Хэппи-энд - это только слово: лаборатория по сказкам в Одном театре

Jul 13, 2023 18:10


Сказки - один из самых богатых жанров мирового фольклора. И также один из самых недооцененных: сказки часто отправляются в фонд «детской литературы» или детского театра, хотя там много важного и для взрослых. Все законы инициации там описаны, хоть и иносказательно.

А это каждому из нас не лишне: понять, что делать, - когда, например, земную жизнь пройдя до середины, ты видишь в зеркале впереди Бабу Ягу...





Итак, Один театр решил устроить лабораторию а) своими силами; б) по сказкам; в) не для детей. И получилось - очень вольно и интересно.

1. Акатов / Горин (15 июня)

Артем Акатов взял сказку многажды опосредованную: пьесу Горина о сказочнике Свифте, который писал о путешествиях в несоразмерные страны.



Три актера: Карим Армадов, Даша Женихова и Дима Волох - сыграли множество персонажей в небольшой нарезке из пьесы. Эти фрагменты, создавая ощущение коллажа, тем не менее не виделись противоречивыми, потому что в каждом история касалась тебя практически лично.



И история о лилипутах в чужой стране, которые никак не могут найти свое место. И история о великане, который слишком хорош, силен, умен - и потому ему нужно деградировать. И история о вечно живом мертвом декане, который в итоге учит нас общаться мыслями, ведь слова все время врут. Они всего лишь слова.



Этот эскиз честно был эскизом, не прикидывался постановкой. И он был хорош в актерских перевоплощениях, в обращении к природе театра как такового, в изящной игре со зрительскими ожиданиями.

2. Фогелев / Пушкин (16 июня)

Начав работать с неоконченной драмой Пушкина «Русалка», Арсений Фогелев сотоварищи от нее сильно отошли. Они создали поэтический, открытый, незамкнутый текст про травму различного рода: оставленная дочь, сложные отношения, измена.



Интересно было с авторскими текстами: монологи писали сами артисты, и порой это было сильно. Для меня зерном словесно-образной ткани спектакля стала игра в слова, с помощью которой радостно застраивали свою бытовую реальность герои Олеси Богдановой и Виталия Борисова:
очарование - естественность - терпение - единство - ответственность - трепетность... Затем, в конфликте, всё меняется: потеря - ярость - тоска - алчность...



Интересно было и с пространством. На переднем плане - мягко освещенный уют: кресло, приемник, столик, гладильная доска (на которой гладит и гладит женщина). На заднем - пространство воды: неглубокий бассейн, в котором сидела - стояла - двигалась девушка в коротком белом платье, та самая русалка: жертва ли? агрессор ли? Даша Женихова ярко сыграла три разных, сильных монолога, но главным стал собственно образ этой загадочной женщины, манкой и жутковатой, в воде, - а отражения водных кругов все будоражили заднюю черную стену. Иное пространство, пространство воды и страха, топос подсознания и ужаса, вины и болезни.



Лирическим героем этой истории стал мужчина (герой Виталия Борисова) - он испытывает сложные эмоции, он где-то виноват, а где-то кажется жертвой, и все происходящее транслируется как волны его памяти или сознания. Мне интересна у Арсения эта способность делать героя лирическим персонажем (так произошло, например, и с весьма неоднозначным героем пьесы «С училища», которому зритель явно должен сочувствовать).

Обсуждение эскиза было жарким: подняв болезненные темы, режиссер всколыхнул эмоции. Мне кажется, это очень важно - не только посмотреть, но и поговорить.

3. Мосолов / Андерсен / Пушкин (17 июня)

Я уже и не помню, что последнее смотрела из постановок Алексея Мосолова. Ну, конечно, помню неоднократно виденные «Параллели» и «Затворника».



Но эскиз, в котором мастерским движением он смешал историю о Руслане и Людмиле и историю о Кае и Герде на основе пластического театра, стал для меня источником очень сильных впечатлений. Ощущение, что режиссер много лет копил в себе энергию, чтобы выплеснуть ее вместе с большой командой в смелый, страшный и смешной эскиз о двух инициациях, о пути людей друг к другу.



Эскиз был разбит на части-главы, где приключения Руслана и Герды чередовались - и вот эти два искателя, эти два героя сошлись вместе.

Актеры работали в самых неожиданных ипостасях и получали от этого явное удовольствие совместного драйва. Из тех, кого я знаю: самоотверженно яркий Иван Романюк, внезапно смешной Кирилл Симоненко, неожиданно комичная и пластичная Анастасия Довбыш, выразительная Татьяна Халиль -   все открылись по-новому. А было еще несколько других, не менее классных ребят и работ.



Говорят, важнейшая часть сказки - хороший конец (хотя ценители «Колобка» со мной поспорят). Хэппи-энд для лаборатории - это постановка. И постановка «Кай и Людмила» уже заявлена в августовском репертуаре Одного театра. Так что - ждем!

Все фото в посте - Анастасия Чалая

Арсений Фогелев, сказки, Один театр, лаборатория, Артем Акатов, Алексей Мосолов

Previous post Next post
Up