Как часто самолету нужно проходить техническое обслуживание (ТО)? Думаю, среди читателей журнала достаточно много автомобилистов. Наверное, проводить аналогии с автомобилями будет очень удобно.
Итак. Давайте представим, что все, что написано в руководстве по эксплуатации к автомобилю - на 100% обязательно к выполнению. Все ТО - 5000 км, 10000 км, 50000 и т.д. Все замены жидкостей, смотровые работы, замены агрегатов и деталей. Понимаю, это недешево, но это одно из обязательных условий того, что машина вам прослужит как можно дольше и не подведет в самый ответственный момент из-за недосмотра.
Примерно так же дела обстоят с самолетами. Только, все правила ТО (регламент ТО), законы и сроки должны выполняться неукоснительно. Я не могу много рассказать по поводу обслуживания инормарок, поэтому остановлюсь на "своем" типе Ту-154М.
Грамотный автолюбитель перед каждым выездом хотя бы бросит взгляд на свой автомобиль: состояние колес, наличие вмятин, подтеков, трещин и прочих внешних признаков неисправности.
Но постойте, ваш автомобиль стоял всю ночь на улице. Поэтому вы должны были еще вчера все отверстия заткнуть заглушками, одеть чехлы и поставить колодки под колеса. Так что утром - первым делом начинаем расчехлять автомобиль и осматривать его состояние. Манометром - давление в колесах (хорошо, когда бортовой компьютер сам может подсказать такие параметры - не надо пачкаться), внешнее состояние мотора, наличие всех жидкостей (омыватели, масло, топливо, антифриз). Совсем не помешало бы опуститься и посмотреть тормозные шланги к колесам.
Все в порядке? Мы только что сделали работы по форме "Обеспечение вылета". Подогреваем салон, двигатель, и поехали. Но, запомните, если вы не выехали в течение часа, то работы выполняем заново.
Сделали остановку у магазина, чтобы закупить продуктов. Не торопитесь бежать в магазин, даже если все покупки займут у вас 5 минут. Нужно выполнить работы по обеспечению стоянки автомобиля. Осмотриваем кузов на наличие повреждений, ставим колодки под колеса (у самолета тоже тормоза есть, ну и что? колодки необходимы), проверяем состояние двигателя и возможные подтекания. Все в порядке? Можно в магазин. Только не забываем закрыть ваше транспортное средство. Вам же не надо подниматься к двери по пятиметровой стремянке;).
Когда возвращаемся из магазина, обязательно делаем работы по форме "Обеспечение вылета". И никаких "Там и так все нормально! Я пять минут назад смотрел". Делаем все как положено.
А что нам делают на СТО, когда мы пригоняем машину по километражу? Я никогда не участвовал в этом, не видел эти наряды на выполнение работ, поэтому не могу ничего сказать конкретного. Знаю лишь то, что не все добросовестно с этим заморачиваются. А это плохо. Техника не любит плохого к себе обращения.
Итак, Ту-154М.
Через каждые 150 часов налета выполняются работы по форме "Б". Замена топливных и масляных фильтров, смотровые работы, заправки жидкостями и газами различных систем. Техникам приходится облазить весь самолет изнутри и снаружи. Как правило эту форму делает цех оперативного обслуживания, поэтому может случиться, что делать ее будут ночью, под дождем и сильном ветре.
Через каждые 300 часов налета выполняется форма "Б-четная". Работ по этой форме в два раза больше, и я никогда в них не участвовал (мое основное дело - оперативная подготовка самолетов к полетам). Там работ уже гораздо больше и выполняются они, как правило, в ангаре. Проверяется почти ВСЕ - начиная от кресел пассажиров и аварийных трапов и заканчивая всеми техническими отсеками.
Каждые 600 часов полета выполняется форма "раз".
Каждые 1200 часов полета выполняется форма "два".
Раз в год выполняется форма "три".
Раз в два года выполняется форма "три-четная".
Все формы возрастают по трудоемкости. Крайние формы "три" занимают очень много человекочасов. Самолеты очень значительно разбираются, проверяются, осматриваются. Наиболее критичные места дефектируют средствами неразрушающего контроля. Про них хочу рассказать подробнее, но в другой раз.
К чему это я все? К тому, что у самолета не отвалится в штатном полете крыло только из-за того, что там развивалась трещина. Специалисты ТО эту трещину найдут задолго до того, как она станет хотя бы приблизительно опасной.
Летайте самолетами. Ваша безопасность в наших руках;). Очень часто бывает, что агрегат (колесо например, насос или еще чего) отлично работает, никогда не подводил, а его нужно менять. Почему? Потому что почти у всех деталей, агрегатов и устройств на самолете есть ресурс. Это как гарантия от производителя, что деталь будет работать. Если производитель больше не может дать гарантию, то агрегат должен быть снят с самолета! Вот так вот все строго. Авиация - ОЧЕНЬ дорогой бизнес.
PS Все фото в посте с одной из трудоемких форм обслуживания. Можете представить насколько разбирается самолет каждые два месяца, ради того, чтобы полет сделать безопасным.