Еще немного размышлений про идентификацию или почему искусство целительно.

Mar 06, 2020 01:25

Вот легко заметить, что когда мы соприкасаемся с образами, даже придуманными другими людьми, они нас могут захватить. Так часто происходит в кино или театре, особенно если фильм или спектакль сделаны качественно, и цепляет нас эмоционально. К сожалению, цифровые технологии почти убили бумажные книги, но и при чтении ( а вот я все-таки убеждена, что при чтении книги с листа, а не с экрана, это значительно выраженнее) мы погружаемся в фантазии автора, и если текст нам откликается, оказываемся внутри картинки. И те, кто привык с детства читать книжки, знают и хорошо помнят, как может быть увлекателен сюжет, как срастаешься с главным героем, и уже это не он «приключается», а ты сам, проживая один за другим поворот сюжета. Иногда фильмы, или пьесы, написанные по известным литературным произведениям разочаровывают. Все не так. Книга дает больше простора для фантазий - текст, как медитация, способен породить свои собственные образы, наполнить их живыми чувствами. Мы идентифицируемся с героями и проживаем какие-то сюжеты из их роли. У кино немного другой эффект, там зрительный ряд предложен авторами, и более однозначен и динамичен. Но и эффект идентификации может оказаться сильнее.
Идентификация - установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков; распознание - так расшифровывает понятие словарь. Это про узнавание объекта по сути. Когда мы смотрим или читаем - здесь скорее про отождествление себя с героем, и мы вполне себе это можем не осознавать. Просто глубоко сопереживаем, симпатизируем, мы на его стороне, мы вместе с ним. Мы как будто-бы он и есть.
А замечали когда-нибудь, что если герой отрицательный, но обаятельный, то мы идентифицируемся с ним с особой силой? Ну вспомните гангстерские фильмы, или Остапа Бендера, или хотя бы Тома Ссойера, заставившего друганов красить забор вместо себя. Интересная штука. С одной стороны, мы вполне понимаем аморальность поведения такого героя, преступника, убийцы, обманщика, манипулятора, а с другой стороны мы «болеем» за него.
Психодрама по-настоящему получила статус психотерапии именно тогда, когда ее создатель Якоб Морено этот эффект отследил. Первоначально была простая идея - рассказать и проиграть историю из своей жизни. Но однажды, одна из участниц первых групп получила совсем не свойственную ей в жизни роль - агрессивной и злобной женщины, и с вдохновением ее сыграла. А через несколько дней ее муж поделился, что в их жизни произошли перемены, и как будто часть затруднений и конфликтов ушла. Интересный фокус, правда?
Идентификация с героем фильма или книги, особенно с «отрицательным» дает нам возможность прожить те чувства и примерить те качества, доступа к которым у нас в обычной жизни нет. Агрессию, сексуальную свободу, или что-то иное, что запрещаем себе в реальной жизни.
Стоит сказать, что в реальности мы тоже иногда проживаем для себя запретное или социально не одобряемое через выбор партнера, друга, сообщества или профессии. Так, например, выбирая в товарищи человека уверенного или даже нахального, мы как бы «присваиваем» его качества, находясь рядом, как будто тень от них падает и на нас. Но прожить это через героев кино или книг - быстрее и доступнее.


искусство, психодрама, психотерапия., наблюдения

Previous post Next post
Up