В последнее время я все чаще задумываюсь о феномене любительского театра. Окей, не любительского - самовитого, непрофессионального? Эти названия, как и страшное слово «самодеятельность», стигматизированы, означают что-то недокрученное, низкопробное. Раньше было хорошее понятие «народный театр»; например, театр Амербекяна в Новороссийске много лет был народным, прежде чем стать муниципальным, - но и в термине «народный театр» сквозит некоторое пренебрежение.
Я руками и ногами за профессионализм.
Но есть в любительском, не-репертуарном театре что-то такое...
Одно дело, когда ты обучен быть актером, им и работаешь, выходишь - и работаешь. Другое - когда учился на другое, ну или отучился и давно все забыл, но по вечерам - при наличии базы и организатора - собираешься и актерствуешь. Если ты не получаешь за это денег, если ты после работы раз за разом собираешься на репетиции - значит, тебе это ОЧЕНЬ НУЖНО. Это не работа. Это другое.
И, глядя на пространство театральных студий в Краснодаре, навскидку: при «Шардаме», «Одном театре», театрах «Мой», «Люди-Игры», «Свои», «Veritas» - я понимаю, что у нас есть целая социальная прослойка людей, которые не обучены театру в вузе, но которые хотят актерствовать. В которых есть тяга к искусству. Которые готовы не столько зарабатывать на этом, сколько вкладывать деньги (будем честны). И это стремление вызывает у меня категорическое уважение.
Я даже не буду здесь касаться вопросов профессионального обучения и его необходимости / достаточности. Есть великие актеры и режиссеры, не прошедшие творческий вуз (как и, например, большинство писателей не заканчивали литинститут). Есть «профессионалы», которым и театр поручи, и роль дай - а все не складывается. По-разному бывает.
Впервые я была, пожалуй, поражена таким театром на шардамовском «Мыре» - Максим Журков умеет не только придумывать классные спектакли, но и учить людей очень круто работать в них. Потом, наблюдая за разными студиями и попадая на их показы, то разочаровывалась, то радовалась; из последних открытий в области любительского (пусть будет так!) театра в Краснодаре - «Match.krd» того же Максима в том же Шардаме (о нем
недавно писала) и «Дом Бернарды Альбы» в постановке Константина Демидова в театре «Свои» - удивительное многослойное, густое действо.
Потому я с интересом пошла на новый выпускной спектакль лаборатории «Своих» - лаборатория длилась семь месяцев, сам плотный репетиционный период - месяца три.
Константин Демидов придумал решить пьесу Беккета «В ожидании Годо» как «шутку», по мотивам, тем самым сразу снимая слишком серьезные ожидания. А кроме того, сразу разъяснил для зрителя законы интерпретации: действие происходит в около-новогоднее время в отдельно взятой голове. Дерево, у которого ждут Годо, - елочка (хм, там же Рождество... логично!).
Константин Демидов упрощает зрительскую задачу, раскладывая героев Беккета как начала человека: Диди - ум, Гого - сердце, Поццо - эго и мужское, Лакки - душа и женское. Такая «Головоломка» в театре абсурда с сильным позднесоветским вайбом: два главных саундтрека - лирическая тема из «Кин-дза-дзы» и «Скованные одной цепью» Наутилуса. Нормальная околоноговодняя квартира: куча бутылок, телек, бардак, елочка. И два похмельных мужика, к которым потом присоединяется еще одна странная пара.
Константин Демидов честно сознался перед показом, что второй акт они сделать особенно не успели, и что убрали одного персонажа. Но в целом получилось сделать образ томительного, бесцельного ожидания Годо и понятным, и где-то смешным, и жутким. И, в общем, обрывать пьесу Беккета посередине - почему бы и нет, с драматургией абсурда это может работать.
Да, у показанной работы были проблемы: некоторая затянутость второй части первого акта (зато второй акт буквально не более 10 минут!), неровные работы артистов; во время спектакля были очень разные эмоции. И все же - это был ценный опыт.
Артисты - все очень интересны: точный в интонациях Константин Некрасов; потрясающе, марионеточно пластичный Виталий Героев, потенциально сильный Андрей Некрасов (правда, тут роль была интонационно несколько однообразна, а игрово решена неровно); удивительно преображающаяся и сильно работающая на уровне пластики Екатерина Мединская.
Константин Демидов поделился со зрителями своим видением современного беккетовского ожидания: все мы замучены нарзаном, не можем договориться сами с собой и ждем неясно чего. Но милым странным существам, своим героям, режиссер подарил что-то вроде хэппи-энда и содружества: это происходит в коротком втором акте, когда каждый как будто занимает свое место.
В общем, любопытное явление этот ваш любительский театр. Здорово, что он прорастает в Краснодаре. И спасибо тем, кто его делает.