Oct 06, 2007 13:21
В основе тайм-менеджмента лежит нежадность.
Я - не жадная. Еще я работоспособная, наблюдательная и обучаемая. Это последствие советского воспитания.
Все наше поколение, воспитанное нашими великими бабушками, занятыми мамами и различного рода воспитательными коллективами - от ясельного до трудового приобрело неискоренимые вредные привычки к справедливости, ударному труду на благо строительства светлого будущего, стремлению быть всегда и везде на передовой. « Кто, если не я !» - говорит мой ровесник и с энтузиазмом бросается на амбразуру.
Когда стало понятно, что назначенного на 1980 год коммунизма не состоится в связи с заменой его на московскую олимпиаду, лично у меня возник исследовательский интерес, а нельзя ли как-то переформатировать трудовую нагрузку.
Психология по тем временам еще оставалась буржуазной лже-наукой, а волшебных иностранных слов про делегирования полномочий еще никто не слышал. Я работала в одном из бесчисленных научно исследовательских институтов в должности старшего подай-принеси-пошла-вон, и в мои функции в связи с молодостью и недостаточным статусом входило освоение целины. Надо сказать, в те времена научно-исследовательские институты в нашей стране специально были организованы для поднятия сельского хозяйства, иначе как можно объяснить жесткий график посещения в рабочее время окрестных и дальних колхозов-совхозов-овощебаз, где в режиме нон-стоп все время нужно было чего-то косить-полоть-выкапывать-убирать-перебирать.
Ученых степеней у меня тогда не было, зато были свободные руки, поэтому я была первым претендентом на оказание гуманитарной помощи родному сельскому хозяйству.
Но все-таки гены любознательности и экспериментаторства у меня тоже были. Все-таки я дитя своего времени и своих родителей. Так вот, с регулярностью посещая сельскохозяйственные предприятия на свежем воздухе, я заметила, что граблей как правило всегда не хватает на всех участников мероприятия. И тут очень важно, выйдя из автобуса ухватить грабли побольше и с гордостью их нести до нужного поля. Честные советские труженики, с молоком матери впитавшие, что публично отлынивать от работы стыдно, обделенные сельскохозяйственным инструментом, испытывают при этом непереносимые муки совести. Поэтому, прибыв на место необходимо грабли отпустить и на минуточку отвернуться. Все, инструмент уже в надежных руках! Сейчас с чистой совестью можно пойти позагорать на солнышке и поваляться на травке. Всегда найдется кто-то, кто сделает работу лучше тебя! Нужно просто доверять людям.
Спонтанно полученные результаты прошли эмпирическую проверку во времена моей работы в профтехучилище. Сейчас эти учебные заведения получили гордое название колледжей и лицеев, а тогда никто особо не выпендривался. И вот я, правильная домашняя девочка с высокими идеалами и неистребимым желанием сеять доброе и вечное пришла трудиться преподавателем. О сколько открытий чудных меня ждало! Ну, например, я обнаружила что подростки, от которых с радостью избавилась школа соседствуют в одних учебных группах с выпускниками заведений для умственно отсталых. Имбецильные детки были вполне способны освоить пару операций на конвейере и были оформлены как вполне нормальные чтобы сэкономить на дефектологической надбавке для педагогов. При этом существовал «процент качества», то есть я должна была поставить две трети пятерок и четверок, иначе считалось, что это я их плохо научила.
Преодолев свое изумление, я сообразила, что с этим надо что-то делать. Просто так ставить пятерки мало способным к освоению гуманитарных знаний подросткам мне не позволяла выкормленная бабушкой совесть.
Посоображав пару дней, я решила передать (или как нынче говорят - делегировать) эту неприятную функцию самим ученикам. Я делила их на пары-тройки и прочие малые группы, в которых они сами друг друга с пристрастием расспрашивали о пройденном материале и с гордостью ставили друг другу оценки. При этом у меня высвободилась масса времени для изобретения новых форм активного обучения и даже для подготовки отдельно талантливых имбецилов к участию в разного рода олимпиадах. С какой радостью мы брали областные призы!
Сейчас, когда я работаю в вузе, мои творческие эксперименты нашли поддержку двух авторитетнейших фигур.
Прежде всего, я нашла подтверждение правильности своей мысли о том, что всю работу сам не переделаешь и самое лучшее - поручить ее специально обученным людям, у великого экономиста Парето. Не нужно делать то, что за тебя может сделать другой!
Вторым очень важным для меня событием была встреча с профессором Петровской. Она специально приехала из МГУ, что бы рассказать нам, как она применяет у себя на кафедре активные формы обучения, привлекая студентов к различным видам деятельности. «Правильным путем идете, товарищи!», подумала я про себя.
Теперь мои студенты с большим удовольствием сами составляют для себя экзаменационые вопросы (кому как не им знать, как понятнее сформулировать вопрос!) и тесты, сами отвечают на них, сами друг друга спрашивают и проверяют. И надо заметить, делают это с куда большей дотошностью, старанием и въедливостью, чем я. Еще бы, ведь наследственную тягу к справедливости и ответственности никто не отменял!
По-моему, всем хорошо.
Из вчерашнего. Алексей Корюкин, организатор и вдохновитель фестиваля «Святочные встречи» позвонил в то время, когда я болтала в аське с девчонками, Леной и Наташей. Ему срочно приспичило включить в буклет название моей мастерской. Тема нынешних «Святок» - реальное или идеальное.
Ничего более умного чем «Идеальный ребенок - или реальная сволочь» в голову не шло. Это в контексте последних жизненных событий.
Девочки легко и творчески подключились к процессу поиска формулировки. Сколько идей они нарожали!
Приведу лучшее.
Ребенок - миф или реальность.
Руководство по впихиванию в ребенка собственного идеала.
Идеальный ребенок или реальность….
Идеальные дети - это реально?
Идеальное Чудо и реальное чудовище..
И т. д.
Пользуйтесь, мы не жадные.
Итак, тема святочной мастерской утверждена! «Идеальное чадо и реальное чудовище».
Спасибо вам, девочки! Спасибо от всех, кто приедет с 8 по 13 января в Адлер! И от Алексея Корюкина - отдельное спасибо!
технологии,
наблюдения,
благодарности,
конференции,
случаи из жизни и практики