хотя надеюсь ещё сходить несколько раз, посмотрим. В 05.11 где-то вдали раздался едва слышимый информатор станции Удобрительная. Сейчас в утренний час слышимость отличная.
Вот раздался гудок и на перегоне показался пассажирский поезд.
Тепловоз ТЭП70БС-281 в голове пассажирского поезда №084 Москва - Адлер, перегон Удобрительная - Черемисиново. Техника сработала чётко, пассажирский поезд был успешно заснят.
Поезд умчался руксом на рассвет, как я люблю называть этот поезд при съёмке в данном районе. Я направился вперёд на 71-й километр линии, где планировал снимать рельсовый автобус РА1.
70-й километр линии, вид в направлении Курска.
Конец 70-го - начало 71-го километра линии, вид в направлении Касторной. Впереди был мост через реку Полевая Плота за которомы начинались просторы Черемисиновского района Курской области. Района с которого началась фотосъёмка и в который я возвращаюсь сейчас, пусть и на небольшой промежуток времени.
Обочины были расчищены от лишней растительности, Орлово-Курское отделение МЖД за этим более внимательно следит, чем у нас на Мосузле. Не везде конечно, но тут точно следят.
А за спиной раздался гудок рельсового автобуса РА1, который следовал утренним рейсом на Курск.
Рельсовый автобус РА1-0061 сообщением Касторная-Новая - Курск. В общем-то в моей фотоколлекции уже есть фото данного рельсового автобуса с этого же места, но пусть будет ещё одно, ладно.
Рельсовый автобус пересёк границу Черемисиновского и Щигровского районов и скрылся за поворотом. Теперь надо внимательно следить за блокировкой, ведь в прошлые поездки у пригородного поезда по станции Щигры бывает скрещение с грузовым поездом из Курбакинской / Михайловского Рудника.
А пока поезда нет решил позавтракать. Разогрев рис с курицей я приступил к завтраку. Время от времени поглядываю на проходные светофоры, но блокировку не переключают.
Позавтракав я ещё раз посмотел на светофоры - без изменений. Ну всё понятно, значит по Щиграм никакого грузового не было. В общем-то у меня были подозрения, что грузового поезда не будет, после того, как в районе 3 часов ночи проследовал грузовой на Касторную. Ну ладно, раз такое дело то надо определяться с местом съёмки пассажирского поезда №110 Москва - Анапа. можно было бы и сделать кадр на привычном месте, но я решил пройти к платформе Головинка, насколько мне известно там была выемка, возможно с неё вид будет симпатичный. Идём!
Конец 71-го - начало 72-го километра линии, вид в направлении Курска.
72-й километр линии, вид в направлении Касторной.
73-й километр линии. На самом деле решение идти ближе к о.п. Головинка было тактической ошибкой. Уже на 73-м километе стало понятно, что путь будет весь в тенях.
74-й километр линии, вид в сторону Курска.
А вокруг были сплошные поля засеянные то подсолнечником, то пшеницей.
Поля подсолнечника вдоль железной дороги. Есть мнение, что в регионах совсем дело плохо, всё уехали, поля заросли бурьяном. Но это не про Курскую область, где я всё время вижу засеянные поля, работающую сельхозтехнику. Конечно по этим признакам идеализировать жизнь в регионе нельзя, явно есть ряд проблем начиная с невысоких зарплат и дефицита рабочих мест. Но хорошо, что хоть что-то делается.
Пшеничные поля Черемисиновского района Курской области.
Опасение насчёт того, что в районе Головинки места будет не ахти всё больше усиливались. Но шальные ноги несли меня вперёд, хотя внутренний голос подказывал: "Вернись!" И только выйдя на 75-й километр и поняв, что дело дрянь я побежал назад.А на часах уже было 07.02 - до прибытия пассажирского поезда №110 Москва - Анапа на станцию Щигры осталось 20 минут, а надо преодолеть не менее 2 километров назад. И ладно бы какой-нибудь ТЭП70БС, но 2ТЭ116! Такое нельзя упускать заснять повторно, путь и есть кадр сделанный накануне.
Вот впереди уже показался спасительный открытый участок, успел к счастью добежать. Ситуация спасена, но надо определиться где снимать поезд. На прямом участке, или быть может стоит пройти в кривую? А времени уже нет, поезд отправился со станции Щигры. Тем не менее быстро пробегаю вперёд ближе к кривой.
Можно и здесь конечно остаться и здесь, благо ширина насыпи позволяет, но я решил продвинуться ещё вперёд.
Вот сюда. И тут послышался перестук пассажирских вагонов и со стороны станции Удобрительная показался уже знакомый по съёмке накануне тепловоз 2ТЭ116-1544.
Тепловоз 2ТЭ116-1544 в голове пассажирского поезда №110 Москва - Анапа, перегон Удобрительная - Черемисиново, 72-й километр линии Курск - Касторная - Воронеж. Отлично, пассажирский поезд успешно заснят. Я направился обратно на 71-й километр.
Вот я и снова на месте. Можно было бы пассажирский и здесь заснять, но не каждую же поездку снимать его в этом месте. Если уж снимаешь на одних и тех же местах, то чередовать надо как-то из года в год. В этом году здесь, в следующем в другом месте. Вот только грузовой не поехал в районе 06.00. А может он по другой нитке будет? Ведь накануне он был как раз за поездом №110, спустя 45 минут. Просматриваю кадры прошлой поездки, обращаю внимание на время - 08.43. А на часах у нас сколько сейчас 07.40. Но в 08.43 он был после Черемисиново, а здесь должен быть ориентировочно в 08.20 плюс/минус несколько минут. Время летело довольно быстро, вот на часах уже пробило 08.00. На линии сохранялось затишье, но спустя 10 минут где-то вдали раздался гудок тепловоза. Отлично, и сегодня грузовой поезд будет по вчерашней нитке.
Прошло ещё 5 минут, и я услышал нарастающий перестук грузовых вагонов и через мгновение из-за поворота показался тепловоз 2ТЭ25КМ с составом грузового поезда из полувагонов.
Тепловоз 2ТЭ25КМ-0004 в голове грузового поезда следует со стороны Курска в направлении Касторной. И снова 2ТЭ25КМ притом Новомосковский, да и вообще из всех грузовых локомотивов только один был под 2ТЭ25КМ-0178 приписки ТЧЭ-29 Курск-Сортировочный, все остальные были или из Брянска или Новомосковска. И главный вопрос - почему пропали 3ТЭ10МК?
Предполагаю, что дело в перевозчике, ведь все полувагоны были собственностью или арендованы Федеральной Грузовой Компанией ФГК. Если перевозчик платит за локомотив, то понятно дело, что 2ТЭ25КМ обойдётся дешевле 3ТЭ10МК. Но кстати не надо забывать о том, что 2ТЭ25КМ не очень хорошо показали себя при работе с поездами с Михайловского ГОКа на участке Орёл - Елец, где в районе станции Залегощь приходится либо следовать с толкачём или двойной тягой, в то время как 3ТЭ10МК данный участок проходит без проблем.
Засняв данный грузовой поезд я постоял возле путей ещё минут 20, после этого направился обратно к станции Удобрительная.
А блокировку переключили на Курск. Ну тогда тем более здесь делать нечего, надо идти на любимый пригорок на границе 66/67 километров и снимать поезд №564.
А блокировку уже переключили в направлении Курска. Скорее всего под пассажирский поезд №143 Кисловодск - Курск, однако и грузовой поезд исключать нельзя.
На границе 69-го и 70-го километров, вид в направлении Курска
Но по насыпи идти тяжеловато, вдобавок я немного натёр ногу. К счастью, сбоку обнаружилась дорога из мелкого гравия, по которой я успешно преодолел около километра пути.
68-й километр линии.
Осталось пройти совсем немного, чуть более километра - и мы на пригорке. В прошлогоднюю поездку я прововал заснять пассажирский поезда №564 с данной выемки, но высоты не хватило - хвост оказался закрыт вагонами.
На границе 67-го и 68-го километров. Впереди показался мигающий жёлтым сигналом светофор "1". Ну всё понятно, маршрут приёма пассажирского поезда №143 на второй путь готов, по служебке у него как раз скрещение по станции Удобрительная.
Вот впереди показался хорошо знакомый район. По времени, я почти точно подходил ко времени прохода пассажирского поезда, ну а про поезд 143 что говорить, всё-также в контровом свете будет. Когда я поровнялся с проходным светофором, позади раздался перестук. Снимать поезд №143 не было в моих планах, однако я всё равно сделал снимок, чисто для поста.
Уже заснятый накануне тепловоз ТЭП70-0489 в голове пассажирского поезда №143 Кисловодск - Курск. Правда последний вагон в кадр не попал, но и ладно.
Пассажирский поезд №143 постепенно снижал скорость прибывая на станцию Удобрительная, где он должен пропустить не только встречный пассажирский поезд №564, но и следующий за ним пригородный поезд Курск - Касторная.
Поезд прибыл на станцию Удобрительная, и всего лишь через 4 минуты я услышал гудок тепловоза ТЭП70БС, Анапский ПДМ приближается.
Тепловоз ТЭП70БС-209 в голове пассажирского поезда №564 Москва - Анапа, перегон Удобрительная - Черемисиново.
Пассажирский поезд успешно заснят, на очереди пригородный. Интересно, что будет на этот раз, ведь именно на этом пригородном поезде я буду возвращаться обратно в Курск, и далее в Москву на дневном поезде Белгород - Москва.
Спустя 10 минут со станции Удобрительная раздался чехословацкий тифон. Как, неужели АЧ2? Так получилось, что накануне здесь работали только РА1, и я не особо надеялся застать АЧ2, но оказывается они ещё ходят в этих краях. Вскоре впререди действительно показалась автомотриса АЧ2, пусть и в корпоративном окрасе.
Автомотриса АЧ2-089 сообщением Курск - Касторная-Курская, перегон Удобрительная - Черемисиново. Отлично, ещё и обратно поедем на данной мотрисе, это будет моя вторая поезда на данной автомотрисе. Ну если конечно плюсануть поездку в прицепном вагоне АПЧ, то получается поездка будет третья, но конкретно в автомотрисе вторая. И, кто знает, быть может и последняя раз их активно оставляют от работы под списание.
После прохода автомотрисы на линии воцарилось привычное затишье, но уже через полтора часа ожидается воскресный рейс пригородного поезда Курск - Ливны-1. А меня начало сильно клонить в сон, даже прилёг на траву, и в какой-то момент даже отключился на несколько минут. Но быстро проснулся, сейчас не время спать. Тем не менее время до очередного пригородного поезда пролетело быстро, и вот со станции раздался гудок, но на этот раз не чехословацкий. РА1 очевидно.
Но спустя несколько минут, на удивление, я увидел, что ко мне приближается очередная автомотриса АЧ2. И это очень хорошо!
Автомотриса АЧ2-085 сообщением Курск - Ливны-1. Очередная АЧ2 пополнила мою фотоколлекцию.
Пригородный поезд умчался на Ливны. Я вновь спрятался в тени о палящих лучей солнца. Ну теперь самое время и пообедать. Консервы, кстати, если разогревать не обязательно, то в жару лучше есть холодными, горячее есть тяжеловато. Пообедав тушёнкой и кабачковой икрой я спустился к линии.
А светофор чётного направления уже не горел - блокировку переключили на Курск. Ну раз такое дело, то надо идти за кривую на 68-й километр, там как раз освещение подходящее для съёмки.
Я довольно быстро переместился к выемке и стал ждать, правда в моём рапоряжении было чуть менее часа. Нет, можно было бы побыть ещё подольше, но я ещё планировал заглянуть в местный магазин, да и искупаться не мешало бы.
Предвходной светофор некоторое время горел жёлтым сигналом, но вот, наконец, переключился на зелёный. Но прошло 15 минут, 20...Тишина. Но должно же что-то проехать, ведь судя по времени блокировку переключили после того как пригородный поезд на Ливны освободил перегон. Прошло ещё 15 минут - тишина. В результате я махнул рукой и направился в город, и надо сказать, что решение было верным.
Выйдя к переезду я увидел, что на нечётном входном светофоре горит жёлтый сигнал, понятно почему поезда нет. Хотя, кто знает, возможно и скрещение. А, впрочем, и ладно. Главные кадры всей поездки уже давно сделаны.
Посмотрел ещё раз на моё любимое место на данном перегоне. И хоть я сегодня с него снимал недолго, но и ладно. Зато по новым местам прогулялись, что уже хорошо. Да, второй день получился менее результативный, но тут надо учитывать, что я не до самого вечера снимал, да и всё-равно есть кадры поездов, разве только грузовой всего один.
Посетив городской магазин я направился к реке Щигор. Правда на реке было много рыбаков, дабы не мешать коллегам по увлечению я отошёл чуть дальше и не стал особо активно купаться, лишь чуток окунулся в речную воду и на берег. В общем-то мне этого и хватило. А со станции Удобрительная послышался информатор: "Внимание поезд! Чётный!" Я направился на станцию, тем
более через 20 минут ожидался пригородный поезд на Курск.
На второй путь прибыл очередной грузовой поезд из полувагонов груженых железнорудным концентратом. Номер тепловоза я смотреть не стал, всё равно снимать нет смысла - освещение не то.
А на выходном светофоре уже загорелся зелёный сигнал. Я вернулся на платформу. Вскоре раздался тифон АЧшки и прикатила автомотриса АЧ2-089, по прибытии которой грузовой поезд отправился дальше.
Автомотриса отправилась со станции Удобрительная, а я устроившись у окна стал осматривать просторы соловьиного края. Правда не обошлось без приключений: на станции Охочевка автомотриса неожиданно заглохла, в результате отправились на 4 минуты позже. А на остановочном пункте 13 км, автомотриса заглохла вновь, и на этот раз, казалось, окончательно. К счастью, благодаря упорству и стараниям локомотивной бригады автомотрису удалось завести, и доехать до Курска. Немного погуляв по окрестностям ж.д. вокзала станции Курск я вернулся на платформу, а в 18.31 выехал в Москву поездом №746 Белгород - Москва, на который в этот раз с трудом удалось достать билет. За пять минут до полуночи поезд прибыл в Москву, а ещё через 50 минут я был дома. Поездка оставила самые положительные эмоции, осталось лишь дождаться начало отпуска.
Спасибо за внимание!