Во время пребывания в славном портовом городе Портленде я решила пойти на
экскурсию по подземным туннелям, которые здесь называют «шанхайскими». Ничего принципиально нового мне не поведали, но зато в очередной раз стало ясно, что, как и всюду, никто толком не знает, кто именно построил многокилометровые подземные помещения. Что совершенно не мешает водить по ним туристов и рассказывать жутковатые истории про насильно завербованных моряков и привидения трагически почивших ночных бабочек.
Начинается экскурсия во дворике таверны-пиццерии, открывшейся в 1974 г. Когда-то здесь была купеческая гостиница.
Обратите внимание на высоту дверей и окон кирпичных зданий.
Торговцы, видимо, были отнюдь не которышками.
Девушка-экскурсовод пояснила, что когда-то приезжих белых людей было меньше, чем местных индейцев, а за индейцев платили больше, потому что они были крупнее и сильнее. Может, нам не все рассказывают о коренном населении Америки и реальном уровне его развития?
Одно из помещений используется как кладовая, но многие другие пустуют. Любители старины время от времени натыкаются на интересные предметы и стараются их повыгоднее оформить.
Старый витраж
Заложенный проход
Вход в туннели
Выход на улицу
Первым «обнаружил» туннели и начал проводить экскурсии некто Майкл Джоунс (ныне покойный). Он был чем-то вроде конспиролога: заявлял, что город хочет стереть неприятные страницы своей истории типа работорговли, торговли опиумом и незаконных игровых заведений. Видимо, заявления стали слишком громкими, потому что историческому сообществу Орегона
пришлось разразиться «разоблачительной» статьей, объясняющей официальную позицию. Далее следует перевод с моими комментариями:
С 1970-х годов появился миф о существовании тайной сети туннелей под улицами и зданиями прибрежной зоны Портленда. Считается, что туннели были построены для поддержки незаконной практики насильственного снабжения экипажей отплывающих парусных судов в конце XIX и начале XX веков. Эта практика была известна как шанхаинг [shanghaiing, aka crimping], а предполагаемые туннели сегодня известны как Шанхайские туннели.
Чайнатаун Портленда
Хотя историки не нашли никаких доказательств существования сети туннелей, миф продолжает существовать. Считается, что туннели проходили между зданиями и под улицами в районе набережной в центре города и простирались на запад до Северо-Западной 23-й авеню и вдоль восточного берега реки Уилламетт. Выдвигаются предположения, что ежегодно похищалось около 1500 или более мужчин, а некоторые люди утверждают, что туннели использовались для похищения женщин с целью проституции. Утверждается, что существование туннелей намеренно замалчивалось, чтобы защитить благопристойную репутацию Портленда.
Заголовок статьи: "Моряки больше не должны быть рабами" (1908)
Шанхаинг описывает практику похищения человека для службы на борту парусного судна. Похищенный матрос, обычно пьяный или потерявший трудоспособность под действием нокаутирующих капель, доставлялся «кримпом» к капитану корабля незадолго до отплытия, за что кримп взимал плату, часто называемую «кровавыми деньгами». Эта практика возникла из паутины международного морского права и практики в XIX веке, когда капитан управлял своей командой на основе трудового договора. Морские капитаны могли отчаянно нуждаться в пополнении команды, если моряки считали, что «прыжок с корабля» и отказ от контракта во время пребывания в порту - это спасение от дальнейшей кабалы. Во время первого всплеска калифорнийской золотой лихорадки в 1849 году экипажи часто массово покидали Сан-Франциско, где притяжение удачи и климат привели к появлению порта, ставшего печально известным из-за шанхаинга.
Салон для моряков, где мог случаться шанхаинг
Развитие Портленда как крупного порта Тихоокеанского побережья произошло в конце XIX века, когда пшеница стала прибыльной экспортной культурой. Пшеница доставлялась речными судами и по железной дороге из бассейна реки Колумбия, а в конце лета сюда прибыла целая флотилия парусных судов. Корабли везли пшеницу в Ливерпуль, Англию, а также в порты Азии и Европы. К тому времени, когда судно прибывало в Портленд, тяжелое плавание через Атлантику и вокруг мыса Горн из Европы или через Тихий океан часто вызывало недовольство среди экипажа. Набирать экипажи для обратного рейса было обязанностью капитана судна, и в Портленде, как и во многих других портах Западного побережья, капитан мог воспользоваться услугой кримпов, чтобы пополнить свой список.
Почерневшие здания Чайнатауна - свидетели планетарной катастрофы
Масштабы шанхаинга в Портленде неизвестны, но данные, собранные защитными организациями моряков, такими как Тихоокеанский профсоюз моряков, указывают на то, что это была проблема в основном на судах, совершавших транстихоокеанские перевозки, и что она была распространена в портах Западного побережья на Пьюджет-Саунд, реке Колумбия и особенно в заливе Сан-Франциско. Развитие больших судов с паровым двигателем, для управления которыми требовались обученные экипажи и которые финансировались, строились и управлялись международными корпорациями, ускорило исчезновение парусных судов, равно как и реформы международного морского права и его соблюдение. Пароходы также обеспечили морякам лучшие условия труда и более стабильную работу, в результате чего к концу Первой мировой войны шанхаинг прекратилось [по другим данным, это продолжалось до 40-х годов].
Портленд в 1900 г.
В 1933 году журналист Стюарт Холбрук в серии романтизированных статей в газете Sunday Oregonian рассказал о шанхаях и развратных временах на набережной Портленда. Его рассказы, некоторые из которых были сомнительной подлинности и авторства, способствовали появлению много лет спустя истории о сети подземных туннелей, использовавшихся для шанхайской торговли. В 1970-х годах в портлендских газетах появились статьи с участием Майкла П. Джонса, менеджера Транзитного банка, агентства социальной помощи в районе Старого города, который был назван человеком, обнаружившим давно спрятанные туннели.
Парусники на реке Колумбия, 1912
Джонс отметил, что туннели были построены для перемещения товаров между подвалами зданий, а также в качестве выходов из игорных притонов и домов проституции, которые могли подвергнуться полицейским рейдам, однако он подчеркнул их роль в шанхайской торговле. Он рассказал, что исследует подвалы Старого города с 1969 года и составил карту сети туннелей. Заявив, что пишет книгу о шанхайской торговле в Портленде, он начал предлагать экскурсии по «шанхайским туннелям». Такие туры проводятся под эгидой Каскадного географического общества Джонса с 1979 года.
Историки района Старого города подтвердили, что там происходили шанхайская торговля и вербовка, а также другие преступные и неблаговидные виды деятельности, но не нашли доказательств существования какой-либо сети туннелей, связанных с ними. Те, кто сегодня осматривает так называемые шанхайские туннели, заходят в подвал, а не проходят по каким-то зловещим туннелям.
Историки, как обычно, игнорируют неудобные факты: что все эти подвалы соединены с другими подвалами. В наше время владельцы домов и ресторанов могут ставить перегородки и укрепления, а еще лет тридцать назад исследователи могли пройти под всей старой частью города, не поднимаясь на поверхность. В других статьях строится предположение, что туннели строились для удобства перевозки угрозов, поскольку из-за дождей или разливов рек улицы часто заливались. То есть выкопать подземные помещения и построить дома еще можно было, но обеспечить улицы нормальным сливом почему-то уже никак не получалось.
Точку зрения самого Майкла Джоунса можно узнать в
записи его экскурсии по туннелям.
Click to view
Он, конечно, напирает на то, что власти хотят замять неудобную историю опасного Портленда, что должно быть очевидно любому ревизионисту в отношении официальной истории. С другой стороны, историки тоже могут быть правы в том смысле, что туннели изначально не строились для того, чтобы кого-то похищать или даже скрывать темные делишки. Скорее всего, это просто остатки подземной инфраструктуры старого мира, включая транспорт и обслуживание. Вот
здесь, например, после сноса здания, обнаружилось сразу три сквозных туннеля.
Насильственный угон в рабство мог быть просто последствием разрушения старого мира и последующего беззакония, подобно тому, как даже в наше время преступные организации занимаются торговлей людьми и используют бесправных мигрантов как рабов.
Стоит заметить, что историки и энтузиасты туннелей согласны в одном: о туннелях все почему-то забыли где-то в 40-е годы, а «вспомнили» о них не раньше 70-х. Неужели в центре Портленда между этими периодами не было ресторанов, магазинов и других частных бизнесов, которым бы пригодились бы подвальные помещения?
Ну ладно Новый мир, но вот даже в одном из фильмов бондианы, «Скайфолл», можно услышать, что старые туннели всё ещё «открываются». А чем занимались городские власти все предыдущие столетия? О чем еще мы «забыли», кроме реальной истории строительства городов, в которых живем?
Еще о Портленде:
Портленд, Орегон. Путевые заметки. Унылый Портленд эпохи диско. Ориентальный театр в Портленде: почему его снесли?