О капризах памяти

Jan 22, 2020 01:23

Когда я стала учиться своей нынешней профессии и пришла в психотерапевтическую практику, я была сильно впечатлена тем, как распаковываются, особенно в некоторых практиках, воспоминания. Вот прямо - хлоп - и человек помнит, какая лампочка на потолке в роддоме висела в момент его рождения. Это было необыкновенное открытие, что человек, оказывается, помнит все.
Чуть позже включились сомнения. Не в работе, в жизни. Когда я стала расспрашивать своих старших родственников о разных событиях жизни, в том числе и тех, которым сама была свидетелем или участником. Сюрприз - показания не сходились!
Это заставило задуматься. Включилась критика. В работе пазлы стали сходиться, когда я обнаружила - и это тоже впечатлило! - что совсем не факт, что то, о чем рассказывает клиент, соответствует реальности.
Действительно ли память наша безгрешна?
Вот вы, например, помните, что в начале перестройки на всех углах продавалась такая симпатичная орехово-шоколадная паста Нутелла в баночках? Я вот - отчетливо помню. Еще и рекламу про нее гоняли непрестанно. А вот фиг - не было. Никаких полосок не существовало. И фирма утверждает, что никогда такое не производила.

В 1986 году были проведены исследования психологами Робертом Небисом, Скоттом Ветцлером и Дэвидом Рубином, которые позволили построить распределение воспоминаний среднестатистического человека в возрасте до 70 лет. Обнаружилось, что люди неплохо помнят недавние события, но события прошлого помнятся значительно хуже и этот показатель снижается к периоду примерно лет 3-х. Безусловно, какие-то ранние события помнятся, но насколько они достоверны? Или они реконструируются из рассказов родственников или каких-то ассоциаций?
Этот феномен, кстати, получил название "имплантации воспоминаний", и, как показали другие исследования, случаются такие "имплантации" значительно чаще, чем принято думать.
Например, известен эксперимент одного из известных когнитивных психологов Элизабет Лофтус, позднее повторенный Джулией Шоу и Стивеном Портером.
Людям в возрасте от 18 до 53 лет был выдан буклет с четырьмя историями из детства, записанных со слов старших родственников. Три истории были настоящими, а одна - выдуманная. Испытуемым было предложено назвать как можно больше деталей именно этого, несуществующего события - и они называли. Как минимум четверть испытуемых его подробно описали.
Представляете, и это в совершенно спокойной обстановке! А что происходит в ситуации стресса, когда восприятие деформируется по определению? Попробуйте спросить трех свидетелей ДТП что случилось - они все расскажут вам разное.
Я сама помню какие-то свои детские истории, и картинки залипли накрепко. Особенно те, что связаны были с сильными эмоциями. С воспоминаниями моих близких они совпадают не всегда. Это естественно - у каждого в тот момент, если он вообще запомнился, своя собственная картинка. Например, моя мама, все чаще не может вспомнить день моего рождения, что уж тут скажешь о других эпизодах.

Как же быть в этой ситуации терапевту, слушая истории клиента? Есть же еще влияние среды, где вот стало обязательным это "менявдетствемаманелюбила" и разное другое, включая разные травмы. Верить или сомневаться?
Меня в свое время учили так - есть внутренняя правда клиента. Его внутренняя картинка. И она может быть настолько субъективной, что совсем не совпадать с реальностью. Ну, не верю я, например, что все родители поголовно насильники. Но эта внутренняя картинка, пусть искаженная, всегда связана с чувствами. А чувства - живут в теле. И тело - умное, умней головы во много раз. А раз так - то будем пробовать.
И да, есть еще хорошая новость - раз наша память такая непрочная, то наши воспоминания можно реконструировать так, чтобы найти в них опору и ресурс.



размышления, Психотерапия.

Previous post Next post
Up