Вот Англия девятнадцатого века.
Ура! Она заметила Вильяма Блейка!
Но странно,
ведь Блейк уже покинул Англию
и поселился в раю.
Геннадий Алексеев, «Англия и Вильям Блейк»
В конце 2011 года случилось удивительное и небывалое событие. В Москве открылась выставка живописаных работ английского романтика У. Блейка. Мне, как специалисту по творчеству этого удивительного поэта, было просто необходимо ее посетить.
Однако гнало меня в Москву не только любопытство, но и задание от единственного в мире профильного научного журнала "Blake: An Illustrated Quaterly"
http://blake.lib.rochester.edu/blakeojs/index.php/blake: осветить выставку для мировой блейковедческой общественности. Я вооружилась фотоаппаратом, блокнотом и поехала.
Доехав перекладными метро от Дома писателя к музею, мы прошли мимо чарующей панорамы Кремля к музею с его шикарными колоннами, меж которых развевалось рекламное полотнище.
![](http://pics.livejournal.com/rintra/pic/000273c7/s640x480)
В пол-одиннадцатого утра мы счастливо избежали очередей, и за смешную сумму в 300 р. вошли в святая святых. В эти дни Блейк соседствовал не только с постоянными экспозициями - копиями античной и средневековой скульптуры - но и с удивительно подсвеченными во тьме полотнами Карваджо.
В холле музея шли фильмы о Караваджо и Блейке; внизу можно было арендовать аудиогида (это такая штука типа телефона, говорящая тебе о разных картинках - я, в силу своей провинциальности, такого не видела). Но мы решили, что мы сами себе экскурсоводы, и поспешили к Блейку.
Впрочем, не так сразу. Сначала я попыталась попросить у администратора, затем пресс-службы и главного хранителя музея права фотографировать публику и выставку для американского журнала. Администратор не могла ничего посоветовать и направила меня к пресс-службе. Девушка из пресс-службы, осмеяв мое намерение фотографировать ("Я сама кандидат наук! В научных журналах не бывает фотографий!") и предложив прислать по факсу письмо от главного редактора журнала, закрыла тему. Секретарь главного хранителя, очень милая девушка, пояснила, что у них очень строго с авторскими правами, и галерея Тейт, предоставившая полотна Блейка, рассматривает все заявки на съемку. Так или иначе, законно снять я ничего из Блейка не смогла.
![](http://pics.livejournal.com/rintra/pic/00028zk8/s640x480)
Потому постараюсь передать свое восхищение словами.
Во-первых, в музее продавались удивительные каталоги выставки, переводы с британских оригиналов, тоже по почти смешной цене - по 800 р. Скажу просто: Блейка в таком полиграфическом качестве я никогда не держала в руках. И если бы не приехала на выставку, то могла бы так и не узнать об этом издании.
Кроме того, в рамках подготовки к выставке был издан новый сборник переводов "Песен Невинности и Опыта" - красивая и дорогая книжечка, с оригиналами стихов и некоторых страниц Блейка, в непривычном узеньком британском формате. В начале 2011 вышел номер "Иностранной литература", посвященный наследию Блейка. А буквально на днях вышла и моя книга о малых поэмах романтика ... Но я отвлеклась. Так или иначе, годы 2011-2012 стали настоящим ренессансом Блейка в России - фигуры сколь гениальной, столь и маргинальной.
К сожалению, я не попала на музыкальные вечера, мастер-классы и лекции, приуроченные к выставке, однако уверена, что они тоже стали уникальным примером интереса к Блейку в России.
![](http://pics.livejournal.com/rintra/pic/000291we/s640x480)
О выставке много не скажешь. Это был Блейк, и все тут. Со всей его сложностью и прямолинейностью, причудливостью линий и символизмом. Это был он. Я не ловила (только позже поймала) себя на мысли, что вот этих кусочков холста он касался своими руками двести лет назад. Я просто смотрела (часть работ не видела раньше) и пыталась поймать то послание, которое так очевидно рвется из работ Блейка, взламывая плоскость его граверной "доски". Ну и работала гидом, конечно.
Хорошо подобранный фон - бордовый и серый - оттенял как мрачность полотен Блейка, так и их графичность. Античные колонны вводили романтика в контекст мировой культуры, а его причастность к литературной традиции подтверждалась иллюстрациями к эпосам Данте и Мильтона.
Удивительное впечатление на меня произвел прижизненный слепок головы Блейка. Было ощущение, что я вижу магический артефакт, но его нельзя не только трогать, но даже фотографировать :) Суровое лицо, большие глаза, сжатые губы, назмуренный лоб, - словно человек, прикрыв веки, бесстрашно и отстраненно размышляет о точилах гнева, о Судном дне и реве гневного Ринтры. Лицо ветхозаветного пророка. Этот слепок заставлял поверить в документальность существования Блейка, словно бы овеществлял его творчество, привязывал к месту и дате, Лондону и началу XIX века.
Интересной была и статуэтка "Ньютон" авторства современного скульптора по мотивам картины Блейка.
Людей на выставке было довольно много, среди них были и аккуратные старушки, и школьники, и люди среднего возраста. Меня, как человека, читающего и изучающего Блейка 10 лет, очень интересовало: что видят в его полотнах мало знакомые с его творчеством люди? Что видят те, кто слышат это имя впервые?
На этот вопрос мне отчасти помогла ответить книга отзывов, наполненная замечательными в своей искренности строками.
![](http://pics.livejournal.com/rintra/pic/0002a4k7/s640x480)
Приведу самые яркие выдержки - в той последовательности, в которой их записали:
"Создатель
Хранитель в тебе проявился
Пролился дождем благодати
Вселился в твой мозг
И разлился твореньем величья.
Посвящается У. Блейку
Татьяна Логунова,
Киев""Возможно, именно сегодня было важно проникнуться мировосприятием У.Блейка, ведь мир нынешний вступает, видимо, в самую трагедийную часть своего существования"
"Мне очень не понравился Блейк. Спасибо за выставку.
Корея"
"Выставка произвеля на меня тягостное впечатление. Видно, что это мастер по письму, но передача зрителю в манере сумасшествия. Душа может успокоиться, отогреться только на выставке Караваджо ... А здесь? Одни черви, никакой пользы для души.
54 г., преподаватель Исаева Е.Ю."
"... скучный однообразный шизофреник. Лучше бы побольше Караваджо привезли, чем этого ненормального старикашку, царствие ему небесное.
Яша"
"Благодаря искусству У.Блейка, срочно, прямло с сегодняшнего дня, буду читать библейские сюжеты. Это для некоторых неподготовленных посетителей прямо испытание и мучит совесть...""Много лет мечтал попать на выставку Блейка. Атмосфера - что-то среднее между божественным и ужасным"
Вот такой разлет. Мнений много, и они полярны. Можно говорить о тотальной непонятости Блейка - или посоветовать организаторам не подсказывать зрителям идею о безумии романтика, обманчиво простую. Впрочем, во времена самого Блейка никто не стоял бы в очерели на его выставку: что там, он был просто малоизвестен и в общем не нужен публике. Открыли его, как известно, прерафаэлиты - их картины также были представлены на выставке.
А значит, искусство все же разворачивает во времени свои смыслы, если сегодня в Москве на выставку стоят вот такие очереди (это было уже в полпятого дня, когда мы покидали музей)
![](http://pics.livejournal.com/rintra/pic/0002bf01/s640x480)
Блейк в России состоялся. Его работы производят на зрителей большое впечатление, и даже отрицательные отзывы говорят о неравнодушии.
А многим, как мне, подарен праздник, - увидеть воочию гениальные картины культового поэта и живописца, романтика, философа и пророка. Спасибо Британскому совету, галерее Тейт и музею Пушкина, а также остальным организаторам, за эту уникальную возможность.
![](http://pics.livejournal.com/rintra/pic/0002c367/s640x480)
UPD: практически одноврменно написан обзор выставки Караваджо, интересно, рекомендую:
http://steblya-kam.livejournal.com/57936.html?view=287824#t287824