Рагачоў

Dec 04, 2016 17:34






К городам с прямоугольной уличной сеткой,  в которых новая форма плана не приобрела композиционно законченного, «идеального» вида, а увязывалась с ландшафтно-топографической ситуацией, относится Рогачев. В отношении преемственности при реконструкции существовавшей планировки он входит в группу поселений с значительной степенью наследования общих направлений или непосредственно трасс улиц. Также сохранились и получили последовательное развитие особенности общественного центра, на фоне других качеств города наиболее интересные для анализа.
         Автором впервые выполнена реконструкция плана центра Рогачева эпохи классицизма, основанная на изучении картографических документов(план Рогачева: конца  XVIII в.- РГВИА ф.846, оп.16, д. 21526, лю1; 1778 г.-[417 л. 182]; 1784 г.- РГИА, ф. 1350, оп. 312 д. 16; 1798 г. - РГВИА, ф. 846, оп. 16, д. 21528 ч.5, л. 66), современной геодезической съемки территории М 1:10000, литературных источников, натурном исследовании городской среды.
        Структура центра была крестоподобной с осями линейно-узлового построения. Клиновидно очертание надпойменной террасы и древняя планировочная подоснова, органично связанная с ним служили предпосылками для формирования общественных комплексов и пространств, решение которых отличалось монументальностью и парадным ритмом, в эстетическом смысле возвышало город, придавая ему столичные черты. Главная ось, совпадающая со старой основной улицей, ритмично членилась разными по функции планировке и композиционной роли узлами. В оконечности закреплялись компактной группе построек на Замковой горе(рождественская церковь и бывший дворец королевы Боны) и торговой площадью при выезде на Могилев, а середину оси занимала центральная площадь с образными корпусами гостиного двора и присутственными местами.
        Структура центра в процессе ориентации в городской среде осознавалась как охватывающий все поселения крест. Концы которого фиксировались церковью Рождества Богородицы и дворцом на юге, новой торговой площадью на севере, бернардинским монастырем и синагогой соответственно на западе и востоке.
         По месту в плане города, функциональному составу застройки и масштабу пространства площадь с гостиным двором служило основным ансамблем, однако по силуэтному значению преобладало группа сооружений на детинце. Церковь замыкала видовую перспективу главной улицы на всем ее протяжении в 1200 м, начиная от въезда в Рогачев, и вместе со старым дворцом служила завершающим звеном анфиладной композиции, своеобразной кульминацией движения. Эта особенность была свойственна и нерегулярному городу, а за счет развития пространственных узлов на магистрали, придания ей анфиладности, впечатление многоэтапного следования к конечной цели усилилась.
         В симметричную структуру центра были включены асимметричные элементы, что вносило необходимое разнообразие в монументальный ритм общей композиции. Эта задача решалась двумя путями - соответствующей трактовкой художественной роли объемных ориентиров и пространств площадей.
         Во-первых, поперечные улицы в южной части города завершались культовыми доминантами только со стороны Днепра, а со стороны Друти имели открытый «поперечный профиль», ориентированный на заренчные дали. Церкви Безсребренников Козьмы и Демьяна и Архистратига Михаила (бывшая Троицкая) использовались в построении центра как асимметричиные компоненты, вместе с Рождественским храмом формируя цепочку акцентов на кромке береговой террасы вдоль Днепра. При движении по главному проспекту фигурировала композиционная тема зрительного замыкания церковью коротких уличных перспектив, открывающихся в одну сторону перекрестков магистрали с этими направлениями. Во-вторых, строгая классицистическая схема лежащих на оси прямоугольных площадей живописно дополнялась угловым присоединением к главному рынку усложненной по форме культовой площади.

З кнігі Ю.В.Чантурыя “Горадабудаўнічае мастацтва Беларусі”,другой паловы 16 ст, першай паловы 19 ст.
Previous post Next post
Up