Тверская область - пожалуй, один из самых интересных регионов для ферроэквинологов. С одной стороны, кто-то может не согласиться, ибо природа здесь не сильно отличается от соседних областях, да и горы отсутствуют. Но, с другой стороны, именно через Тверскую область проходит большая часть любимой многими ферроэквинологами Бологое-Полоцкой магистрали, а также линия Торжок - Соблаго где сохранились действующие семафоры на станциях Ранцево, Селижарово, Скакулино. А также на линии Лихославль - Вязьма есть 3 станции с сохранившимися прожекторными светофорами - Льняная, Высокое, Рождествено. Но если разъезд Рождествено уже несколько лет как на консервации, то станции Льняная и Высокое - действующие, хотя работают лишь в дневное время, и не каждый день. Именно одну из этих станций, а именно - станцию Льняная я решил посетить, в дни когда световой день достиг максимальной продолжительности. Добираться до станции Льняная я решил через Ржев, куда прибыл в районе полуночи.
Прибыв в Ржев я сразу направился на станцию. Нет, о съёмки и речи быть не могло, тем более я штатив в эту поездку и не брал вовсе. Немного постояв на станции я направился к разъезду Мелихово. Прозвучало объявление об отправлении на Муравьёво грузового поезда. Через несколько минут сквозь темноту июньской ночи помчались на запад грузовые вагоны ведомые тепловозом 2ТЭ25КМ. Время уже перевалило за полночь, как прошёл встречный грузовой поезд также с тепловозом 2ТЭ25КМ в голове. Ночь выдалась тёплой и спокойной. Вот очередной поезд на Великие Луки промчался. На самом же разъезде Мелихово царило затишье, движения не было, что в общем-то привычно. Но вот на одном из выходных светофоров в сторону Торжка зажглись два жёлтых, а через несколько минут со станции Ржев-Балтийский проехал тепловоз 2ТЭ25КМ резервом. За составом явно поехал. Правда судя потому, что на часах только начало 2 часа ночи, вернётся он либо до пригородного на Торжок, либо встретиться по пути. Посмотрим! Однако первые поезд со стороны Торжка проехал уже через 40 минут - тепловоз 2ТЭ116 притащил состав из цистерн и полувагонов.
Коротая время я то ходил вдоль соединительной ветки Ржев-Балтийский - Мелихово со стороны Великих Лук, то вдоль линии на Вязьму.
Но долго ждать рассвета не пришлось, вскоре на горизонте показалась полоса света. Сейчас световые дни самые длинные в году, а значит надо этим пользоваться. Солнце ещё не появилось из-за горизонта, но светлеть стало стремительно.
Разъезд Мелихово, вид в направлении Торжка.
Вид в направлении Вязьмы. На какое-то время движения на Рижском ходу стихло, но спустя какое-то время со стороны Великих Лук раздался гудок.
Вскоре проехал тепловоз 2ТЭ25КМ перегоняющий куда-то снегоуборочную машину СМ2. Довольно необычное сочетание, для этих целей, как правило, используют маневровые локомотивы, а тут 2ТЭ25КМ.
Поезд неторопливо приближался к входному светофору, и вскоре остановился. В голове промелькнула мысль попробовать дойти до поезда и сделать кадр, но я отказался от этой затеи понимая, что могу элементарно не успеть. И в общем-то не ошибся: спустя 3 минуты тепловоз загудел и поезд поехал дальше.
А я направился в западную горловину станции Ржев-Балтийский вдоль соединительной ветки со станцией Мелихово. Надо сказать, что накат на соединительных ветвях довольно хороший, а вот на ветке идущей прямиком на Вязьму куда слабее - поезда по ней ходят явно не каждый день.
Выходные светофоры в направлении Великих Лук.
Поднялся на насыпь главного хода на недействующий о.п. 239 км. Вскоре со стороны Муравьёво показался грузовой поезд. Попробовал заснять, но немного переволновался кадр не удался, вдобавок бригада меня хорошенько пропесочила. А зная тот факт, что в последнее время на Рижском ходу часто стали сдавать, решил уйти на всякий случай. Главной задачей в этих краях я ставил съёмку латышского ПДСа, но до него ещё есть время. Уходя слышу перестук с разъезда Мелихово. Так, а это ещё что?
Оказалось, что это очередной грузовой поезд прибыл со стороны Торжка. Но тут я обратил внимание на жёлтый сигнал светофора "Ч". Так, значит сейчас что-то должно проехать из Великих Лук.
И кстати освещение довольно таки хорошее для съёмки поезда. Правда здесь в кривую поместиться только локомотив, ну может ещё пара вагонов. Через 5 минут со стороны Великих Лук послышался шум, правда немного приглушённый. Резак?
Но через минуту в кривой показался тепловоз 2ТЭ116 с контейнерным составом
Тепловоз 2ТЭ116-1481 в голове котейнерного поезда следует по перегону Ржев-Балтийский - Мелихово со стороны станции Великие Луки. Первый кадр был успешно сделан, да и тепловоз попался зелёный.
Контейнерный поезд проследовал через разъезд Мелихово и под два жёлтых сигнала умчался в направлении Торжка. Отлично, значит в Льняной будем ждать обратный проход. Но обрадовался я рано, спустя 40 минут тепловоз 2ТЭ116-1481 проехал обратно резервом. Как выяснилось позже контейнерный состав был брошен на станции Ржев-Белорусский, на Торжок поезд не поехал.
Перед тем как заснять поезд из Риги я решил перекусить распаковав уже привычный для таких вылазок армейский сухпаёк. За это время со стороны Великих Лук проследовало пару грузовых, после этого движение прекратилось. Позавтракав я вновь поднялся на высокую насыпь возле о.п. 239 км.
Выходные светофоры горели красным чётный маршрутный также был закрыт. Но стоять в этом месте как-то узковато, а потому я принял решение пройти подальше. Правда надо поспешить, ибо до прибытия пассажирского поезда осталось всего 20 минут.
Нечётные выходные светофоры станции Ржев-Балтийский. Выйдя на 240-й километр и пройдя за стрелочный перевод я остановился.
В общем-то в этом месте стоять было однозначно удобнее, чем позле о.п. 239 км. Не намного конечно, но тем не менее. Поскольку в запасе оставалось ещё немного времени я быстро пробежался к входному светофору, но вид там был не сильно лучше. Вернулся обратно, тем более после съёмки поезда в моём распоряжении оставалось чуть менее часа чтобы дойти до посадочной платформы на разъезде Мелихово, откуда я поеду к станции Льняная.
Вскоре послышалась едва слышимая сигнализация на переезде и со стороны станции Муравьёво показался тепловоз ТЭП70 в корпоративном окрасе. Не самый лучший вариант, если уж в корпоративе, то я скорее бы на ТЭП70БС согласился, но только не на это. Вдобавок попался тепловоз который я ранее уже снимал. Но что есть то есть, не пропускать же.
Тепловоз ТЭП70-0350 в голове фирменного поезда №002 «Latvijas Ekspresis» Рига - Москва прибывает на станцию Ржев-Балтийский. Поезд промчался мимо меня, я же направился обратно. Я без проблем успевал на пассажирскую платформу разъезда Мелихово, даже в запасе чуток времени оставалось. Я пошёл вдоль пути до самого путепровода на магистралью Лихославль - Вязьму в надежде, что быть может по удалению проедет грузовой поезд. Но по удалению так ничего и не проехало, вернее проехало, но когда я уже был вынужден покинуть главный ход и переместиться на разъезд Мелихово.
Разъезд Мелихово, вид в направлении Вязьмы.
Вид в направлении Торжка. В кадре посадочная платформа разъезда. Вскоре объявили о прибытии пригородного поезда на Торжок. На данном участке пригородные маршруты выполняются рельсовыми автобусами РА1, хотя ещё несколько лет назад курсировал ТЭП70 с пассажирскими вагонами. И вот со стороны Ржева-Балтийского показался рельсовый автобус РА1-0025. Пассажиров было немного, приобретя билет до станции Льняная я устроился у окна и стал рассматривать окрестности ж.д. На станции Ржев-Белорусский ДС выдала разрешение машинисту о проследовании перегона до станции Старица. Движение на участке от Торжка до Ржева-Белорусского в ночное время, а также в отдельные дни осуществляется по путевым запискам, ввиду того, что на данном участке круглосуточно работает только станция Старица. Станции Панино, Высокое и Льняная работают только в дневное время суток, но не каждый день. В этот день станции не работали - в Панино прибыли под красный сигнал входного светофора, также было и со станциями Высокое и Льняная. А на станции Старица было скрещение с грузовым поездом ведомым тем самым тепловозом 2ТЭ25КМ (0107) который я видел ночью. Настрой стал немного пессимистичный, после полуночи со стороны Торжка уже 3 грузовых прошло, а это уже прилично, да и неизвестно когда поедет следующий грузовой поезд. Если вообще поедет. Тем не менее стараюсь себя приободрить, 2 поезда уже заснял, ну и РА1 точно снимем. Вообще линия оказалась настолько заросшей, что найти место для съёмок занятие довольно проблематичное. И что меня ждёт на месте? Наконец рельсовый автобус прибыл на станцию Льняная. Изначально я не планировал снимать рельсовый автобус, но из-за того, что он ехал довольно медленно всё-таки в кадр попал.
Рельсовый автобус РА1-0025 отправился со станции Льняная в направлении станции Торжок.
Поскольку станция в тот день не работала, и движение, как я уже сказал, осуществлялось по путевым запискам, поезд отправился на перегон под красный выходной светофор "Ч2". Пригородный поезд умчался, вот я в царстве прожекторных светофоров.
Станция Льняная, вид в сторону Ржева. Поскольку я моём распоряжении было около часа, ибо РА1 недолго задержится в Торжке, и вскоре поедет обратным рейсом на Ржев, надо было определиться с точкой съёмки. Я направился к чётному входному светофору станции Льняная, хотя ещё по прибытии обратил внимание, что там было всё в тенях, и маловероятно, что к обратному проходу пригородного поезда солнце поднимется так, что тени отступят. Но проверить стоит.
Входной светофор "Ч" станции Льняная. Нет, без вариантов. Конечно есть впереди освещённый участок, и РА1 наверняка получится на нём заснять, но тогда светофор получится крупновато, а если снимать на широком угле РА1 получится мелко. В общем - идею я признал неудачной.
С другой стороны, освещение сейчас вообще никакое, вдобавок сплошные заросли. Надо будет вообще лишнюю растительность обломать, но это позже, и если будет в этом необходимость. Поднявшись на пути я глянул на солнце. Нет, если снимать здесь пригородный из Торжка, то только в пасмурную погоду. Стало понятно, что надо возвращаться на станцию.
Ну вот я снова на месте с которого начал знакомство со станцией Льняная. С одной стороны, я немного пожалел, что не снял РА1 более крупно, когда тот отправлялся на Торжок. С другой стороны, цель была заснять с прожекторными светофорами, где бы тогда я снимал рейс из Торжка на Ржев? Хорошее освещение было на переезде, но тогда в кадре будет лишь входной светофор "Н", но задней стороной.
Вскоре раздался гудок и впереди показался рельсовый автобус РА1. Рельсовый автобус неспешно съехал на боковой путь, правда тут я немного дернулся в результате кадр получился не совсем таким как я хотел, но тем не менее.
Рельсовый автобус РА1-0025 сообщением Торжок - Ржев-Балтийский прибывает на станцию Льняная. Кстати путь №2 по которую следует РА1, лежит не только на деревянных шпалах, но и на песчаном балласте. Тем не менее кадр был сделан. Рельсовый автобус умчался на Ржев. Очевидно, что со стороны Торжка ничего серьёзного ждать не стоит, ну разве только маневровый тепловоз может проехать. Но это будет не раньше, чем пригородный проследует станцию Старица. На часах стукнуло 10.00. Но рейс на котором я буду возвращаться обратно будет только в 18.37, а значит в моём распоряжении более 8 часов. За это время ну хоть что-то должно проехать. А пока движения нет погуляем по станции и окрестностям.
Торжокская горловина станции Льняная. Вид в направлении Ржева.
Вид в сторону Торжка. В кадре группа чётных выходных мачтовых прожекторных светофоров, справа-налево "Ч2", "Ч1", "Ч3", "Ч4". Сегодня станция не работает, но, в отличии от разъезда Рождествено, не закрыта на консервацию. На втором пути накат отличный, на первом несколько похуже, а на третьем крайне слабый. На 4-м и 5-м путях наката нет вовсе.
Вид в сторону Ржева. А вот в Ржевской горловине только 2 мачтовых светофора на 1-м и 4-м пути, а на 2-м и 3-м светофоры карликовые. Также впереди видна стрелка отходящего от станции бывшего подъездного пути к бывшей станции Нерудная (ныне путь разобран).
Станция Льняная, вид в сторону Торжка. Станция открыта в 1874 году в составе линии Лихославль - Вязьма. Расстояние от Лихославля - 50 км. С момента открытия станция носила название Ильино, но 1899 году была переименована в Загорье. Нынешнее название появилось в 1931 году. Возле станции находится деревня Ильино Торжокского района.
А я вернулся к прожекторному светофору "Ч".
Вид на станцию Льняная со стороны Ржева. Тени отступили, освещение было отличное.
Вот сейчас бы поезд с Торжка, но нет. А на часах уже 11.25, время летело довольно быстро. Спрятавшись в тени от деревьев я стал ждать. Конечно я понимал, что шансов на поезд со стороны Торжка почти нет, но иногда всё-таки случается и то, чего не ожидаешь. Прошло полчаса, и тут я услышал шум похожий на шуи грузового поезда, только вот раздавался он за спиной. Или показалось?
Но спустя 5 минут со стороны Ржева действительно показался грузовой поезд. Освещение было контровое, нормально не снимешь. Хотел было снять, но увидев, что ко мне приближается тот самый 2ТЭ116 который я снимал на рассвете я снимать его не стал.
Грузовой поезд с тепловозом 2ТЭ116-1481 с голове прибывает на станцию Льняная со стороны станции Высокое.
Грузовой поезд снизил скорость до 15-20 км/ч, поезд медленно въехал на станцию и съехал на боковой путь №2, по направлению к которому была переведена стрелка. Поскольку пассажирская платформа есть только у 2-го пути, то в дни когда станция не работает стрелка постоянно переведена для движения через путь №2, для того, чтобы пригородный поезд мог прибыть к платформе.
Соответственно не только пригородный, но и другие поезда , в дни когда станция не работает, следуют через станцию Льняная с отклонением по стрелочным переводам. На станциях Высокое и Панино такой же алгоритм движения, в дни когда станции не работают.
Грузовой поезд проследовал по второму пути и вновь вернулся на главный. Спустя пару минут впереди показался дым - тепловоз стал набирать скорость, поезд помчался дальше на Торжок.
На часах было 12.08, до пригородного на Торжок ещё более 6 часов, явно тепловоз успеет забрать в Торжке другой состав и поедет на Ржев. Если только не поедет резервом, такой вариант тоже исключать нельзя. Но если поедет резервом, то будет заснят точно также как я снимал его прибытие в Льняную. Правда времени осталось не очень много, через час-полтора солнце уже переместиться на другую сторону от ж.д. А значит надо расчистить от растительности обочины.
Я сломал часть кустов, видимость стала значительно лучше. Но вы бы видели какие джунгли на этой линии бывают. Поразительно, что за линией не следят, раньше хоть обочины обрабатывали чтобы кусты не росли, а теперь всем пофигу. Пусть зарастает!
Спустя полтора часа солнце стало переместилось по левую сторону, значит теперь снимать надо с правой стороны. Это конечно было менее выигрышно, но что делать. На часах было уже в районе 14.00, за это время уже успел и пообедать. И всё внимание при съёмке уделял прожекторному светофору. Вообще я не позволяю себе лазить на светофоры, но в данном случае вперые залез, но лишь с целью посмотреть год изготовления светофора.
Данный прожекторый светофор был изготовлен в 1959 году - 60 лет, и до сих пор в строю. Неизвестно конечно сколько ещё проработает, но сейчас такое редко встретишь, везде линзовые. В нашей стране в одной только Тверской области есть несколько станций с прожекторными светофорами - Льняная, Высокое, Рождествено. Есть прожекторные светофоры и на линии Торжок - Соблаго, но там они используются в качестве предупредительных, а входными являются семафоры - такое вот сочетание раритетов. Ещё две станции оборудованные прожекторными светофорами - Николенково и Тверская С-Кав ж.д. находятся на территории Краснодарского края, на участке Белореченская - Туапсе, хотя в скором времени их могут заменить на линзовые, всё-таки прожекторные светофоры сложнее в обслуживании, давно не выпускаются, да и запчастей к ним осталось очень мало.
А погода, между тем стала несколько хуже, небо немного затянули облака. Зато не так жарко, а вдобавок это позволяло мне заснять грузовой поезд с Торжка с данной позиции, как я и хотел. Главное - тепловоз в Торжке, теперь только обратный проход дождаться и сделать кадр поезда с данным прожекторным светофором. Забегая вперёд скажу, что всё сложилось совсем не так, как я ждал, однако я результатом остался доволен.
52-й километр линии Лихославль - Вязьма, вид в направлении Ржева. Чтобы не стоять на одном месте я несколько раз прошёлся вдоль лини в сторону Ржева, но далеко не уходил: отойду от светофора около полукилометра и назад. По моим расчётам обратный проход поезда следовало ждать в интервале 16.00 - 17.00, до этого времени он вряд ли будет.
Время неумолимо летело вперёд, и вот, наконец, на часах было 16.00. Всё внимание на горизонт. Надо сказать, что я в общем-то продолжал прогуливаться вблизи светофора, даже если долгожданный грузовой поезд поедет со стороны Торжка, то пока он снизит скорость, пока проследует по 2-му пути, у меня будет вагон времени чтобы занять нужную позицию. Но пока на линии сохранялось затишье. Вспомнил, что зимой один из любителей приезжал в этот район, притом действовал по аналогичному плану, но уехал тоже почти без результата. У меня то хоть грузовой прошёл, но, увы, не с той стороны. Только бы повезло, а то ещё придётся приезжать. Я просто такой человек, который может совершить и не одну поездку пока не добьётся желаемого результата. В данном случае целью является кадр поезда с входным прожекторным светофором. С одной стороны, уже есть фото РА1 с прожекторными светофорами, но я хотел сделать кадр именно с этим светофором.
Время от времени поглядываю назад, в сторону Ржева. И в один из таких моментов я увидел на горизонте дым и силуэт локомотива. Или обман зрения? Но вскоре я увидел и свет от прожектора. Сомнений нет - снова едет поезд из Ржева.
Занимаю позицию. В данном случае затянувшие небо облака сыграли мне на руку - можно было снимать поезд с любой стороны. Но вот только опять поезд пошёл не с той стороны.
Поезд приближался и тут я увидел, что это был не грузовой, а сплотка из двух тепловозов 2ТЭ116. Это всё меняло в корне - теперь можно заснять сразу два тепловоза, при этом один кадр будет какой я и хотел - с прожекторным светофором.
Тепловоз 2ТЭ116-687 в составе сплотки из двух тепловозов следует по перегону Льняная - Высокое со стороны Ржева. И теперь главное сделать кадр второго тепловоза.
Вторым был тепловоз 2ТЭ116-508, который был также успешно заснят. Хоть проехал и не грузовой, но желанный кадр всё равно был сделан.
Вдобавок попались довольно старенькие тепловозы, пусть оба и в корпоративном окрасе РЖД.
Вскоре тепловозы скрылись на горизонте. Получилось не совсем так как хотелось, но привередничать в такой ситуации было бы глупо, тем более и погода в данном случае подыграла - спрятав солнце, да и получил два кадра вместе одного. Но кстати ещё есть шансы, что будет грузовой. Хотя времени не очень много, если поезда не будет в течение ближайших 50 минут, то значит его уже ждать не стоит.
Прошло 50 минут, но поезд так и не появился. А потому, сделав очередной кадр чётного входного прожекторного светофора станции Льняная, я направился на станцию.
Ржевская горловина станции Льняная, вид в сторону Торжка.
Нечётный карликовый прожекторный светофор "Н2"
Данный светофор был изготовлен в 1960 году. К слову, мачтовые выходные светофоры были также выпущены в 1960 году.
Вид в сторону Ржева. В кадре карликовые светофоры "Н2" и "Н3", а также мачтовый светофор "Н1"
Вид в сторону Торжка. До прибытия пригородного поезда на Торжок остался час. В общем-то на этом можно было бы закончить, но я решил сделать ещё несколько кадров, да и нечётный входной светофор надо бы заснять, а то всё внимание было чётному. Без нечётного входного пост о станции будет выгляеть несколько неполноценно.
Вид на посадочную платформу, здание вокзала и группу чётных выходных светофоров.
Здание вокзала станции Льняная. Вокзал включает в себя помещение дежурного по станции слева, а в правой части зал ожидания. Правда в зал ожидания попасть не удалось, но сквозь стекло рассмотрел, что внутри было довольно аккуратно.
Служебное здание на станции Льняная. Краем глаза даже можно заметить туалет, кстати, не единственный на станции.
Группа выходных чётных выходных светофоров.
Сделав кадр выхожу на переезд. Впереди виден нечётный входной светофор. В запасе достаточно времени, а потому я неторопливо дошёл до светофора и заснял его.
Нечётный входной прожекторный светофор станции Льняная. Сделав этот кадр я направился обратно на станцию.
Стало немного светлее, сквозь матовую пелену проглядывало солнце. Дошёл до платформы, на которой уже стали собираться дачники. Интересно, сильно будет заполнен пригородный? Всё-так я здесь ни разу не ездил. Но судя по тому, что ездит РА1 пассажиропоток невелик.
В 18.33 на горизонте показался рельсовый автобус РА1. Пока ждал пригородный поезд, с я успел разогреть гуляш с картофелем, но ужинать решил только после пересадки на электропоезд "Ласточка". На этот раз прибыл рельсовый автобус РА1-0050. Пассажиров внутри было немало, но свободные места были. Рельсовый автобус загудел, и отправися на Торжок. Вот за окном снова поплыли заросли вдоль линии. Дорога прошла довольно быстро, всё-таки сейчас между Льняной и Торжком нет промежуточных остановок. В Торжок прибыли в 18.58. На пересадку в Ласточку до Твери 13 минут. И хоть в кассу была очередь, да и кассир работала не быстро, я успел купить билет и сел в Ласточку до Твери. Электропоезд отправился на Тверь. Кстати, тепловозов 2ТЭ116 я в Торжке так и не увидел. Возможно конечно 2ТЭ116-1481 был закрыт вагонами, или ушёл на Соблаго, а вот сплотка вполне могла уйти на Бологое через парки Виноколы и Шлюз станции Лихославль. По крайней мере в Осеченке я летом видел несколько раз вечерами пару тепловозов 2ТЭ116 следующих со стороны Твери - явно они шли с Торжка.
По прибытии в Тверь я покинул электропоезд, далее предстояла пересадка на "Ласточку" до Москвы. На станции Тверь в этот момент шла пересменка маневровых бригад. Вообще я снимать не планировал, но увидев, что все тепловозы голубого цвета всё же сделал кадр.
Тепловозы ТЭМ18Д-138 и 140 на станции Тверь. Конечно у коллег по увлечению возникнет вопрос, а чего третий тепловоз в кадр не взял, ведь реально было. Согласен, но мне не понравилось, что тепловоз вдали был немного перекрыт, да и съёмка на больших станциях для меня по большей части пройденный этап. Хотя, конечно, момент редкий - сразу 3 тепловоза не в корпоративе.
Пересев в скоростной поезд "Ласточка" Тверь - Москва я продолжил путь домой. Дорога прошла быстро, дома я уже был в 23.48. Поездка конечно вымотала меня, но результатом я был доволен, и места мне очень понравились. Возможно я ещё приеду в район станции Льняная, по крайней мере желание есть, но это уже будет другая поездка, о которой я надеюсь расскажу читателю. А этот рассказ подошёл к концу. Спасибо за внимание!