На просторах cоловьиного края. На новых местах близ Черемисиново, и вечер на окраине Щигров

Jul 24, 2019 12:55

Летние поездки на просторы Курской области, а конкретно - на линию Курск - Касторная - Воронеж уже стали своего рода традицией. А вспомнить как всё начиналось: пасмурная погода, первая ночёвка возле железной дороги, редкие грузовые под тепловозами М62. Времена меняются: тепловозы М62 в ТЧ Курск-Сортировочный уже не эксплуатируются, всё что ещё не списали вряд ли выйдет на линию. Зато грузовое движение на линии за последние годы стало лучше: стало проще поймать участковые или сквозные грузовые поезда, в то время на момент начала изучения линии грузовые движение представляли лишь местные вывозные поезда, остальное ходило редко и нерегулярно. Да и пассажирских стало побольше. В общем - перемены к лучшему есть. Лето было в самом разгаре, когда я задумался о возвращении на линию. Остановаливало лишь одно - погода, которая, согласно прогнозам в Курской области была довольно пасмурной. Впрочем, и столица не отстала: июньская жара и солнечные дни сменились дождями и прохладой. Но вот в начале 20-х чисел июля прогноз погоды сулил в Курской области солнечные дни, а потому я взял билеты на поезд и пасмурной дождливой пятницей 19 июля выехал из Москвы на просторы соловьиного края.


Проснулся я из-за встряски вызванной прицепкой тепловоза к поезду №109/110 Москва - Анапа по станции Курск. А из-за того, что ехал я в последнем вагоне (в Курске смена направления движения) встряску я ощутил очень хорошо. За окном была ясная погода, хотя на небе было чуток облаков. Изменив направление движения и номер с 109 на 110 поезд отправился, и через 3 минуты съехал на линию на Воронеж. В отличии от прошлых поездок выходить я должен был не в Щиграх, а на следующей станции - Черемисиново. Съёмка на привычных местах конечно хорошо, но надо другой район и перегон посмотреть. А поезд уже мчался по линии, после проследования станции Отрешково начались продолжительные кривые. Так, а что у нас с тепловозом? Несмотря на то, что из-за дефицита тепловозов ТЭП70 здесь стали ходить 2ТЭ116, по звукам дизеля я понял, что нас тащит ТЭП70, но только какой. Но выйдя в тамбур и глянув на номер я лишь разочарованно сплюнул - это был ТЭП70БС-281, который много раз мне попадался, и который я как раз особо и не хотел в этот день видеть в этих краях. Но увы. Поезд прибыл на станцию Щигры, высадив нескольких пассажиров отправился дальше. Вот уже за окном проплыли любимые места близ станции Удобрительная, сюда мы вернёмся к вечеру. Спустя 20 минут я покинул поезд на станции Черемисиново. Вот я и на месте!


Покинув поезд я сразу побежал в восточную горловину дабы заснять отправление поезда. Но как назло на соседнем пути стоит брошенный состав из хопперов-зерновозов, который очень мешает. А на перегон уже не успеть - стоянка всего 2 минуты. Вот раздался гудок, поезд отправился со станции Черемисиново. Остановившись у выходного светофора чётного направления я заснял первый поезд.


Тепловоз ТЭП70БС-281 в голове пассажирского поезда №110 Москва - Анапа отправляется со станции Черемисиново Мск ж.д.


Набирая скорость поезд покинул станцию и помчался дальше увозя пассажиров на юг - туда, где солнце и море. Но на море я и сам буду через две с пловиной недели: авиабилеты, бюджет, страховка, виза готовы. А пока прогуляемся по просторам соловьиного края.


Поезд умчался, на станции воцарилось затишье. Первый день фотосъёмки и прогулки начинаем со станции Черемисиново. Станция расположена в 85,6 километрах от Курска в одноимённом посёлке. Путевое развитие включает в себя 4 пути, также есть подъездные пути к различным предприятиям посёлка в том числе к зернохранилищу. Однако судя по накату грузовая работа здесь ведётся крайне нерегулярно.


Посадочный платформы и здание вокзала станции. На станции останавливаются две (по воскресениям три) пары пригодных поездов из Курска на Касторную/Ливны и обратно, а также поезд на котором я собственно приехал сюда №109/110 Москва - Анапа - Москва. Сделав данный кадр я направился на перегон.


Перегон Черемисиново - Мармыжи, вид в направлении Касторной.


Вид в сторону Курска. В кадре нечётный входной светофор станции Черемисиново.


Окрестности посёлка были засеяны пшеничными полями, где-то на горизонте уже работали сельхозтехника. Погода выдалась замечательной и это радовало: после дождливой Москвы уж очень хотелось окунуться в атмосферу тепла, и побывать где-нибудь подальше. И душа отдыхает!  В прошлом году с поездки в Курский край я вообще начал отпуск, сейчас правда нет, но до отпуска осталось всего полторы недели отработать.


Недалеко от путей шла грунтовая дорога, идти было куда удобней чем вдоль путей или по траве. Итак, что у нас впереди? А начнём, как и в предыдущие поездки с поезда №564 Москва - Анапа. На часах 08.32 - поезд уже прибыл в Курск, через 21 минуту отправится в данном направлении. Поезд едет конечно медленно, ранее чем через 2 часа его всё равно ждать не стоит, но с местом определиться надо заранее, всё-таки я не бывал здесь раньше, и не очень хорошо знаю район.


Кривая на 88-м километре линии, вид в сторону Курска.  Освещение сейчас не слишком удачное, если бы поехал поезд, то бок у него был целиком в тени, хотя на прямой солнце немного освещало бы вагоны. Только в прямой столбы - не очень удобно.


Проходные светофоры в сторону Касторной. Впереди была прямая за которой путь поворачивал направо. Можно конечно и на этой прямой заснять поезд, но я решил пройти подальше.


Вид в противоположную сторону.  Сделав данный кадр я направился дальше удаляясь о станции Черемисиново. Но спустя несколько минут мой слух уловил звуки дизеля. Или показалось? Ведь в поле работают тракторы и прочая техника, можно и перепутать. Да и по времени ничего не должно быть. Хотя это всё конечно не предсказуемо. Ладно, продолжаю прогулку. Но когда я прошёл вдоль прямой и вошёл в кривую со станции Черемисиново раздался гудок. Бегу назад, слышу нарастающий перестук.


Через минуту со стороны Курска показался грузовой поезд. Выигрышно его было конечно снимать в кривой на горизонте, а на прямой что слева, что справа - хрен редьки не слаще. Решил снимать с внешней стороны кривой, где хоть немного подсвечивало солнце.


Тепловоз 2ТЭ25КМ-0181 в голове грузового поезда следует по перегону Черемисиново - Мармыжи в сторону Касторной. Получилось так себе, но я не ждал этот поезд, знал бы заранее - выбрал бы местечко получше.


Грузовой поезд состоявший исключительно из полувагонов промчался мимо меня, и вскоре скрылся за поворотом. Ладно, ничего страшного, 2ТЭ25КМ не тот тепловоз чтобы расстраиваться. Ещё не один поезд снимем сегодня.


Продолжаю прогулку вдоль линии. Впереди был виден небольшой мостик, но где-то за поворотом должен был быть ещё один более солидный мост.


Да-да, вот он уже виден впереди. Пассажирский поезд №564 Москва - Анапа уже в пути, но времени всё равно ещё достаточно. Однако в скором времени ожидается встречный пассажирский поезд №143 сообщением Кисловодск - Курск который курсирует по данной линии менее года. Пройдя вдоль кривой выхожу к мосту.


Прямая и мост через реку Тим. Вот здесь бы было хорошо заснять поезд. Но для пассажирского свет довольно контровый. Постояв несколько минут я принял решение пройти дальше за кривую.


А блокировку уже переключили в направлении Курска - явно под пассажирский. Надо поспешить, всё-таки график я не посмотрел, знал только что скрещение с поездом №564 будет по станции Удобрительная.


Миновав мост и подошёл к очередной кривой, железная дорога поворачивала налево


Прямая на 90-м километре линии, вид в сторону Касторной. Где-то там за поворотом находится остановочный пункт 91 км.


Найдя место где насыпть была пошире я стал ждать пассажирский поезд. Освещение и здесь было контровое, но всё-таки лучше чем у моста. Вообще, если говорить именно о съёмке поезда №143 Кисловодск - Курск, то идеально по солнцу его можно заснять не раньше чем на участке от окрестностей о.п. Мелехино и до станции Отрешково, и ещё вблизи Ноздрачёво есть вариант. А вот обратный рейс снимать на данной линии бесполезно - свет контровый везде, если конечно речь о съёмке в солнечную погоду.
Прошло 15 минут, но поезда пока не было. А освещение становилось всё лучше и лучше. Проехай поезд минут 40 спустя, и освещение было вполне хорошим. Но увы. Вот раздался гудок поезд приближается.


Зазвенел находящийся за кривой переезд и через пару минут со стороны Касторной показался силуэт тепловоза ТЭП70.


Тепловоз ТЭП70-0489 в голове пассажирского поезда №143 Кисловодск - Курск.


Пассажирский поезд состоящий из 10 вагонов промчался мимо меня и скрылся за поворотом. Раньше этот поезд ходил по маршруту Кисловодск - Москва - Кисловодск, но в ноябре прошлого года маршрут был изменён и поезд стал курсировать до Курска. При том, что через Курск до этого поезд не ходил. Отмена данного поезда между Кисловодском и Москвой вызвала недовольство пассажиров, ведь это был один из бюджетных вариантов быстро доехать до столицы с курортов КМВ и обратно. С одной стороны, за курян можно порадоваться, но, с другой стороны, где в областном центре с населением 448 тысяч жителей найти такое количество пассажиров чтобы заполнить поезд? Разумнее было пустить поезд до Москвы через Курск, тогда, помимо Курска, доехать до курортов КМВ была бы возможность ещё и у жителей Орла и Тулы.


Засняв поезд я направился к переезду. Надо было осмотреть окрестности, и определиться с местом съёмки.


Железнодорожный переезд и остановочный пункт 91 км. На переезде и остановочном пункте я решил не задерживаться, надо идти дальше. В конце-концов о.п. можно будет и на обратном пути заснять, сейчас главное найти место для съёмки пассажирского поезда №564.


Но долго место искать не пришлось, ибо после кривой за о.п. 91 км была довольно протяжённая прямая. Найти бы только какой-нибудь пригорок или выемку. Но насчёт выемки явно нет, а вот пригорок может быть и найдём. Может вообще заснять в кривой?


Вообще данная идея мне показалась интересной, но только я не знал длину пассажирского поезда №564. А в выбраном мной месте была охранная зона газопровода, столбики с предупреждениями портили вид. А встань поближе - где гарантия, что поезд весь в кадр поместиться. Да и куст мешает.


Ладно, прямая длинная ещё найдём место. Пройдя мимо проходных светофоров продолжаю путь. Дойдя почти до самого конца кривой замечаю добольно высокий пригорок, но...Деревья мешаю нормально заснять поезд. Но ближе к путям есть ещё один. Конечно назвать его пригорком сложновато, но всё-таки выше уровня путей.


Но и вид кстати довольно неплохой. Дело за малым - дождаться поезд. Погода отличная, небо чистое, осталось только сделать кадр поезда №564. Интересно, а какой будет тепловоз? 2ТЭ116 маловероятен, но исключать нельзя. Вообще хотелось бы обычный ТЭП70, но такой тепловоз почти гарантированно бывает лишь с проходящими в ночное время поездами №359/360 Калининград - Адлер - Калининград, и 467/468 Смоленск - Имеретинский Курорт - Смоленск. А с другой стороны с данного места любой тепловоз выглядел бы хорошо.


Наконец послышался перестук и впереди показался силуэт тепловоза ТЭП70БС. Ну хорошо, пусть будет ТЭП70БС, главное чтобы не 243 или 280. И здесь мне повезло.


Тепловоз ТЭП70БС-209 в голове пассажирского поезда №564 Москва - Анапа между о.п. 91 км и о.п. Расховец, перегон Черемисиново - Мармыжи.


Поезд был успешно заснят, через мгновение я наблюдал данный поезд следующей в кривой. Я подошёл к путям.


Но едва промчался поезд, как со стороны Курска снова послышался гудок. Интересно, что это? А впрочем удивительно было переспрашивать самого себя - человека который уже бывал в этих краях, и прекрасно знающего о том, что по удалению за пассажирский идёт пригородный поезд.


Прошло 5 минут, со стороны о.п. 91 км послышался протяжённый гудок. через минуту впереди показался силуэт рельсового автобуса РА1.


Рельсовый автобус РА1-0054 сообщением Курск - Кшень - Ливны-1. Интересно, а АЧ2 ещё ходят здесь? Не так давно прошла информация о планируемой замене на Мск ж.д. автомотрис АЧ2 на РА3, более того ряд автомотрис уже оставлены под списание. Точный ответ можно было бы получить по результатам завтрашнего дня и по прибытию в Курск.


Пригородный умчался, я решил пройти вдоль кривой.


Надо сказать, что места здесь не менее симпатичные. Вообще одно время меня интересовала выемка, что вблизи о.п. Расховец, но просматривая видеозаписи сделанные из окна поезда пару лет назад я понял, что данное место уже заросло. В общем пройдя ещё немного вдоль кривой я принял решение вернуться. И когда я проходил проходной светофор раздался гудок тепловоза ЧМЭ3. Быстро возвращаюсь на пригорок. Вообще третий кадр с одной точки уже многовато, но это будет последний.


Вскоре со стороны Курска показался одинокий тепловоз ЧМЭ3 в корпоратином окрасе, как мне показалось. Неплохо, но лучше бы с местным грузовым поездом следовал, до Кшени подобные составы ходят регулярно. Но касаемо одиночества зрение обмануло меня.


Это был тепловоз ЧМЭ3-3036 который был всё-таки с одним хоппером-зерновозом, который он тащил на элеватор Кшенского ХПП.


Вообще в этих краях подобных вагонов-зерновозов производства ТВСЗ стало абсолютное большинство, хотя пару лет назад картина была несколько иная. На подъездных путях Щигровского КХП почти все вагоны были именно данной модели.


Поезд помчался дальше на Кшень. Ладно, достаточно кадров с этого района, идём потихоньку назад. Надо ещё на фоне моста заснять поезд, а там как раз освещение в скором времени должно стать идеальным.


93-й километр линии, вид в сторону Курска.


92-й километр. Погода стала более облачной, солнце всё чаще скрывалось в облаках. Вдобавок немного захотелось перекусить. Спрятавшись в тени от кустов я распаковал сухпаек. Правда перекус был лёгкий: полпачки галет и паштетом мне вполне хватило чтобы почувствовать себя комфортно.


Прошло полтора часа. Блокировка по-прежнему работала в сторону Касторной. Постояв ещё 15 минут я принял решение пререместиться к мосту через реку Тим.


Вот в кадре показались деревенские дома и платоформа остановочного пункта 91 км.


Остановочный пункт 91 км расположен в конце 91-го километра линии, на перегоне Черемисиново - Мармыжи. Вблизи о.п. расположены деревни Ивановка и Становое Черемисиновского района.


Покинув окрестности о.п. я зашагал вперёд и через 20 минут вышел к мосту. Блокировку, между тем, переключили на Курск, всё как надо. Теперь главное переместиться за мост и заснять поезд. Но едва я прошёл мимо проходных светофоров как за спиной раздался гудок. А я мало того что не успел, так ещё оказался в месте, где насыпь узкая. Пытаюсь пробежать к мосту, где насыпь значительно шире, но не успеваю.


Из-за поворота показался одинокий тепловоз 2ТЭ25КМ-0183. Получилось так себе, вдобавок автофокус немного подкачал. Эх-х. Но, кстати, если бы успел и прошёл за мост, то кадр был бы не намного лучше из-за того, что солнце спряталось в облако и тепловоз проследовав через мост оказался в тени. Ну что делать. Я направился дальше.


Перейдя мост через реку Тим я оглянулся, и заметил, что блокировку вновь переключили на Касторную. Получается, что по станции Черемисиново у тепловоза скрещение со встречным поездом. Но освещение здесь уже не то, чтобы снимать поезд со стороны Курска, единственный вариант - пройти за кривую ближе к Черемисиново, там свет должен быть получше.


Миновал кривую, ожидаю поезд. Спустя 10 минут послышался нарастающий перестук, и из-за поворота показался грузовой поезд. Из-за соображений безопасности я немного отодвинулся от путей, но тут щебёнка под ногами начала съезжать вниз. Еле успел сделать кадр.


Тепловоз 2ТЭ25КМ-0178 в голове грузового поезда. И опять КМ и очередной состав с Михайловского ГОКа. Кстати обратил внимание, что полувагоны во всех грузовых поездах были собственностью Федеральной Грузовой Компании (ФГК), хотя в прошлые поездки были зелёные полувагоны приписки станций Курбакинская, Михайловский Рудник, Котёл.


После съёмки грузового поезда я направился за кривую.


А спустя 25 минут блокировку опуть переключили. Так, идём обратно к мосту.


Правда от идеи с мостом была мысль отказаться, виной тому стали работающие в поле трактора. Из-за сильного ветра и поднятых в следствии работы тракторов облаков пыли окрестности выглядели так себе. Но, к счастью, через 10 минут полевые работы прервались. Я направился к мосту. Преодолев пару кривых я вышел к прямой перед мостом. И тут опять гудок с Касторной. Бегу вперёд, перемещаюсь направо на позицию.


Вот впереди показался грузовой поезд. Успеть то я успел, но наползающее облако стало скрывать солнце, в результате железную дорогу накрыли тени, хорошо хоть не очень сильные, вытянул без проблем.


Тепловоз 2ТЭ25КМ-0115 в голове грузового поезда следует со стороны Касторной. Засняв данный поезд я направился вновь к станции Черемисиново.


И вновь я решил остановиться возле проходных светофоров. Светофор "1" горел жёлтым, по удалению за грузовым поездом пока ничего не ожидается.


Решил остановиться здесь - на 88 километре. Фотосъёмка проходит довольно результативно, разве только с грузовыми не очень получается, то скомпонуешь не очень удачно, то освещение подводит, хотя...Не скажи, что совсем уж так плохо - нормально. Тем более ещё не вечер, да и завтра ещё один съёмочный день. Решил подождать здесь, а далее идти на станцию. Спустя 40 минут предвходной светофор загорелся зелёным сигналом. До обратного пригородного поезда на Курск оставалось ещё полтора часа,я понадеялся на очередной грузовой, ну или сборный под ЧМЭ3-3036, который ещё не вернулся из Кшени. Но увы!


Спустя 40 минут я направился на станцию, тем более по пути надо было заскочить в магазин, вода заканчивалась. Забежав в придорожный магазин я закупил воды, и направился на станцию Черемисиново. В 17.29 на станцию прибыл рельсовый автобус РА1-0054. Пассажиров внутри было мало, сев у окна я приобрёл билет до станции Удобрительная. Знакомство с новым районом прошло успешно, теперь можно и вернуться на привычные места на окраине Щигров.


Дорога до Щигров заняла около 20 минут, в 17.49 я уже вышел на платформу станции Удобрительная. И сразу направился на перегон. Пригородный помчался дальше на Курск, а в Щиграх у него будет скрещение с поездом №144 Курск - Кисловодск.


Который должен быть здесь уже очень скоро. Правда заснять его, как я уже писал, увы, в солнечную погоду невозможно из-за контрового света, ну и ладно. Главное - пассажирские поезда со стороны Касторной, первый уже будет через час. Идём на перегон. Миновал входной светофор. Послышался информатор: "Внимание поезд! Нечётный!" Стоп, а почему нечётный? Ведь прибывающий пассажирский имеет чётный номер.


И тут со стороны Черемисиново показался грузовой поезд. Вот такого я не ожидал. Информатор оповестил и о прибытии чётного поезда - ожидалось скрещение грузового и пассажирского поездов. Жалко только к переезду не успел, хотя...Там всё в тенях, а к моменту когда поезд доехал до меня светило солнце.


Тепловоз 2ТЭ25КМ-0181 в голове грузового поезда, перегон Черемисиново - Удобрительная. Ну это явно сквозной грузовой поезд: хопперы-цементовозы - не местный груз.


Грузовой поезд проследовал через станцию Удобрительная, а вскоре на Касторную помчался пассажирский поезд №144 Курск - Кисловодск.


Ну а я вышел на позицию к переезду. Теперь осталось дождаться пассажирские поезда и сделать успешно их фотографии. Вопрос только какие тепловозы будут? Теоретически возможен размен, такое уже было.


На входном светофоре станции Удобрительная уже загорелся зелёный сигнал, хотя блокировка ещё работала в направлении Касторной. Но спустя 10 минут её переключили. Пока первого пассажирского поезда нет решил немного пройтись по грунтовке. В 18.45 я вернулся к переезду, вскоре сработала сигнализация.


Впереди показался пассажирский поезд с тепловозом ТЭП70БС в голове.


Тепловоз ТЭП70БС-281 в голове пассажирского поезда №109 Анапа - Москва, перегон Черемисиново - Удобрительная. Увы, опять ТЭП70БС-281, вдобавок я его в этом месте уже снимал. Ладно, вопрос что будет с Адлерским ПДСОм.
Пассажирский поезд умчался, а спустя 10 минут переезд вновь зазвенел. Что это? Для второго пассажирского явно рановато, между ними 25 минут разницы.


Но впереди показался тепловоз ЧМЭ3. Ах вот оно что, про данный тепловоз я и забыл как-то.


Тепловоз ЧМЭ3-2036 следует резервом со станции Кшень в направлении Курска.
Тепловоз проследовал станцию Удобрительная, на мгновение вновь воацарилось затишье. Солнце потихоньку спускалось к линии горизонта дело шло к закату. Вот зазвенела сигналиция на переезде.


И со стороны Касторной показался пассажирский поезд №083 Адлер - Москва. Локомотив в корпоративном окрасе, но что-то на ТЭП70 не очень похож. Или...Неужели это 2ТЭ116?


Да, да, ко мне приближался пассажирский поезд с тепловозом 2ТЭ116 в голове. То, зачем сейчас гоняются многие ферроэквинологи, и то, что и мне повезло поймать.


Тепловоз 2ТЭ116-1544 в голове пассажирского поезда №083 Адлер - Москва. Отдельно спасибо помощнику машиниста за приветствие!


Поезд проследовал через станцию Удобрительная и через минуту скрылся из виду. День определённо удался! Даже если бы и не попался 2ТЭ116 с пассажирским я не сильно бы расстроился, но мне повезло, и это радовало! Надо сказать, что меня уже имеющийся результат настролько устраивал, что можно было бы вообще уехать, но впереди был ещё один день. А значит завтра тепловоз 2ТЭ116 поедет обратно, только на этот раз он будет тащит состав поезда №110 Москва - Анапа.


После проследования пассажирского поезда светофор загорелся красным. Прошло 5 минут, 10, 20...Без изменений. Ну значит в ближайшее время поездов со стороны Касторной более не будет. Впрочем, мне текущего результата хватает. День удался!


Солнце скрылось за облаком, но окрестности по прежнему были хорошо освещены. Через мгновение солнце вновь выглянуло из облака чтобы через несколько минут окончательно скрыться из виду за горизонтом.


Стало темнеть когда я спустился к реке Щигор. Пернатые певцы прославившие Курский край уже завершили сезон песен, а потому вечерняя тишина нарушалась лишь стрекотом кузнечиков, кваканьем лягушек и лаем собак. Типичная провинция, душевные места. Немного постояв у воды я направился на станцию Удобрительная, с которой доносился информатор: "Внимание поезд! Чётный" . Когда я вновь оказался на станции прибыл тепловоз ЧМЭ3-3036, в Курск он явно не ездил.Тепловоз прибыл на второй путь и остановился. И только спустя полчаса, после проследования грузового поезда из Касторной, ЧМЭ3 умчался в темноту июльской ночи. Погулял по ночной станции до самого пригородного поезда из Курска, в лице рельсового автобуса РА1-0061. А после этого неторопливо отправился к месту привычного ночлега на 68-м километре линии. Впереди был очередной день съёмок и прогулки на просторах соловьиного края.

фотолинии, подвижной состав, ТЭП70БС, рельсовый автобус, 2ТЭ116, тепловозы, железная дорога, фото, ЧМЭ3, Московская железная дорога, ТЭП70, 2ТЭ25КМ, РА1, МЖД

Previous post Next post
Up