Уютная комедия: «Двенадцатая ночь» Шекспира / Безносова в ТЗО, Краснодар

Jul 08, 2023 19:03


Театр Защитника Отечества - таинственная точка на театральной карте Краснодара. Он есть, но в то же время о нем как-то мало слышно, инфоповодов не дает. Жюри на последней «Кубани театральной» пришло к выводу, что ТЗО, с его преимущественными задачами воспитания, естественно заходит в нишу ТЮЗа, которого в Краснодаре никогда не было. Потому что Молодежный театр - совсем не ТЮЗ, а у кукольных театров свои, другие задачи.





Но вот на постановку в ТЗО пригласили Даниила Безносова - главного режиссера здешнего Молодежного театра, активного постановщика по всей России, в том числе и в нашем драмтеатре. Особенно важно для меня, что вновь встретились Безносов и Шекспир-комедиограф, потому что «Ночь любовных помешательств» в Молодежном театре - настоящий праздник театральной радости (что недавно подтверждено, например, гран-при на всероссийском фестивале «Комедiя-фест»).



Даниил применил к постановке «Двенадцатой ночи» в чем-то похожие приемы: он пересобрал, пересочинил текст Шекспира (с большой помощью Максима Михайличенко) - и это вполне обоснованно, поскольку комедийное начало шекспировского текста очень во многом основано на каламбурах и контекстуальных шутках, попросту непонятных иногда и переводчикам. Что уж говорить о зрителе!



Главными ключами к Шекспиру у Безносова стали музыка, мягкий постапокалипсис в оформлении и игра с театральными условностями. Эти ключи позволили увидеть, в частности, что в труппе ТЗО есть замечательные актеры, и есть даже надежда на ансамблевую работу.



Дело происходит на задворках какого-то мира; сцена усыпана песком, а на ней стоит некая проржавевшая махина, напоминающая многокомнатную гравицапу (художник Надя Кривомазова). Костюмы героев иронично отсылают к историческим - но какая, если по-честному, у Шекспира история? Одна условность. Вот и тут костюмы фантазийные: Оливия (Виктория Маркина) - в готическом трауре, Мальволио (Владимир Лаппо) - в черной строгой тройке, а сэр Тоби Белч (Геннадий Николенко) - в свободной грубой рубахе.



Основная сюжетная коллизия дана понятно и ловко: пусть у Себастьяна (Станислав Коновалов) и Виолы (Карина Редькина) и не слишком изысканный, намеренно, грим, но эти близнецы равно глуповаты и нелепы в смешных ситуациях жизни, и вся ситуация хорошо считывается. Когда граф Орсино (замечательная роль Никиты Алексеева) слишком долго засматривается на Виолу (считая ее парнем), а затем в ужасе освобождается от этого видения, - это очень смешно. Когда высокомерная Оливия становится внезапно очень доступной перед, опять же, переодетой Виолой - это опять весьма комично.



…И я снова думаю, после «Месяца в деревне» в нашем драмтеатре, как Безносов со вкусом смеется над влюбленными женщинами, - а в это время граф Орсино восклицает: «Как равнять любовь какой-то женщины с моей?»

Очень много смешного, заключенного в самой природе театра. Герой говорит другому: «Я разделю вашу боль», - и пытается сделать шпагат. Выход Мальволио Владимира Лаппо в его желтых чулках - чудесная сцена. Один из героев в финале появляется с топором в спине, и его невозмутимость только добавляет комизма ситуации. Прекрасный Антонио, демон пустыни, - исчезая, взвихряет песок.



И, конечно, музыка. Исполнитель роли Антонио Денис Федосов, насколько я знаю, написал музыку к большинству песенок, и песенки Шекспира действительно зазвучали в этой пьесе в разнообразии настроений, от комического до меланхолического. Музыка становится ключом, объединяющим этот мир - недаром начинается действо с песенки группы полуоборванцев, и песней, конечно, завершается. Многие песни исполняет сам Денис; в дуэт с ним вступает Максим Михайличенко: его громкогласый шут Фесте - герой интересный и непростой, и постоянно звучащая в переводе на английский песня про «выйду в поле с конем» становится своего рода ироническим лейтмотивом спектакля.



Я смотрела один из прогонов, и в нем много чего можно было еще поправить: не всегда было хорошо слышно поющих, где-то хромал темпоритм, в ряде сцен не сложился ансамбль, было ощущение некоторой разностильности в принципах актерского существования. Но главное, объединяющий дух театрального дурачества, - уже был. И он уже связал эту историю в комедию в высоком смысле, в комедию, где каждый находит любовь, где разве что несчастный Мальволио остается один… И тут в финале есть отрезвляющий трюк, который напоминает: счастье редко бывает у всех разом.

Обязательно вернусь пересмотреть эту обаятельную историю.

Все фото в посте - Юрия Корчагина.

Краснодар, Театр, Двенадцатая ночь, Шекспир, Даниил Безносов

Previous post Next post
Up