Ризван Ибрагимов
Начало
Неужели то, что столько поколений до
них мы подвергли гибели, по руинам
которых они ходят ныне, не направит
их на верный путь? В этом, конечно,
знамения. Неужели они не послушают? Коран
Теперь мы можем приступить к рассмотрению вопроса об избранном народе. Этот вопрос ставил в тупик практически всех толкователей Корана. С одной стороны, в Коране четко и ясно говорится о том, что с сынами Исраила был заключен завет, согласно которому они объявляются избранным народом:
«О сыны Исраила! Вспомните милость Мою, которую Я оказал вам, и что Я почтил вас над мирами». (2:122)
А с другой стороны, я уже отмечал, что Всевышний не очень лестно отзывается об иудеях. Пытаясь снять это разногласие, комментаторы выдвигали разные версии, но никак не могли свести концы с концами. Согласно одних, иудеи были избранным народом, но в результате своей греховности эту избранность потеряли. По-мнению других, иудеи только хотели стать избранным народом.
Согласно Кутбу , избранности не может быть вообще, поскольку «Коран провозглашает универсальное единство принципа верования, на основании которого милость Господа не ограничивается только одной расой или племенем, а равномерно распространяется на всех тех, которые всегда и всюду придерживаются правильного верования».
Йусуф Али отмечает, сыны Исраила стали пионерами в борьбе за дело Аллаха, а потому и "избранным народом", что подтверждает и Маудуди: «Аллах избрал сынов Исраила среди тогдашних народов для выполнения важной миссии: воплощать в жизнь закон Аллаха и распространять во всем мире поклонение Аллаху».
По мнению Дарйабади и Маудуди вследствие своей разобщенности, зависти, ненависти и несправедливости при полном знании истины, сыны Исраила лишились привилегированного положения и потеряли свою особую ответственность в мировой истории.
Существуют мнения, что был не один, а два избранных народа; что сыны Исраила заключали со Всевышним не один, а несколько заветов.
Ближе всех к истине оказался Асад, который пишет, что Ибраима известили о том, что не все его потомки будут праведными, и никто из них не будет принадлежать к «избранному народу» только лишь благодаря своему происхождению от посланника Аллаха. Это относится не только к сынам Исраила, которые через Исхака (мир ему!) происходят от Ибраима , но и к арабской ветви народов Ибраима, к которой принадлежали курайшиты. То есть, это косвенно относится и к неверным из числа потомков последнего пророка.
Зная, что Исраил на самом деле не Йакуб, а Ибраим , что сыны Исраила - не только иудеи, а все его потомки, могу сразу же поправить всех комментаторов в части приписывания избранности иудеям. Они никогда не входили в число избранных, поскольку об этом Коран не упоминает ни разу, но об избранности сынов Исраила говорит многократно. Чтобы разобраться с этим вопросом, рассмотрим аят 2:124:
(Вспомни), как испытал Господь Ибраима повелениями и как тот выполнил их. Тогда Господь сказал: "Воистину, Я сделаю тебя предводителем" - Ибраим спросил: "А мое потомство?" Аллах ответил: "Мой Завет не распространяется на нечестивцев".
Нам сообщают, что за свою праведность и преданность Аллаху Ибраим, он же Исраил избирается пророком. На просьбу Ибраима распространить пророческий дар на его потомков, которых в Коране именуют сынами Исраила, Всевышний отвечает условным согласием. Условие таково, что дар этот будут получать все праведные потомки Ибраима. Они будут выполнять роль имамов (предводителей) среди народов мира. Именно на них возлагается обязанность проповедовать Ислам среди всего человечества. Сыны Исраила, отклонившиеся от истинной религии, ведущие неправедный образ жизни, эту избранность не получают, или теряют ее с потерей праведности. До тех пор, пока хоть один из потомков Ибраима по обеим ветвям остается праведником, никто не может сказать, что сыны Исраила потеряли избранность. Такого Всевышний допустить не может, поскольку только среди сынов Исраила, согласно этому завету, избираются пророки с Писанием, что следует из аята: 3:73:
«И не веруйте никому, кроме того, кто последовал за вашей религией". Скажи: "Поистине, прямое руководство - руководство Аллаха". И продолжает : "Потому что это означало бы, что кому-нибудь дается то же, что было дано вам" (пророчество и Писание), - И они станут препираться с вами пред вашим Господом. Скажи: "Поистине, милость - в руке Аллаха: Он дарует ее тем, кому пожелает!" Поистине, Аллах - всеобъемлющ, знающ!»
Отсюда становится понятна причина, по которой Священные Писания могут ниспосылаться только через один народ. Это не связано с особым благочестием сынов Исраила (Людей Писания) или их изначальным превосходством перед другими народами, о чем повествует следующие аяты:
«Потом Мы дали Писание в наследство тем из Наших рабов, кого Мы избрали; из них есть несправедливые для самих себя, есть и умеренные, есть и опережающие благими деяниями по изволению Аллаха; это великая милость!»(35:32)
«Мы посылали Нуха и Ибраима и в потомках их установили пророчество и Пи¬сание. Некоторые из них шли прямым путем, но многие из них были нечестивыми» (57:26)
Суть заключается в другом. В любом деле для получения максимального положительного результата необходимо единое централизованное руководство. К примеру, мы прекрасно знаем, что любой вопрос, порученный сразу двум или нескольким министерствам, остается, как правило, в неудовлетворительном состоянии. Либо каждый «тянет одеяло на себя», если могут быть какие-то дивиденды, либо никто не занимается им, перекладывая на других. Этот же принцип действует в управлении Мирозданием. Поэтому такое большое внимание Коран уделяет факту единобожия:
«Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с Ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими… (23:91)
То же самое происходило бы в отношении Священных Писаний при существовании нескольких центров (народов или общин), через представителей которых они посылались бы миру. Между этими общинами возникали бы неразрешимые противоречия относительно приоритета и значимости, как самих народов, так и текстов Писаний, что, в конечном счете, создавало бы неразбериху и предпосылки для развития многобожия. Именно поэтому в качестве получателей Писаний был избран один народ, даже не народ, а род - сыны Исраила, потомки Ноаха - Ибраима.
Избранность Всевышнего не предполагает превознесение над другими народами или предоставление каких-либо преимуществ в отношении жизненных благ исключительно в силу этой избранности. В этом отношении остается незыблемым принцип, сформулированный в аятах 98:6,7:
«Воистину, те, которые уверовали и вершили добрые деяния, они - наилучшие из созданий. Воздаяние им у их Господа - сады вечности, в которых текут ручьи. Они пребудут там во веки веков».
Из аята (98:5) мы видим, что не уверовавших сынов Исраиля Всевышний ничем не отличает от многобожников:
«Воистину, не уверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей».
Таким образом, избранность сынов Исраила заключается в получении ими от Всевышнего Слова Божьего, донесении его до всех иных народов и обеспечении на планете условий для свободного волеизъявления людей. Чтобы те, кто желает, без притеснений со стороны могли строить свою жизнь по этим законам или отказаться от них. Поэтому один из основополагающих принципов Ислама гласит:
«Не разрешил в религии Он принужденья, разнится ясно истина от заблужденья. Кто зло отверг и верует (в Аллаха), обрел себе надежную опору, для коей сокрушенья нет…» (Коран, аят 2:256).
Только из среды сынов Исраила могли появляться пророки с Писанием, несущие миру истинные знания Творца, о чем повествует следующие аяты:
«И мы спасли сынов Исраила от унизительного наказания <…> И Мы их избрали по знанию над мирами». (44:30,32)
Избранность по знанию и никакого превосходства в силу своего происхождения. Вот истинный смысл избранности. Народ Исраила не избран над другими народами, чтобы считать тех гоями, как это представлено в еврейской Торе, и получать жизненные блага за счет их эксплуатации. Они избраны не для того, чтобы им оказывались некие мирские привилегии. Они избраны только для того, чтобы через них, и только через них, доводить до мира Верховную Истину. Читатель в дальнейшем убедится, что в этом миру избранность есть не столько привилегия, сколько очень тяжкая ноша.
Кстати, к выводу о существовании избранного народа и наличия у него просветительской миссии от Бога пришел даже генерал-лейтенант космических войск К.П. Петров. Вот что пишет он в своем труде «Тайны управления человечеством, т. 2»:
«Коран - особого рода проявитель смысла общебиблейских и талмудических недомолвок и блудословия:
«Те, кому было дано нести Тору, а они её не понесли, подобны ослу, который несёт книги. Скверно подобие людей, которые считали ложью знамения Бога! Бог не ведёт людей неправедных!» - Коран, 62;5.
Из этого можно понять, что миссии народов в мировой истории всё же объективно существуют. И Коран указует, в частности, на то, что в далёком прошлом соплеменники многих ныне актив¬ных в публицистике, в политике и в бизнесе «марков» уклонились от выполнения предложенной им Свыше просветительской миссии в отношении всех без исключения народов Земли».
Нам остается сделать только одну, правда существенную, поправку. Не о далеких соплеменниках «марков» идет речь в Коране, а о предках нынешних чеченцев.
Среди народов, не являющихся потомками Ибраима могут появляться праведники - авлия, но никогда не может быть пророка с Писанием. Это и есть привилегия, дарованная сынам Исраила, которая превознесла их над мирами (см. аят 2:122):
«Сыны Исраила! Вы вспомните ту милость, Которой вас Я одарил, И то, что Я возвысил вас над прочим людом».
Читателя может сбить с толку аят 3:33, который создает впечатление наличия двух избранных общин - рода Ибраима и рода Имрана:
«Поистине, Аллах избрал Адама, и Нуха, и род Ибраима, и род Имрана пред мирами».
Однако аят 3:34 развеивает это недоразумение, указывая, что каждый последующий род или община является потомком предыдущего - род Имрана является частью рода Ибраима. Это тоже сыны Исраилевы:
«…как потомство одних от других. Поистине, Аллах - слышащий, знающий!»
Завет с Ибраимом был обновлен Всевышним через пророка Мусу, которого еще называют Калимуллахом, во время исхода народа Исраила из Египта. Этот эпитет Муса получил за то, что с ним говорил с Аллах:
«А с Мусой прямо говорил Аллах» ( 4:164) :
Калимуллах - это арабское слово, дословный перевод которого - «говоривший с Аллахом». Одна единственная метатеза - перестановка местами двух букв и возвращение утерянного при переводе гортанного «къ» превращает его в чеченское Къамил Аллах = Къамаьл Аллах. В переводе получается то же самое - речь с Аллахом. Можно считать это совпадением, но таких совпадений очень и очень много. Их много в Торе, их много в Библии, их много в Коране. Когда совпадений много, это называют закономерностью. Из закономерности выводят закон. Только это не тема настоящей главы, к ней мы вернемся позже, но каждый вправе и сейчас сформулировать для себя этот закон.
Коран не раскрывает нам полную суть Завета в одном аяте, но некоторые подробности мы находим в Хумаш (Пятикнижии):
"И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить Мой завет, то будете Мне сокровищем из всех народов, ибо Мне (принадлежит) вся земля. И вы будете Мне царством служителей святому и святым народом». (Шмот 19:5-6)
Речь, несомненно, идет не о каком-то новом завете, как это трактуют некоторые толкователи Корана, а о напоминании сынам Исраила о прежнем Завете Бога с Ибраимом. Завет Аллаха с Ибраимом есть не что иное, как возобновление уже забытого на тот момент завета Всевышнего с праотцем Нохом:
Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом (Ноем), Ибраимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии). Мы заключили с ними суровый завет… (Коран, 33:7)
Продолжение >>>
https://rizvan175.livejournal.com/197478.html