В процессе изучения истории Портленда, штат Орегон, мне попались фотографии одного из многих исчезнувших в 60-е и 70-е годы зданий: Ориентального театра (Oriental Theater), музыкального и кино-театра, существовавшего с 1927 по 1970 г. (Смотреть фотографии можно на
сайте Библиотеки Конгресса США).
К сожалению, в сети выложены только черно-белые фотографии и съемки, но даже по ним видно восхитительную архитектуру и роскошный интерьер здания.
Если бы театр сохранился до сих пор, он несомненно стал бы главной достопримечательностью Портленда, не хуже парижской Оперы.
Согласно
Википедии, театр был построен в 1927 по заказу богатого изготовителя мороженого и льда с на удивление подходящей фамилией Weatherly. Нас уверяют, что театр вместе с прилагающимся 12-этажным офисным зданием начали строить в марте, а к Новому году все уже было готово к принятию гостей. В сети есть фотографии обоих зданий прямо перед открытием:
Не верьте подписям и смотрите внимательно: на первом этаже еще явно ведутся работы, офисное здание не выглядит недавно построенным, на улицах неубранные сугробы снега - разве это похоже на гламурную премьеру в новом главном театре города?
Это всего лишь комната для курения. Джордж Уоррен Уэзерли был очень занятым человеком, служил вице-президентом в разных деловых ассоциациях, наверняка был знаком со всей элитой штата. Можно представить, как они расслаблялись в зале, куря сигары... или кое-что еще (не зря же театр назвали Ориентальным).
Вестибюль
Несмотря на классический орган и систему звуковых спецэффектов, театр в основном использовался для показа фильмов, и только изредка - для симвонических концертов. К 60-м годам, на фоне падения сборов, театр стал терпеть убытки. Отдельные энтузиасты пытались спасти здание, и даже предложили снять театр. Однако наследники уперлись и после смерти Джорджа в 1969 г. продали все, что можно было вынести, и в 1970 театр снесли до основания. На его месте даже не выстроили ничего нового, как была стоянка автомобилей, так и осталась.
Click to view
На YouTube можно найти архивные съемки театра перед сносом. Из него и их фотографий 1969 г. в Библиотеке Конгресса видно, что хотя интерьер немного потрепанный, само здание в хорошем состоянии, в нем даже проводились концерты до самого конца. Так что же не устраивало наследников магната? Неужели сносить театр и ничего не строить на его месте выгоднее, чем продолжать использовать его по назначению? Почему многие другие старые здания - например, Карнеги-Холл, который тоже хотели снести - удалось спасти, а этот театр - нет? Если кто-то хотел замести следы о реальной истории нашего мира - как считают многие сторонники альтернативной истории - то на основе каких соображений они выбирали, что снести, а что оставить? Почему так избирательно, да еще в течение пары веков?
На самом деле войны, революции, землетрясения, пожары и «реновации» 60-х годов вполне могли быть одним и тем же явлением, происходившим единовременно в 60-е и начале 70-х годов. Недаром же это время называют эпохой социальных потрясений, которая по не совсем понятным причинам за достаточно процветающими годами.
Владельцы старой недвижимости сами хотели уничтожить ее - лишь бы не досталась революционерам. Или она стала жертвой боевых действий, ущерб от которых сейчас сильно преуменьшается. С другой стороны, новые хозяева могли быть недовольны «опиумной» красотой театра и хотели стереть память о декадансе старого мира. Скажем, в рамках «Культурной революции» товарища Мао (официальные годы: 1966-76).
Точно не бомба?
Отсутствие чего-то полезного на месте здания скорее всего свидетельствует о том, что статус земельного участка до сих пор спорный, а город или частные компания, естественно, не хотят вкладываться, пока не получат права обратно.